Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Кризис среднего возраста: характеристика (часть 2)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 29.08.2020

Кризису среднего возраста свойственны ряд устойчивых негативных характеристик, вызванные распадом «Я-концепции», осознанием конечности жизни и полной уверенностью в персональном несоответствии требованиями современного общества. 

Основные характеристики кризиса среднего возраста

1.Глубокие, долговременные, негативные и стойкие депрессивные переживания.<
а) Эмоциональные проявления депрессивного состояния
у личности, например:
*В достаточно стойком снижении настроения, проявляющееся в появлении унынии и апатии,  пессимизма, в состоянии подавленности и в снижение общего эмоционального фона, возникающих из-за «исчерпанных возможностей и утраченных шансов», утраты смыслов жизни, её целей и жизненных стремлений, казавшихся вечными, стабильными и привычными.
*В появляющихся  у личности иррациональных страхах (старости, морщин и др.) и в нарастающей тревоге  за свое будущее, которое рисуется в мрачных перспективах, поэтому может маскироваться тревогой за детей (в некоторых случаях, даже за общество в целом).
*В неуклонном снижении интереса к жизни и в утрате чувства новизны, выражающиеся в апатии, в утрате чувства удовольствия от жизни и в ощущение отставания от неё; в появлении скуки, инертности и вялости; в утрате интереса к любимой работе, к любимому хобби и увлечениям, которые ранее приносили удовлетворение
б) Когнитивные искажения мышления личности в депрессивном состоянии, например:
*В формировании внутреннего психоэмоционального напряжения на основе развивающегося полного спектра негативных эмоций (злость, досада, раздражение, гнев, ярость и др.).
*В формировании негативного самовосприятия: человек фиксируется на отрицательных сторонах своей жизни, считает себя ненужным, никчемным, обременительным для окружающих; на субъективном негативном восприятии и анализе прошлых и актуальных ситуаций, даже, если они объективно являются хорошими, счастливыми, добрыми и радостными; в пессимистических прогнозах и настроениях.
*В критической переоценке и полном обесценивании своего жизненного опыта(любовного, сексуального, профессионального, семейного и иного).
*В появлении необоснованного чувства самообвинения (чувства вины), возникающего на основе изматывающего негативного критического самоанализа и бесконечного самоедства из-за упущенных и исчерпанных возможностей и шансов; из-за утраты смыслов жизни, её целей и жизненных устремлений, казавшихся стабильными и привычными.
«Психика побуждает человека обращаться вовнутрь себя и задумываться о смысле собственной жизни. К этому обращению вовнутрь подталкивает бессознательное, область, где подавленные и не пережитые аспекты личности находились, росли, и откуда они теперь требуют, чтобы их выслушали» (К. Юнг)
в) Поведенческие проявления депрессивного состояния у личности, например, в появлении стойкой и постоянно повышающейся утомляемости, чувства вялости и нарастающей превалирующей усталости от всего (от работы, от семьи, от детей, от друзей).
г) Соматические проявления депрессивного состояния у личности, например:
*В появлении бессонницы, снижение концентрации внимания и появление сложностей в принятии решений.
*В появлении проблем с аппетитом: либо исчезает полностью, либо усиливается и приводит к перееданию.
*В появлении необоснованных жалоб в области сердца, желудка, появление запоров.
*В появлении проблем в сексуальной сфере, и попытки их решить за счет смены партнера или чрезмерной мастурбации под порно.
д) Осложнения, вызванные депрессивным состоянием личности, например:
*В формировании серьезных заболеваний-алкоголизма или наркомании: приемом алкоголя или наркотиков личность пытается поднять себе настроение, потому что они создают иллюзию хорошего самочувствия.
*В появлении суицидальных мыслей (в тяжелых случаях), возникающих в результате самообесценивания, не понимания целей и смыслов жизни, нарушения пищевого поведения.
2.Полная погружённость в себя:
а)Нарастающее недовольство собой, собственной жизнью и возникающая общая усталость, которые становятся превалирующими чувствами.
б)Снижение интереса к жизни и утрата чувства удовольствия от неё, выраженные в растерянности, в вялости и в апатии, в скуке и в инертности, в падении самооценки и не понимание того, что происходит с самой личностью и вокруг неё.
в)Чрезмерно критическая и зачастую негативная переоценка всего своего жизненного опыта и его полное обесценивание.
г)Депрессивные переживания и тревога за свое будущее, выраженные в достаточно стойком снижении настроения и в его резких колебаниях, в долговременном негативном психоэмоциональном состоянии и в негативном восприятии актуальных и объективно позитивных жизненных ситуаций.
д)Устремленность в прошлое, выраженная в идеализации молодости (наполненность радостью и удовольствием), в тусклости настоящего и  в  туманном и  в коротким будущим; в появление субъективного восприятия законченности жизни, близости ее конца и невозможности начать её заново;  в возникновении состояния подавленности, причины которого осознаются не сразу, а осознание причин приводит личность к переживанию на тему «исчерпанные возможности и упущенные шансы».
е)Утрата жизненных смыслов, целей, ориентиров и стремлений, всегда казавшихся вечными, стабильными и привычными, выраженных в появлении бесконечного навязчивого самоанализа и самоедства из-за «исчерпанных возможностей и упущенных шансов».
ж)Утрата чувства новизны: отставание от жизни, понижения уровня профессионализма, чувство не отождественности себя, понижение самооценки.
з)Распад «Я-Концепции», прикрытая  одной из форм психологической защиты от кризиса (например, отрицание и рационализация), и выражающаяся в следующих персональных проблемах, создающих внутриличностный кризисный конфликт, например:
*во внутренней самооценке: высокий уровень оценивания своего интеллекта и низкая оценка собственных физического состояния и др.;
*в самовосприятии паспортного возраста  и его внутреннего  ощущения: оценивание по возрасту более старше или более моложе своего реального возраста и т.д.;
*в самоощущении  удовлетворенности: проведение корреляционной связи между персональной физической формы, имеющегося имиджа, образа  собственного «Я» и уровня благополучия и состояния счастья;
*в соотношении создаваемых поведенческих прогнозах и их воплощением в реальности, как самой личности и других людей.
3.Появление проблем в физической, в социальной,  в психологической сферах, и комплексах, связанных с ними, например:
а)Биологические изменения-это биологическая подготовка организма к угасанию, например, изменение гормонального фона говорит о том, что у женщин организм начинает подготовку к климаксу, у мужчин может понижаться эрекция, появляются морщины, седеют волосы и др.
б)Социокультурные изменения-это неизбежные изменения, например:
*в семейных ролях: умирают родители, отходят друзья и дети уходят в самостоятельную жизнь («опустевшее гнездо»);
*в профессиональном статусе: прекращается профессиональная самоактуализация, замедляется и останавливается карьерный рост.
в)Психологические изменения-это формирование психологическое страхов и психологических комплексов, например:
*формирование иррациональных или невротических страхов, например, страх смерти, или страх неизвестности, страх выхода из привычной зоны комфорта, страх приближающей старости, страх морщин и др.;
*формирование психологических комплексов, типа комплекса Питера Пена, выраженный в отказе принимать собственное взросление (старение), в желании избежать неизбежную старость, в желании продлить свою молодость, в стремлении сохранить и перенести психологию юношеской фазы «через порог так называемых лет осмотрительности» (Карл Юнг) используя всевозможные средства омоложения, переход на ношение молодежной одежды и создание круга новых «друзей»- молодых людей, значительно моложе самой личности;
*депрессивного состояния и всего, что с ним связано.

Статьи по теме:

Кризис среднего возраста: причины (часть 1)

Кризис среднего возраста: основные этапы (часть 3)

Кризис среднего возраста: алгоритм выхода (часть 4)

Кризис среднего возраста: основные стратегии преодоления (часть 5)

Кризис среднего возраста: основные стратегии преодоления (часть 6)

Видео:

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: