Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Психологическая готовность к саморазвитию

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 11.09.2021

Саморазвитие и его компоненты (самокоррекция, самовоспитание) является одним из самых замечательных средств самоуправляемого улучшения (психоэмоционального, интеллектуального и экономического). Ключевую и основную роль в грамотном процессе саморазвития играет  психологическая  готовность личности к постоянным изменениям, зачастую носящих кардинальный характер.

«Хочу измениться» и «я меняюсь»— это кардинально разные процессы, демонстрирующие кардинально разное отношение личности к самой себе, различного подхода в удовлетворении ею появившихся потребностей (мечт, желаний) и в решении возникших проблем, уровня готовности для саморазвития, самокоррекции и самовоспитанию, а также форм и средств организации этой работы (Л. Агеева)

Хочу (изменений) -это демонстрация осознанного стремления личности, выражающего её сознательные переживания по появившейся и нереализованной потребности, сформированной в условиях недостатка чего-либо, например: «хочу много денег»  (из-за возникшей потребности в финансах), «хочу замуж/жениться» (из-за возникшей потребности в отношениях) и так далее. «Хочу» обычно оформляться в мечту или желание, например, «мечтаю найди клад (получить наследство, выиграть в лотерею и др.), или «мечтаю выйти замуж/жениться», «мечтаю приобрести друзей», «мечтаю изменить свою жизнь» и т. д.

Меняться (я меняюсь)— это демонстрация динамики, характера и средств процесса самостоятельной деятельности, направленной на удовлетворение появившейся потребности (мечты, желания, устремления).

Процесс изменений — это длительный, сложный и трудный, который может быть достаточно интересным и увлекательным.  Результативность и эффективность процесса деятельности изменений зависит от ряда важнейших факторов, например, осознанность процесса, учет возможных рисков, психологическая готовность к процессу изменений (реальная готовность, формальная готовность).

Психологическая готовность к саморазвитию — это одна из составляющих общей готовности к деятельности и ведущее условие, определяющее устойчивость мотивации в деятельности личности по отношению к самому себе, результативность и эффективность процесса деятельности: саморазвития, самокоррекции и самовоспитания. Психологическая готовность имеет два вида.

Общая готовность (заблаговременная, длительная). Общая готовность представляет собой актуализацию имеющихся сил и психологических возможностей личности, и их адаптацию для успешной деятельности. Общая готовность формируется на ранее освоенных установках и мотивах, ЗУНах (знания, умения, навыки), создающих базовое основание для выполнениятекущих, рабочих задач деятельности.

Временная готовность (ситуационная). Ситуационная готовность представляет из себя подвижное единство состояния личности, её внутреннюю готовность к определенному поведению, мобилизацию всех её сил на активные и целесообразные действия сегодня и сейчас.

Основными компонентами общей и ситуационной готовности для процесса саморазвития, самокоррекции и самовоспитания, являются:

*мотивационные компоненты, в ним относятся, например, потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и другое;

*познавательные компоненты, к ним относятся, например, понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения цели;

*эмоциональные компоненты, к которым относятся, например, воодушевление, уверенность в своих силах, в персональных возможностях, в своих ресурсах, убеждённость в успешном достижении целей, воодушевление и др.;

*волевые компоненты, к ним относятся, например, самоуправление собой, своим поведением и состоянием, самомобилизация и актуализация внутренних сил и ресурсов, сосредоточеность на решении поставленных задач, абстрагирование от мешающих воздействий, преодоление сомнений, недугов, усталости, лени и другое.

Психологическая готовность к выполнению успешных действий в условиях саморазвития, самокоррекции и самовоспитания, реализующих возникшую потребность и желание меняться, во многом определяется:

*Я-Концепцией личности: ее мировоззрением, убеждениями, установками и приоритетами;

*личностными особенностями человека: его характером, темпераментом и сформированными и преобладающими личностными качествами;

*полнотой информации о процессе саморазвития, самокоррекции и самоизменений, о необходимых условиях, о возможных рисках и многом другом, которой владеет личность и который;

*отсутствие ограничений по времени, так как саморазвитие — это процесс, длинною в жизнь, потому что человек меняется на протяжении всей своей жизни: меняется его внешность, Я-Концепция и др.;

*наличие адекватных средств для решения поставленных генеральных целей и возникших проблемных или конфликтных вопросов, обязательно появляющихся в процессе саморазвития, самокоррекции и самоизменений;

*уровнем личностной готовленности к выполнению сложной деятельности по саморазвитию, по самокоррекции и по самоизменениям, в условиях появившегося внутриличностного (кризисного) конфликта или проблемных вопросов, например, в условиях выбора или в условиях принятия решения и другое;

*от объективной рефлексии (обратной связи) между каждым собственным совершаемым действием в саморазвитии и его эффективностью, результативностью-отражением в повседневной жизнью;

*от психологического прогнозирования (предвидение) управляемого процесса саморазвития, самокоррекции и самоизменений.

Самостоятельно определить персональный уровень психологической готовности к саморазвитию возможно-для этого стоит всего лишь честно ответить самому себе на специальные циклы вопросов. 

Первый цикл вопросов на личностные особенности

*Какие самые лучшие личностные качества у Вас есть, качества, которыми Вы по праву можете гордиться?

*Что Вам было интересно с самого раннего детства?

*Какие личностные качества Вы готовы устранить у себя?

*Обладаете ли Вы дисциплинированностью?

*Какие личностные качества Вы готовы раскрыть в себе?

*Какие черты характера Вы готовы изменить?

*Обладаете ли Вы настойчивостью?

*Какие привычки Вы хотели бы приобрести?

*Обладаете ли Вы ответственностью?

*Какие привычки Вы хотели бы устранить?

*Обладаете ли Вы терпением?

*Обладаете ли Вы трудолюбием?

*Обладаете ли Вы выдержкой?

*Чем бы хотели заменить свою привычную ленивую, болотную вялотекучесть повседневной жизни?

*Какие личностные качества вызывают у Вас стыд и чувство вины?

Второй цикл вопросов на персональную «Я-Концепцию»:

*Можете ли Вы перечислить 10 своих, самых заветных желаний?

*Чем Вы заняты на сегодняшний день?

*Чем Вы увлечены на сегодняшний день?

*Какие вредные привычки у Вас есть?

*Какие увлечения, привычки, Вы хотели бы устранить?

*Какие увлечения, привычки, Вы хотели приобрести?

*От каких привычек Вы хотели бы избавиться?

*Перечислите пять причин, по которым Вам не удалось избавиться от вредных привычек?

*Сколько раз Вы пытались заняться саморазвитием?

*Назовите пять причин неудачного саморазвития?

*Напишите пять мыслей, к которым Вы возвращаетесь после неудачного саморазвития?

*Назовите пять мыслей, благодаря которым Вы начинаете свое саморазвитие?

*Что, на Ваш взгляд, представляет собой процесс саморазвития?

*Назовите цель Вашего саморазвития?

*Какой результат Вы бы хотели получить в результате саморазвития?

*На какой срок Вы планируете свое саморазвитие?

*В какой последовательности будут происходить Ваши изменения?

*Какие условия Вам нужны для самоизменений?

*Каким образом Вы будете проводить саморазвитие: перечислите методы и приемы?

*Каким/какой Вы видите себя в результате саморазвития?

*Любите ли Вы себя?

*Как часто Вы жалеете себя?

*Что Вы готовы изменить в себе?

*Как часто Вы балуете себя и в чем выражается это баловство?

*Как Вы готовы изменить себя?

*Что Вы будете делать, если Вам станет скучно?

*Верите ли Вы в себя или не верите? Если не верите, то почему?

*Каким Вы представляете свое новое поведение и взаимоотношения с окружающими, которые не будут знать о том, что Вы меняетесь или изменились, поэтому будут обращаться с Вами по -прежнему?

 Третий цикл вопросов на психоэмоциональное состояние личности:

*Чего Вы боитесь больше всего: страха новизны, страха неизвестности, страха отторжения, страха поражения, страха трудностей или иного страха?

*Какие Ваши потребности, на Ваш взгляд, не реализованы?

*Как часто Вы соритесь? Назовите 5 основных причин ссор?

*Какие психологические проблемы у Вас были или есть (например, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих, комплекс неполноценности, зависимость, сексуальный комплекс или иное)? Если Вы не решили проблемы, то объясните причину?

*Что Вас не удовлетворяет, раздражает, злит в себе?

*В каких сферах жизни Вы получаете удовлетворение? Перечислите.

*Что Вас раздражает, злит в окружающих людях?

*Как часто Вы находитесь в плохом настроении?

*Как часто Вы обижаетесь?

*Как часто Вы спорите? Назовите 5 основных причин споров?

*Что Вам нравиться?

*Как часто Вы ссоритесь? Назовите 5 основных причин споров?

*Какие чувства, эмоции и ощущения  Вы получаете от своих занятий (профессиональной деятельности и увлечений/хобби)?

Честные и искренние ответы на поставленные вопросы позволят личности задумать о многих реальных аспектах своего движения вперед. Определение персонального уровня психологической готовности позволяет личности осознать потребность в реальных изменениях, мотивированность решения (эмоциональное или рациональное) и много другого, позволяя определить точность запроса на саморазвитие и его вектор.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: