Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Психологические механизмы саморазвития

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 30.06.2020

Саморазвитие никогда не было и никогда не являлось простым процессом. К счастью, для людей, вошедших в процесс саморазвития, почувствовавших его вкус, не смотря на все сложности, он становиться, наравне с физиологическими,  жизненно-важной потребностью, процессом интересным и увлекательным, открывающим  в себе самом новое и неизведанное: внутренние ресурсы и возможности, скрытый потенции и силы.

Саморазвитие, по своей сути, бесконечный процесс. Любой человек, хочет он этого или нет, меняется на протяжении всей своей жизни-это связано с процессом взросления личности и разнообразным событиям, связанным с ним. Все происходящие изменения затрагивают физическую, психическую и духовную сферы личности, имея различный характер отражения:

*динамичный: поступательное развитие вперед, движение вперед, наступление, активное решение возникающих проблем;

*регрессивный: возврат к прошлому и привычному, движение назад, откат назад, бегство от решения возникающих проблем;

*статичный: бездействие в решении возникающих проблем, инертность, неподвижность, пассивность.

Именно характер отражения изменений личностью является фундаментом для её выбора персональной стратегии саморазвития в кризисный период (нормативно-возвратной, личностный)

Саморазвитие можно сравнить с ездой на современной, «крутой», мощной, дорогой и очень красивой машиной. Владение и управление такой шикарной машиной требует от её хозяина определенного уровня аккуратности, профессионализма и водительской грамотности (правил вождения, знания внутреннего устройства механизма машины, особенности её хода по различным дорогам-по гладкому шоссе и по буеракам с колдобинами и т.д.), то есть всего того, что позволит водителю профилактировать возможные поломки машины, изящно маневрировать в потоке, грамотно и красиво совершать и вписываться в самые крутые жизненные повороты и виражи.

У саморазвития, как у любого другого процесса, существует свой внутренний психологический механизм функционирования.  Понимание этого психологического механизма функционирования процесса саморазвития позволяет личности самостоятельно, осознанно и грамотно управлять собой, своими психическими процессами и планировать собственное саморазвитие, позволяя минимизировать возможные риски и ошибки.

Основными механизмами процесса саморазвития является функционирования таких психических процессов, как:

*интериоризация и экстериоризация, прогнозирование и планирование, переноса и идентификации, рефлексии и эмпатии, интерполяции и экстраполяция, стереотипизация;

*самопостроение, самопринятие и самопрогнозирование,

обеспечивающих функционирование личности как целостной системы систем.

Саморазвитие, по своей сущности, является процессом самопостроения личностью самой себя в той конструкции, в которой она себя хотела бы видеть.

Способность личности к персональному осмысленному процесса саморазвития (самопостроения) — это мощный показатель и признак «взрослости», которое проявляется:

*в глубоком самоосмыслении вопросов саморазвития, требующих своего решения,

*в самоцелеполагании, в самопроектировании и в самопланировании,

*в самопознании и самораскрытии собственных, скрытых, потенций, способностей и возможностей,

*в самокоррекции.

Внутренняя конструкция саморазвития (самопостроения) достаточно проста и состоит из трех основных элементов:

1.Персональное внутриличностное пространство человека («Я»), которое одновременно является и полем саморазвития и пульт его управления.

2.Активная часть внутреннего мира, состоящая из двух взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга систем одного «Я»:

*система «Я-настоящее» или «Я- ученик» (внутренний ученик), обучаемая чему-то новому. «Я- ученик» («Я-настоящее») задает вектор саморазвития и границы самодвижения. Но, как всякий нормальный ученик, «Я- ученик» («Я-настоящее») может оказывать, порой активное, сопротивление «обучению» -саморазвитию (бойкотировать, игнорировать или саботировать его и др.) либо стремительно «бежать» вперед, упуская важное и главное, которое пока еще не видит и не замечает.

 *«Я- будущее» или «Я-учитель» (внутренний учитель), обучающий своего «внутреннего ученика» чему -то новому. Как всякий нормальный учитель «Я-учитель» («Я- будущее») ведет и осуществляет систематический и плановый процесс саморазвития, опираясь на явные и скрытые возможности и способности «внутреннего ученика», раскрывая и расширяя их. «Я-будущее» («Я-учитель»), ориентируясь в знакомом персональном внутриличностном пространстве («Я»), позволяет личности («Я-ученик») последовательно и системно преобразовываться, плавно переводя «Я-настоящее» в «Я-будущее» в процессе персонального жизненного пути

3.Возможности личности:

*Интерперсональность (генетическая и социальная). Суть её в следующем.  Внутриличностное пространстве человека существуют две сферы: сфера генетических особенностей и сфера социального взаимодействия. Обе сферы, соприкасаясь друг с другом образуют значимую, но достаточно подвижную и не стабильную, зону –«зону самовлияния». Природа и личность вступают в противоборство за расширение своих границ в «зоне самовлияния», цель которого: захват одной сферой как можно больше места в пограничной «зоне самовлияния», чтобы минимизировать влияние другой, то есть, между природой и личностью происходит борьба за власть над личностью (борьба за «зону самовлияния»). Борьба за зону влияния происходит на всем протяжении жизни человека и ею он руководствуется в течении всей своей жизни. Важно отметить, что у личности есть все шансы победить или отвоевать для себя больше места в «зоне самовлияния», чтобы минимизировать подчинение действию генетики. Именно «Я-влияние» (самодетерминация) трансформирует процесс развития в процесс саморазвития, при одновременном соподчинении и минимизировании влияния природы и социальности.

*Интраперсональность (самопознание и самораскрытие, межличностные отношения и взаимодействия). Суть её в следующем. Внутриличностная персональная сфера «Я» состоит из двух субличностей: «Я- активная субличность» (субъект) и «Я- пассивная субличность» (объект), зачастую конкурирующих, соперничающих и противодействующих друг другу.  «Я- активная субличность» (субъект) энергично направляющая деятельность личности  на формирование у неё «универсального сознания» с помощью самопознания и самораскрытия собственной уникальной индивидуальности, понимания своего психоэмоционального состояния (отраженного в физическом уровне), переживаний момента перехода из границ прежнего «Я» и адекватную адаптацию в максимальной реальности.   «Я- пассивная субличность» (объект деятельности)-это пассивная, слабая и покладистая деятельность личности, могущая оказывать сопротивление как к импульсам, побуждающих к изменениям, так и к самим изменениям во внутриличностном пространстве, заданных «Я- активной субличностью» (субъектом). В этом случае возникает у личности возникают конфликты: внешний (генетикой и социумом) и внутриличностный (с самим собой, между своими «Я»), приводящих к снижению эффективности и результативности процесса саморазвития. Раскрытие интраперсональных рассогласований (барьеров и конфликтов) позволяет личности осознать: саморазвитие — это настойчивая и сложная работа из-за отсутствия согласованности (или недостаточной согласованности) усилий «Я», существующих и взаимодействующих внутри личности.

Результат процесса саморазвития зависит от согласованности усилий всех элементов «Я», существующих и взаимодействующих внутри личности, которая обеспечивает оптимальные затраты ресурсов эффективное протекание процесса саморазвития.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: