Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Как сохранить мотивацию и как найти вдохновение на учебный год

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 28.03.2021

«Это невыполнимо»- сказала Причина.
«Это напрасно»- отрезала Гордыня.
«Это безумно» — заметил Опыт.
«Попытайся…» — шепнул Мечта.

Одной из основных проблем многих людей является отсутствие или недостаток интереса к учебной деятельности, к изучаемому материалу, которые кажутся ненужными, скучными и не значимыми. Недостаток или отсутствие интереса к учебной деятельности у студентов может говорить о низком уровне мотивации или её полном отсутствии.

Слово «мотивация» произошло  от слова «мотив», для которого есть лаконичное и простое определение: «Мотив — это опредмеченная потребность». Мотивация является для человека побудительным стимулом к действию-она включает психофизиологический комплекс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость. Желание появляется тогда, когда человек осознанно чего-то захотел (и в идеале предпринимает какие-то шаги, чтобы его получить). Это те обстоятельства, которые заставили человека чего-то захотеть.

Мотивация неразрывно связана с человеческими потребностями (биологическими или социальными), которые он зачастую не всегда осознает, но которые всегда выражают желания человека. Мотивация формирует внутреннее психоэмоциональное напряжение (беспокойство и тревогу), которое человек стремится снизить или устранить. Мотивация, по своей сути, является способностью человека удовлетворять свои возникшие (осознаваемые или нет) потребности.

Мотивация к обучению относиться социально-значимых потребностям студентам. Например.

*Потребность в оценке и уважении. К этой потребности относится потребность в самоуважении и в учебных достижениях, желание добиться больших успехов в обучении (в будущей профессии, в личной жизни) и в получении одобрения, признание со стороны (преподавателей, любимых, друзей, руководства и др.).

Основные методы мотивации этой группы студентов основаны на системе оценивания, например: система оценивания студенческих проектов, или освоенных ими профессиональных компетенций (умений и навыков), или учебного прогресса, или планирования карьеры и др.

*Потребность в достижении высоко­го результата. К этой потребности относится желание преуспеть в условиях конкуренции с другими студентами. Студенты с этой потребностью в процессе обучения (при решении учебных задач или проблем) характеризуются: сформированной психологической готовностью к встрече со  сложными и не стабильными учебными ситуациями и к разнообразию учебных проектов и заданий, к проявлению самостоятельности, осознанности в постановке перед собой трудных целей, взятию на себя полной ответственности и сознательному риску ради этого. Эта категория студентов стремится получить обратную связь, то есть стремится получить внешнюю оценку качества выполненного проекта или задания.

Основными методами мотивации этой группы студентов являются сопернические средства, например: конкурсы и соревнования, публичное награждение и поощрение, поручения для решения самых сложных, важных и особо значимых важных проектов (заданий).

Важно отметить. Студенты с низкой потребностью в достижении результата, предпочитают учиться в стабильных, надежных и предсказуемых ситуациях, и болезненно относятся к любой форме внешнего и открытого кон­троля. Студенты с высокой потребностью в достижении высокого результата предпочитают учиться в нестабильных ситуациях, легко относятся  к любым формам внешнего контроля. Высокая потребность в достижении высокого результата становиться важнейшим фактором, влияющим на поведение студента в процессе обучения.

*Потребность в самоактуализации. К этой потребности относиться желание студента максимально реализовать в учебной деятельности свой познавательный потенциал и личностный комплекс: свободу от шаблонов, открытость неизвестному, ориентация в будущее, независимость от оценок, способность учиться в условиях неопределенности и др.

Студенты с этой потребностью стремятся учиться на максимуме своих возможностей. Однако многие из этих студентов, в процессе обучения, теряют свою учебную мотивацию. Причина этого- вид мотивации, выбранный студентом.

Наиболее известны следующие виды мотивации. Например.

Внешняя мотивация. Внешняя мотивация считается неустойчивой. Её неустойчивость определена тремя причинами:

*внешним стимулом, формирующим внешнюю цель;

*включением и мобилизацией волевых процессов (достичь, добиться, надо, должен, обязан), на которые опирается студент во время обучения;

*ориентацией на достижение внешнего стимула, например, получение похвалы, диплома, статуса, благодарности и др.

При достижении результата (внешнего стимула), у студента сразу теряется мотивация.

Внешнюю мотивацию можно сравнить с бегом на короткие дистанции.  

Внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация считается устойчивой. Её устойчивость определена тремя причинами:

*внутренним стимулом (хочу, интересно, нравится), формирующим внутреннюю цель («узнать», «познать», «изучить»);

*расслабленностью и мобилизацией всех познавательных процессов (любопытства, познавательного интереса), на которые опирается студент во время обучения;

*ориентацией на сам учебный процесс (на творческую деятельность), дающего персональное чувство внутреннего психологического комфорта, эмоциональной погруженности (эмоционального захватывания) и удовлетворения.

При достижении результата (например, решение трудной, но интересной задачи, поиск и презентация важной, нужной и редкой информации по интересной и значимой теме и др.), мотивация (внутренний стимул) либо находит новое направление развития для реализации, либо трансформируется в новый вектор или способы познания.

Внутреннюю мотивацию можно сравнить с бегом на длинные дистанции, марафонским бегом, в процессе которого спортсмену приходит «второе дыхание».

Мотивация, вне зависимости от её вида всегда определяет смысл деятельности. Ярким примером мотивации является её проявление в вдохновении, позволяющим осознавать и чувствовать собственные внутренние потребности. Вдохновение является особым состоянием студента, при котором мощно активируются все мозговые процессы, создающих творческое напряжение и творческое волнение,  творческий подъем и прилив творческих сил, характеризующихся повышением общей активности, осознанием легкости творчества, психоэмоционального подъема, вызывающего переживание чувства «одержимости», эйфории и экстаза.

Вдохновение студента является центром его творческого потенциала и креативности, которые:

*активируют психические процессы (творческое воображение, фантазию), легко формирующих в сознании появление разнообразных и многочисленных сильных и необычных образов, мыслей, ассоциаций;

*мобилизуют всевозможные имеющиеся возможности и силы, раскрывают новые внутренние, спящие или скрытые ресурсы и резервы;

*формируют особое позитивное психоэмоциональное состояние (внутренний подъемом), для которого свойственна абсолютная концентрация на самом творческом (учебном) процессе и на достижение задуманного результата, который зачастую превосходит ожидания студента, например, создание уникальных инсайтов, незаурядных шедевров или разработка инновационных решений и много другого, типа, продуктов творческой задумки (яркого скетча, выразительного художественного образа в картине,  в скульптуре, или в танце, или в литературе, или в музыке), важных научных проектов, технических изобретений, и даже в повседневной жизни (придумать новое блюдо или украсить необычно привычное блюдо, или творчески под музыку и танцуя проводить ежедневную уборку своей комнаты и др.).

Вдохновение всегда характеризуется повышением силы мотива в учебном или творческом процессе и в результате достижения цели, казавшейся трудно выполнимой (Kuhl J, Gifford S., Jarvin L., Nichols R., Cattell R., MacKinnon, Collins и др.) и огромным уровнем трудолюбия, например, по мнению П. Чайковского:  «Вдохновение – это гостья, не любящая посещать ленивых», а по мнению А. Пушкина: «Вдохновение – это умение приводить себя в рабочее состояние».

Кроме того, пиковые переживания студента могут способствовать появлению вдохновения и позволяют ему:

*ощущать единство и гармонию внутреннего и внешнего мира, свою целостность и самобытность, уникальность и непосредственность;

*вдохновлять на достижения в других сферах жизни, имеющих прямую связь с успешностью в этих сферах;

*устранять не нужные страхи, тревоги, волнения негативных эмоций, сомнения и неуверенность;

*проявлять целеустремленность, уверенность, искренность в  триаде «мысль-слово-действие», развивающих его индивидуальность и необходимые для его интеграции. (А. Маслоу)

Для современного студента важно находиться в состоянии творческого вдохновения длительное время и сохранять его. Для появления и сохранения этого состояние не поможет ни пассивное ожидание музы (вдохновения)-дамы капризной и не постоянной и ни пассивное ожидание «волшебного пендаля» извне. Истинное вдохновение требует регулярной активности, поддерживающей её новые горизонты, питающие её новыми источниками и раскрывающие все уникальные грани личности студента, которые начинают сверкать как гарант самого дорого бриллианта.  Для этого стоит использовать, например:

*прогулки на природе, восстанавливающих утраченное равновесие, наполняющих внутренней гармонией и будящих спящий потенциал;

*слушание любимой и классической музыки, наполняющей новым прочтением уже испытанных эмоций, чувств и ощущений;

*занятия спортом, активизирующих биохимические процессы организма, выражающихся в приятной усталости, снятию физического и психоэмоционального напряжения, появлением новой энергии, подъемом настроения и приливом внутренних сил;

*занятия творчеством и средствами арт-терапии (музыка, танцы, вокал, изобразительное творчество), рождающих качественно новые, прекрасные и уникальные шедевры;

*путешествия, посещение театров, кинотеатров, музеев и галерей, дарящих новые эмоциональные впечатления, чувства и ощущения;

*развитие чувство юмора и самоиронии, снижающих чрезмерную серьёзность в решении сложных и трудных учебных проблем, и заданий; *общение и работа в дружной команде, дающей поддержку, объединяющей, увлекающей, захватывающей и повышающей конкурентоспособность и другое.

Все это помогает студенту, и вообще любимому человеку, не только найти и сохранить вдохновение, но раскрыть многогранность собственной личности.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: