Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Психологическая готовность к саморазвитию

самоанализ
Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 11.09.2021

Саморазвитие и его компоненты (самокоррекция, самовоспитание) является одним из самых замечательных средств самоуправляемого улучшения (психоэмоционального, духовного, интеллектуального, физического и материального).

Ключевую и основную роль в грамотном процессе саморазвития играет  психологическая  готовность личности к постоянным изменениям, зачастую носящих глобальный характер.

«Хочу измениться» и «я меняюсь»— это не только разные глаголы, но и принципиально разные процессы, демонстрирующие:
*фундаментально базовое отношение личности к самой себе;
*основные подходы в удовлетворении появившихся потребностей (выраженных в мечтах и желаниях);
*эффективные средства в решении возникших и возникающих проблем;
*уровень психологической готовности для саморазвития, самокоррекции и самовоспитанию;
*адекватные формы и средства организации этой сложной и интересной работы над собой и с собой (Л. Агеева)

Хочу (изменений) -это демонстрация осознанного стремления личности, выражающего её сознательные переживания по появившемуся дефициту  потребности, сформированному в условиях недостатка чего-либо. Дефицит потребности оформляется в желание «хочу», например: «хочу много денег»  (возникшая потребность в финансах), «хочу замуж/жениться» (возникшая потребность в отношениях) и так далее. И затем желание может трансформироваться в мечту, например, «я мечтаю найди клад» (стать богатым, получить наследство, выиграть в лотерею и др.), «мечтаю выйти замуж/жениться», «мечтаю иметь много друзей», «мечтаю изменить свою жизнь» и т. д. При отсутствии психологической готовности «хочу» остается не сбыточной мечтой иди желанием (не удовлетворенной потребностью).

Меняться (я меняюсь)— это демонстрация динамики процесса саморазвития, направленного на удовлетворение появившейся потребности (мечты, желания, устремления). Например, «я хочу много денег», для этого я корректирую свои убеждения и установки в отношении денег и способов их получения, корректирую модели поведения и методы взаимодействия с окружающими, пробую себя в бизнесе с друзьями или организую свой бизнес и так далее. «Меняться» является яркой иллюстрацией процесса устранения дефицита потребности и реализации желаний, возникших на её основе.

 

Процесс изменений — это дистанция саморазвития, которая имеет различный временной отрезок: от нескольких ней до бесконечности (на протяжении всей жизни человека). Процесс изменений может быть достаточно инверсным и увлекательным, не смотря на свою сложность и  трудность.  Результативность и эффективность процесса изменений зависит от ряда важнейших факторов, например, осознанность процесса,  учет возможных рисков, психологическая готовность к процессу изменений (реальная готовность, формальная готовность), особенностей личности (в том числе психических, например, врожденный темперамент-свойство центральной нервной системы) и другое .

Психологическая готовность к саморазвитию является фундаментальной составляющей общей готовности к деятельности и ведущим условием, определяющим:
*устойчивость мотивации в деятельности личности работе над самим собой,
*результативность и эффективность процесса саморазвития,  самокоррекции и самовоспитания.

Психологическая готовность имеет два вида.

Общая готовность (заблаговременная, длительная). Общая готовность представляет собой актуализацию имеющихся сил и психологических возможностей личности, и их адаптацию для успешной деятельности. Общая готовность формируется на основе ранее сформированных установках, убеждениях и мотивах, комптенциях и ЗУНах (знания, умения, навыки), создающих базовое основание для выполнения текущих, рабочих задач деятельности.
Временная готовность (ситуационная). Ситуационная готовность представляет из себя подвижное единство состояния личности, её внутреннюю готовность к определенному поведению, мобилизацию всех её сил на активные и целесообразные действия сегодня и сейчас.

Основными компонентами общей и ситуационной готовности для процесса саморазвития, самокоррекции и самовоспитания, являются:
*мотивационные компоненты, в ним относятся: потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и другое;
*познавательные компоненты, к ним относятся: понимание задач и обязанностей, адекватная оценка значимости результата, знание средств достижения цели;
*эмоциональные компоненты, к которым относятся: воодушевление, уверенность в своих силах, в персональных возможностях, в своих ресурсах, убеждённость в успешном достижении целей и др.;
*волевые компоненты, к ним относятся: самоуправление собой, своим поведением и состоянием, самомобилизация и актуализация внутренних сил и ресурсов, сосредоточенность на решении поставленных задач, абстрагирование от мешающих воздействий, преодоление сомнений, недугов, усталости, лени и другое.

Психологическая готовность к выполнению успешных действий в условиях саморазвития (самокоррекции, самовоспитания) реализует возникший дефицит потребности, выраженное в желании меняться. Во многом психологическая готовность определяется:
*Я-Концепцией личности: ее мировоззрением, убеждениями, установками, ценностями и приоритетами;
*личностными особенностями человека: природным темпераментом и сформированным характером, преобладающими личностными качествами, увлечений и интересов;
*полнотой информацией, которой владеет личность:  о процессе саморазвития, самокоррекции и самоизменениях, о необходимых условиях, о возможных рисках и многом другом;
*отсутствием ограничений по времени, так как саморазвитие — это процесс, длинною в жизнь, потому что человек меняется на протяжении всей своей жизни: меняется его внешность, Я-Концепция и др.;
*наличием адекватных средств для решения поставленных генеральных целей саморазвития и проблемных/конфликтных вопросов, возникающих в процессе работы над собой;
*уровнем личностной готовности к выполнению сложной деятельности по саморазвитию в условиях появившегося внутриличностного (кризисного) конфликта или назревших проблемных вопросов, например, в условиях формирования решений, или в условиях его выбора, или в условиях принятия решения и другое;
*объективной рефлексией (обратной связи) между каждым собственным совершаемым действием в саморазвитии, их эффективностью и результативностью, отражающихся в повседневной жизни и в общении;
*психологическим прогнозированием (предвидение) и управляемостью процесса саморазвития, самокоррекции и самоизменений.

Самостоятельно определить персональный уровень психологической готовности к саморазвитию возможно-для этого стоит всего лишь честно ответить самому себе на специальные циклы вопросов. 

Специальные циклы вопросов на определение психологической готовности (L.Ageeva)

Первый цикл вопросов на личностные особенности
*Какие самые лучшие личностные качества у Вас есть, качества, которыми Вы по праву можете гордиться?
*Что Вам было интересно с самого раннего детства?
*Какие личностные качества Вы готовы устранить у себя?
*Обладаете ли Вы дисциплинированностью?
*Какие личностные качества Вы готовы раскрыть в себе?
*Какие черты характера Вы готовы изменить?
*Обладаете ли Вы настойчивостью?
*Какие привычки Вы хотели бы приобрести?
*Обладаете ли Вы ответственностью?
*Какие привычки Вы хотели бы устранить?
*Обладаете ли Вы терпением?
*Обладаете ли Вы трудолюбием?
*Обладаете ли Вы выдержкой?
*Чем бы хотели заменить свою привычную ленивую, болотную вялотекучесть повседневной жизни?
*Какие личностные качества вызывают у Вас стыд и чувство вины?

Второй цикл вопросов на персональную «Я-Концепцию»:
*Можете ли Вы перечислить 10 своих, самых заветных желаний?
*Чем Вы заняты на сегодняшний день?
*Чем Вы увлечены на сегодняшний день?
*Какие вредные привычки у Вас есть?
*Какие увлечения, привычки, Вы хотели бы устранить?
*Какие увлечения, привычки, Вы хотели приобрести?
*От каких привычек Вы хотели бы избавиться?
*Перечислите пять причин, по которым Вам не удалось избавиться от вредных привычек?
*Сколько раз Вы пытались заняться саморазвитием?
*Назовите пять причин неудачного саморазвития?
*Напишите пять мыслей, к которым Вы возвращаетесь после неудачного саморазвития?
*Назовите пять мыслей, благодаря которым Вы начинаете свое саморазвитие?
*Что, на Ваш взгляд, представляет собой процесс саморазвития?
*Назовите цель Вашего саморазвития?
*Какой результат Вы бы хотели получить в результате саморазвития?
*На какой срок Вы планируете свое саморазвитие?
*В какой последовательности будут происходить Ваши изменения?
*Какие условия Вам нужны для самоизменений?
*Каким образом Вы будете проводить саморазвитие: перечислите методы и приемы?
*Каким/какой Вы видите себя в результате саморазвития?
*Любите ли Вы себя?
*Как часто Вы жалеете себя?
*Что Вы готовы изменить в себе?
*Как часто Вы балуете себя и в чем выражается это баловство?
*Как Вы готовы изменить себя?
*Что Вы будете делать, если Вам станет скучно?
*Верите ли Вы в себя или не верите? Если не верите, то почему?
*Каким Вы представляете свое новое поведение и взаимоотношения с окружающими, которые не будут знать о том, что Вы меняетесь или изменились, поэтому будут обращаться с Вами по -прежнему?

 Третий цикл вопросов на психоэмоциональное состояние личности:
*Чего Вы боитесь больше всего: страха новизны, страха неизвестности, страха отторжения, страха поражения, страха трудностей или иного страха?
*Какие Ваши потребности, на Ваш взгляд, не реализованы?
*Как часто Вы соритесь? Назовите 5 основных причин ссор?
*Какие психологические проблемы у Вас были или есть (например, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих, комплекс неполноценности, зависимость, сексуальный комплекс или иное)? Если Вы не решили проблемы, то объясните причину?
*Что Вас не удовлетворяет, раздражает, злит в себе?
*В каких сферах жизни Вы получаете удовлетворение? Перечислите.
*Что Вас раздражает, злит в окружающих людях?
*Как часто Вы находитесь в плохом настроении?
*Как часто Вы обижаетесь?
*Как часто Вы спорите? Назовите 5 основных причин споров?
*Что Вам нравиться?
*Как часто Вы ссоритесь? Назовите 5 основных причин споров?
*Какие чувства, эмоции и ощущения  Вы получаете от своих занятий (профессиональной деятельности и увлечений/хобби)?

Четвертый цикл вопросов на имеющиеся достижения личности:
*Что Вы считаете своими главными достижениями? Перечислите свои достижения.
*Как (с помощью каких средств) Вы получили  своих достижения?
*Чем Вы было мотивировано каждое достижение?
*Какой была Ваши дистанция  от старта до результата -достижения?
*Что Вы испытывали на протяжении всей дистанции получения своих достижений?
*В чем выражались Ваши усилия  по получению достижений?

Честные и искренние ответы на поставленные циклы вопросов позволят личности задумать о реальных аспектах своей личности. Определение персонального уровня психологической готовности позволяет личности:
*осознать появившийся  дефицит в потребности;
*признать необходимость в  реальных самоизменениях;
*мотивированность решения (эмоциональное или рациональное),
*подвести итоги за определенный период жизни,
*определить точность запроса на саморазвитие и вектора своего нового движения вперед,
*поставить новые жизненные цели,
*сформулировать ожидаемые результаты
*определить адекватные средства их реализации.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: