Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Кризис среднего возраста: алгоритм выхода (часть 4)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 04.09.2020

Любой кризис личности — это сложное, но весьма увлекательное путешествие в познании самого себя. (L.Ageeva)

Кризис среднего возраста можно сравнить с внезапными разрушениями в любимом доме, в котором человек проживал свою всю свою жизнь, в доме, в котором ему всегда было комфортно, безопасно и уютно. Но внезапно фундамент привычного дома, казавшийся вечным и устойчивым, стал качаться, стал зыбким и шатающимся, а сам дом стал терять вот внешнюю привлекательность и внутренний уют.  Жизнь в разрушающемся доме становиться опасной, формируя у человека страх, тревогу и беспокойство, внося в привычную, размеренную и стабильную жизнь сумятицу и неопределенность, хаос и смятение и др.
Осознание первопричин происходящих потрясений, позволяет личности реалистично оценить масштаб возможных нарушений и сделать реалистический прогноз возможному ущербу. Реалистичность позволит личности принять грамотное и верное решение:
*либо построить новый дом, разметав и разрушив до основания зашатавшийся дом;
*либо провести капитальный или косметический ремонт в разрушающемся доме;
*либо отреставрировать современными безопасными, прочными и долговечными материалами разрушающийся дом, продлив его служение человеку на многие-многие года
Грамотное и верное решение, принятое личностью, требует от неё адекватного выбора в пользу себя, спокойствия и осмысленности, рационализма и прагматизма, проявления ума и жизненной мудрости.

Алгоритм выхода из кризиса среднего возраста

Первый шаг. Цель: осознание неотвратимости изменений, приятие решение меняться и определение выбора стратегии прохождения по кризису среднего возраста.
Основное содержание изменений. Личности стоит:
1.Составить реестр появившихся персональных негативных проявлений, например, составить перечни:
*всего того, что престало устраивать и начало вызывать неудовольствие в различных сферах жизни (например, в семейной, в профессиональной, в сексуальной, в интеллектуальной, в дружеской, в коммуникативной и др.);
*преобладающих ощущения, чувства и эмоции (например, страхи, тревога, раздражение, досада, злость, гнев и др.);
*возникающих конфликтов и придирок к окружающим (к любимому человеку, к детям, к родителям, к коллегам, к друзьям), попробовать определить их причины и длительность.
2.Ознакомиться с научной информацией о биологических, физиологических и психологических изменениях в организме человека после 40 лет.
Ожидаемый результат. Ознакомление с научной информацией о биологических, физиологических и психологических изменениях в организме человека после 40 лет, позволит личности осознать и принять неотвратимость изменений.  Составленный реестр появившихся персональных негативных проявлений позволит личности осознать масштаб и глубину наступающих (наступивших) изменений, принять ключевое решение и осуществить выбор стратегии движения по дистанции кризиса и выхода из него.

Второй шаг. Цель: определение имеющихся персональных резервов (возможностей, потенций) и показателей и критериев для адекватного самоанализа собственной жизни.
Основное содержание изменений. Личности стоит:
1.Провести ревизию всех своих персональных достижений и успехов, например:
*в саморазвитии, например, скорректировали свое мировоззрение или устранили деформированные установки, освоили новые модели поведения и методы взаимодействия, усилили позитивные личностные качества и др.;
*в самовоспитании, например, освоили навыки этикета, изменили персональный стиль и имидж, освоили навыки компромисса, скорректировали собственное отношение к себе, например, отказались от вредных привычек, снизили вес и держите его в норме долгое время и др.;
*в самообразовании, например, поступили учиться (учиться никогда не поздно), или получили желаемое образование, или сертификат с правом работы и др.;
*в профессиональной деятельности: движение по карьерной лестнице и определение своего места на ней в настоящий момент, благодарности, награды, поощрения, благодарности и др.;
*в семейной и любовной сфере, например, позитивные моменты в системах и ролях «муж-жена» (мужчина-женщина), «родители-выросшие дети», «взрослые дети-престарелые родители», состояние психоэмоционального комфорта, общность интересов, доверие и др.;
*в сексуальной сфере, например, полная сексуальная удовлетворенность, сексуальное влечение, реализация сексуальных фантазий, сексуальное здоровье и др.
2.Составить образы «Я -реальный» и «Я-идеальный» (в мировоззренческом, в профессиональном, в личностном, в семейном, в сексуальном плане), необходимых для сравнительного анализа.
3.Определить основные показатели и критерии для самоанализа, например, очертания трехуровневых личные границы, требования к окружению и требования окружения к личности, привычки и увлечения, личностные качества и морально-нравственные и морально этические принципы, жизненные установки и др.
4.Пройти полное клиническое медицинское обследование— ревизию реального состояния своего физического и психологического здоровья; и получить консультации у врачей -специалистов по профилактике имеющихся и возможных заболеваний.
Ожидаемый результат. Личность определяет все свои имеющихся резервы (возможности, потенции) для разработки персональной стратегии движения по дистанции кризиса и выхода из него. Определение показателей и критериев самоанализа позволят личности быть максимально объективным, адекватным и реалистичным в самоанализе.

 Третий шаг. Цель: разработка персональной стратегии движения по дистанции кризиса и выхода из него, на основе выводов второго шага (что стоит изменить, или изменить, или обновить, или скорректировать)
Основное содержание стратегии. Личности стоит:
1.Сформулировать и поставить перед собой новые возрастные цели и задачи, которые диктуются кризисом среднего возраста, например:
*изменение отношения к себе, в том числе, переход на здоровый образ жизни, начать уважать, ценить и любить себя, коррекция или смена имиджа и др.;
*сохранение своего физического и психического здоровья, например, лечение имеющихся заболеваний и профилактика возможных и появление новых-психосоматических осложнений;
*коррекция имеющихся и определение новых жизненных смыслов в триаде «мысль-слово-действие» (мировоззрения и установок);
*освоение новых социокультурных ролей, коррекция имеющихся моделей поведения и методов взаимодействия с окружающими и переход на новые;
*сохранение отношений (профессиональных, семейных, любовных).
2.Оценить появление возможных рисков, трудностей и проблем, например:
*«падение» в депрессивное, тревожное, невротическое или патологическое состояние;
*«бегство» в зависимости, например, увлечение средствами омоложения (пластикой и уколами красоты, наносящим непоправимый и видимый вред внешности), в трудоголизм, в чрезмерную патологическую мастурбацию, в алкоголизм или в наркоманию (дающих ложное ощущения решения проблемы), в критическое увеличение дозы курения и др.;
*проявление критичной конфликтности и др.
И определение вариативных путей и адекватных средств их преодоления, например, анализ-синтез, вытеснение, замена, коррекция, изменение, обновление, коррекция, наложение, купирование, профилактика и др.
3.Определить программу профилактики предстоящих биологических изменений.
4.Определить основную дистанцию всего кризисного периода и основные этапы (и под этапы) всего маршрута продвижения личности по дистанции кризиса среднего возраста и выхода из него.
Предложенный алгоритм может служить базовой основой для разработки любым человеком собственной персональной стратегии.
Результат. Разработка персональной программы-персональной стратегии продвижения личности по дистанции кризиса среднего возраста и выхода из него.

Четвёртый шаг. Цель: движение личности по разработанной персональной стратегии продвижения по дистанции кризиса среднего возраста и выхода из него дистанции кризиса и выхода из него.
Основное содержание стратегии. Определяется личностью самостоятельно или с помощью специалиста, если личность обратиться к ней за помощью. Однако, при любой стратегии, личности стоит:
Первое. Отказаться от жалости к себе (или человека, который находится в кризисном состоянии), потому что жалость может только навредить.
Результат. Отсутвие жалости к себе или выход из неё позволит личности быть максимально честной и искренней самой с собой, избежать самообмана, что принципиально важно для решения кризисных задач.
Второе. Профилактировать возможные проблемы психики, за счет освоения техник специализированного дыхания, техник мышечной релаксации, приема контрастного душа и витаминов группы В, Омега и витамин D.
Результат. Это позволит личности поддержать нормальную работу своей нервной системы, профилактировать перепады настроения и появления депрессивного состояния, сохранять выдержку и спокойствие, то есть управлять своим психоэмоциональным состоянием и др.
Третье. Не игнорировать, а учитывать и опираться на имеющуюся народную мудрость («не рубить с плеча», «семь раз -отмерь, один раз-отрежь») в принятии личностью повседневных и бытовых решений, потому что в период кризиса самолюбие становиться особенно слабым, а самооценка -более болезненной.
Результат. Это позволит личности оставаться рациональной и прагматичной в любых ситуациях, в том числе и при самоанализе триады «мысль-слово-действие», не совершить опасных, грубых и критичных ошибок и промахов, которые могут иметь для личности разрушающие последствия.
Четвертое. Скорректировать профессиональную самоактуализацию и расширить возможности карьерного роста.
Результат. Это позволит личности верить в себя в профессии, держать свою профессиональную самооценку на должном уровне, не останавливаться в своем профессиональном развитии и в движении по карьерной лестнице.
Пятое. Определить позитивные и эффективные средства освобождения от негативных эмоций. Эти средства можно классифицировать на две группы: самостоятельная самопомощь и профессиональная самопомощь.

К средствам самостоятельной психологической самопомощи относятся:
*Спорт, типа: контактные виды спорта, например, бокс (или боксирование груши) или кикбоксинг и др.
*Арт-терапия: например, песенно-танцевальный батл, или рисование (или лепка, или аппликирование) своего состояния или своего отношения к кому -нибудь или к чему -нибудь.
*Игры, например, типы игры в пейнтбол с любимым человеком (с любимыми людьми), или посещение с ними тира и стрельба по мишеням на поражение и др.
*Вождение (машины, мотоцикла, самолета, вертолета, яхты и др.), в том числе и экстремальное и др.
*Домашние бои, например, подушечный бой, или бой ватными снежками.
*Разговоры и размышления с любимым человеком или близкими людьми на самые актуальные темы, например, поразмышлять о новом отношении к себе, о причинах меняющегося настроении и о психоэмоциональном состоянии; проанализировать совместное и его прошлое; помечтать о будущем (что делать и чем заниматься, например, о новом бизнесе и др.); подумать о средствах совмещения прошлого с настоящим и с будущим; поговорить о новых моделях  сексуального поведения и методах сексуального взаимодействия и др.
Результат. Это позволит личности своевременно и цивилизованно освобождаться от негативного психоэмоционального напряжения и негативных эмоций, которые активно аккумулируются ею в период кризиса.

К средствам профессиональной психологической помощи относятся:
*Цикл психологического консультирования.
Результат. В процессе психологического консультирования специалист определяет кризисное состояние клиента, оказывает консультативную помощь в построении им адекватной, персональной стратегии продвижения по кризису и выходу из него и др.
*Система специализированных тренингов, например, «Перезагрузка», «Перспектива и прогноз», «Коррекция смыслов», «Коррекция Я-концепции» «Моделирование образа нового Я», «Преображение», «Конфигурация» и др.
Результат. В процессе участия в системе специализированных тренингов личность корректирует себя, учиться системно и последовательно решать кризисные цели и задачи, начиная от предстоящих биологических, социокультурных и психологических изменений,

Пятый шаг. Цель: выход личности из кризиса среднего возраста.
Основное содержание изменений.  К ним относятся:
*выводы, которые делает личность по результатм прохождения кризисного периода; *опыт, который приобретает личность в процессе прохождения дистанции кризисного периода;
*зона нового личного комфорта (психоэмоционального, социокультурного и профессионального), сформированная и созданная на этапе прохождения дистанции кризисного периода;
*«Я-концепция», обновленная в процессе прохождения дистанции кризисного периода, например, скорректированное мировоззрение и гибкость (интеллектуальная, психологическая), смена отношения личности к себе, происшедшая в процессе прохождения кризисного периода и др.;
*отношения (брачные, семейные, любовные, профессиональные), сохраненные и скорректированные порезультатам прохождения кризисного периода и т.д.
Результат. Достижение личностью целостности, психологического равновесия и гармонии личности, за счет достижения интегрирование заключенных в ней противоположностей. Определение личностью своей персональной дороги жизни.  Приобретение личностью изменений, позволяющих ей жить долгое время в обновленной «Я-концепции»; сохранить самооценку во всех сферах жизни (личностной, профессиональной, сексуальной) и самоощущение удовлетворенности собой, благополучия и счастья; понимать реалистичность персональных ожиданий от ситуаций, от людей и от жизни; сохранение доброжелательных отношений и плановых социокультурных изменений и ролей.

Помните.
*Вы всегда успеете разрушить и обесценить все, что есть — это можно сделать легко и просто. Из достижений своего прошлого личность может выстроить прочный мост над пропастью кризиса.
*Любые «военные» действия с самим собой или против природы (например, в стратегии «Сопротивление») всегда вносит в размеренную жизнь личности разрушения, хаос, беспорядок и путаницу.
*Построить что-то новое на пустом месте всегда намного труднее и сложнее, потому что потребует огромных психоэмоциональных усилий и временных затрат.
*Кто не спешит-тот меньше совершает ошибок. Человек, действующий спокойно и последовательно всегда минимизирует или купирует возможные ошибки и промахи.

Великий  Поль Валери сказал когда-то: «Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью»

Статьи по теме:

Кризис среднего возраста: причины (часть 1)

Кризис среднего возраста: характеристика (часть 2)

Кризис среднего возраста: основные этапы (часть 3)

Кризис среднего возраста: основные стратегии преодоления (часть 5)

Кризис среднего возраста: основные стратегии преодоления (часть 6)

Видео:

 Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

 

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: