Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Мудрость и псевдомудрость. Часть 1.

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 06.08.2020

Девушка плачет, сидя на скамейке. К ней подходит малыш и спрашивает: «Ты почему плачешь?». Девушка, отвечает сквозь слезы: «Я никому не нужна». Ребенок: «А ты у всех спросила?»

(Детская мудрость трехлетнего ребенка)

Быть мудрым стало модно. Модное поветрие превратило настоящую мудрость в псевдомудрость, выпекаемую как пирожки в булочной. Псевдомудрость, благодаря Интернету и социальным сетям, приобрела форму масштабной эпидемии: внезапно и вдруг многие их пользователей стали считать себя мудрыми. Псевдомудрость, прикрытая якобы мудростью, возвели в ранг «божества» и стали поклоняться ей.

Мудрость стала показателем принадлежности к появившемуся новому «высшему сословию»-гламуру, в которое стараются попасть  и свежеиспеченные «звезда» эстрады, люди с низкой социальной ответственностью, политики, блогеры всех мастей и масштабов, снобы, а ля «золотая молодежь»  и др.

Эта категория людей печально знаменита своими сиюминутно -рождаемыми и выложенными в на просторы Интернета и социальных сетей своих «мудрых» перлов;  туманными рассуждениями на важнейшие темы, не имеющих ничего общего с реальной мудростью и не имеют к ней никакого отношения. Стараясь показаться умными и мудрыми эти люди, к сожалению, зачастую выглядят глупо,  смешно и нелепо, что подтверждают их публичные поступки и высказывания, особенно, если эта тема касается их самооценки или компетенции и др.   Публичные  скандальные высказывания «нового сословия» -гламура, больше напоминают базарные разборки рыночных торговок самой низшей пробы, яркие негативные эмоциональные реакции и скандальный хайп, демонстрирует их истинную сущность: самолюбование и эгоизм, хабалистость и жадность, хамство и лживость, недалекий ум, отсутствие истинной интеллигентности и внутренней культуры, нацеленность на саморекламу и самопродвижение к гламуру с одной целью  -заработать, заработать, заработать.

Желание человека войти в «новое сословие» -гламур и стать его частью,  зачастую толкает  человека на регулярную «выдачу на-гора» огромного количества псевдомудростей в день, игнорируя тот факт, что настоящая мудрость свободна от различных догм и не зависит от социального статуса и от количества материальных благ.

Мудрость стала требованием к личности человека, особенно в любовных или семейных отношениях. Отсыл партнера к срочному помудрению («Ты должна быть (стать) мудрой» или «Ты обязан проявлять мудрость») с советами, типа, «подумай сегодня» или «прочитай книгу» носят формально-отсылающий характер, потому что вскрывает сразу две взаимосвязанные проблемы у того, кто отсылает: полное не понимание процесса, свойственного мудрости, и, как следствие, отсутствие понимания методов и средств мудрения -и, ответ на вопрос «каким образом можно быстро и внезапно помудреть?» зависает в воздухе.

Спрос, как известно, рождает предложение. И мудрость внезапно стала востребованным товаром, предметом торга. Рынок психологических и коуч- услуг мгновенно среагировал на это модный спрос появлением  огромного количества и  весьма сомнительного качества разнообразных тренингов по развитию мудрости (жизненной, мужской, женской-не важно). Психологи и «а ля эксперты» предлагают купить мудрость много, сразу и оптом и помудреть за считанные часы и дни.

Требование к любимому человеку внезапно стать мудрым имеет две очень опасные позиции для отношений:

*первая позиция -оно может рассматриваться как не любовь к любимому человеку, как его не приятие таким, каков он есть, как открытое его открытое обесценивание, потому что это требование игнорируются природные качества, свойства ума и особенности его функционирования;

*вторая позиция- оно вынуждает любимого человека лгать и подменять мудрость псевдомудростью.

Масштабность моды на мудрость зашкаливает-это говорит только об одном:  желание быть, стать или слыть мудрым стало управляемо стадным. Оставаться в общем стаде или выйти из него- это может быть только персональным решением конкретного человека, как показателем его отношения к самому себе: либо человек решает сохранить свою уникальность, либо человек продолжает слепо, не задумываясь следовать модному поветрию.

Мудрость стала критерием оцениванием личности. Оценивание личности по наличию или отсутствию у неё мудрости -это достаточно спорная и очень скользкая позиция, требующая аккуратности, корректности и своего осмысления. Любое оценивание другого человека, а уж тем более наличие или отсутсвие у него мудрости, должно быть максимально реалистичным и объективным, и иметь валидные критерии оценивания в системе триады «мысль-слово-действие». Следовательно, возникает сакраментальный вопрос «А судьи кто?» (А. Грибоедов «Горе от ума»). Будем честны- в современном мире человек сам:

*Наделяет себя властью оценивать других людей на наличие или отсутствие мудрости. Таких«свежевыпекаемых» экспертов -оценщиков мудрости в других людях, вещающих в СМИ и на просторах Интернета очень и очень много;

*Выбирает основным критерием оценки мудрости других людей свое вульгарно-бытовое её понимание, зачастую деформированное и искаженное призмой своего Я: своего мировоззрения и установок, пережитых травм, личный жизненный опыт,  персональных приоритетов, имеющихся иллюзий и представлений;

*Использует для оценивания мудрости других людей свои цели, в ряде случаев, далеко не порядочные и  тщательно скрываемые (например, испортить репутацию, показав человека глупым; или ударить по самооценке или уронить её, раскритиковав человека, воспеть мудрость у человека откровенного глупого и так далее).

Зачастую эксперты -оценщики вещающие в СМИ и на просторах Интернета о наличии/отсутствии мудрости у других людей, выглядят несколько нелепо, а зачастую убого, потому что подобные суждения свидетельствуют о их попытках завуалировать у себя отсутствие мудрости, недалекий ум, а иногда и просто глупость.

Люди, сохраняющие свою уникальность и уникальность своего любимого человека -это реально мудрые люди. Они осознают:

1.Мудрость — это результат согласованной и взаимосвязанной работы:

*природных качеств мозга (ума), позволяющих человеку демонстрировать его врожденные свойства: скорость мышления и его особенности функций (например, анализ-синтез, абстрагирование, выстраивание причинно -следственных связей,  формирование логических выводов  и др.), глубину восприятия, цепкость памяти и др.;

*сформированного интеллекта, позволяющих человеку демонстрировать свой кругозор, как результат развития, обучения, воспитания, выражающийся в приобретенных знания, умениях и навыках;

*персонализированного жизненного опыта, позволяющий человеку демонстрировать свое мировоззрение и свои установки, выводы, сделанные из ошибок.

2.Реальная мудрость имеет свои критерии и характеристики проявлениядемонстрирующая глубину познания челноком окружающего мира и себя в нем, например.

а)Умение познавать окружающий мир и себя в нем: широко и объемно, в перспективе и стратегически, а не узко и зашорено.

б)Навык:

*объективно анализировать прошедшее и настоящее, учитывая многие нюансы;

*прогнозировать и моделировать будущее;

*профилактировать появление деструкций, деформирующих и разрушающих саму личность и её отношения, отслеживая повторяющиеся тенденции.

в)Способность грамотно:

*комбинировать имеющиеся знания, интуицию, персональный жизненный опыт и опыт других людей, для деликатного и уместного применения в обществе, в референтной группе, в отношениях и в конкретных ситуациях, для решения различных ситуаций и минимизации встречающихся риски;

*выстраивать разумные, чистые и простые логические рассуждения, приводящие к мудрым выводам, к мудрым выборам и принятию мудрых и простых решений, даже в самых сложных ситуациях.

2.Мудрость-это обратная сторона глупости. Мудрость -это сохранение интеллектуального баланса и жизненной гармонии. Мудрость, как любое другое явление дуальное по своей сути. У мудрости имеется  свой антипод- глупость.  Мудрость и глупость-это две стороны одной медали, что, к сожалению,  не всякий человек осознает. Глупость (или назовем это более корректно, отсутствие блеска ума или его недостаток)-это не сознает плохо. Глупость, так же как и все явления жизни, имеет свои выгоды и  преимущества, например,  недалекий человек обычно не раздумает о возможных рисках и неблагоприятных последствиях своих высказываний, решений и поступков, игнорирует их, что может привести человека к  каким-либо  достижениям и успеху (например, финансовому).  Очень тонким ребром медали»мудрость -глупость» является  псевдомудрость. Именно поэтому многие современные «мудрецы», пытаясь прикрыть свой недалекий ум, или свою проблемных самооценку (завышенную или заниженную) в своих псевдомудрых высказываниях и рассуждениях, не замечают  своей публичной глупости, и того, что они выглядят, зачастую смешно и нелепо, что негативно сказывается на их репутации. Над многими «мудрыми» высказываниями современного «нового сословия» -гламура, обыкновенные люди  смеются и потешаются. В. Шекспир прекрасно описал  современных мудрецов, категорию людей, скрытно осознающих собственную интеллектуальную ущербность и недалекость своего ума, и прикрывающих их псевдомудростью,  маскируя  её под истинную мудрость, дав им изумительно точную характеристику:

«О, Господи, какая болтовня!
Глупец набрал острот различных войско
И поместил их в памяти своей.
Я и других глупцов немало знаю
Из высшего сословья» («Венецианский купец», 1596 г.) .
3.Мудрость не терпит суеты, мышиной возни и хаоса, потому что она является результатом глубокого и серьезного размышления и осмысления человека о чем-то важном для него, например,  любовь и расставания,  дружба и предательство,  жизнь и смерть, счастье и страдания, денег, работа и увлечения и т.д. Мудрость -это глубоко личное и персонализированное переживание разнообразных, но значимых для личности, явлений и событий, пропуская эти переживания через персональную призму собственного мировоззрения, морально-этических ценностей, убеждений и установок,  отраженных и  проявляющихся в реальных поступках повседневной жизни человека. Именно поэтому мудрость невозможно выпекать потоком, как блины.

4. Мудрость базируется на морально-нравственных и к морально-этических понятиях и категориях. Отсюда следует, что и оценивание мудрости может только с этих позиций и только в триаде «мысль-слово-действие».

Мудрость не терпит суеты и хаоса, потому что мудрость -родная сестра философии. Мудрость -это вывод, по результатам глубокого размышления человека о чем-то важном для него. Серьезные размышления о важных вещах всегда базируются на мировоззрении человека, его убеждениях и установках, на его видении жизни и его отношения к жизни. Результаты размышления отражаются в мудрых высказываниях, в поступках и действиях человека, в его эмоциональном реагировании на те или иные события и явления.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева ( Lidiya Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: