Недавно, в рамках социального проекта «Бесплатная психологическая помощь» мне был задан вопрос о моем персональном отношении к Богу и к вере, как психолога—психотерапевта. Вы можете посмотреть видео —вопрос и мой видео —ответ здесь:
В этой статье изложен мой письменный ответ на этот вопрос.
Должна сказать: «Да, я верю в Бога. Я—христианка», но вынуждена предупредить читателя о своем несколько нестандартном отношении к вере в Бога:
*Я не знаю ни одной молитвы. И не смогу прочитать даже «Отче наш». Увы!
*Я не соблюдаю посты. И вспоминаю о них по поздравлениям друзей из соцсетей.
*Я не была в церкви уже более 10 лет, если не больше. Русские храмы вызывают у меня умиротворение, спокойствие и желание придти в них, подумать и мысленно поговорить со всевышнем. Я живу и работаю в Великобритании, где, к большому моему сожалению, местная, стилизованная под русский храм, церковь когда —то вызвала у меня внутреннее неприятие и отторжение, не вызвала и не вызывает потребности посещать её.
*В нашем доме есть много икон— настоящих, писанных монахами и освященных в настоящих русских монастырях.
Как видит, уважаемый читатель, я не вписываюсь в классические каноны и стандарты верующего человека.
Первая ипостась Бога для меня— ДРУГ. Самый близкий и самый лучший, молчаливый, друг, который всегда сомной. Например:
*Друг, с которым я могу всегда и в любое время максимально открыто, искренне и честно поговорить. Друг, которому я могу задать любые вопросы, на которые не знаю ответа, в размышлениях над которыми, я нахожуправильные ответы.
*Друг, которого я вольно или невольно обижаю, но, который обязательно прощает меня, если я попрошу у негопрощения.
*Друг, который никогда меня не осудит, и, который всегда поймет меня, даже тогда, когда я слаба, не права илибеспомощна.
*Друг, который помогает мне пережить и переосмыслить сложные, критические, жизненные ситуации, ипосмотреть на себя саму под другим ракурсом в этих ситуациях, не обозлиться и не обидеться на весь мир.
*Друг, которого можно попросить помочь тебе что —то понять или переосмыслить, попросить своего всемогущего друга дать мне, например, сил, терпения и мудрости, увидеть возможности реализации своих идей и многое другое.
Вторая ипостась Бога для меня—СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ. Самый надежный и самый мудрый персональныйспасательный круг, который выносит меня на спокойную и чистую воду, из водоворота самых сложных, критических и драматичных жизненных ситуаций.
Бог всегда давал и дает мне силы тогда, когда, казалось, иссякли все силы и возможности, когда наступила черта, за которой «конец, уже нельзя мне посыпаться бесполезным утром». Но Бог по утрам «будил» меня пением пичуги—соловья, и направлял мои пасмурные размышления в нужное русло, благодаря чему, мне посчастливилось:
*избежать многих непоправимых ошибок;
*изменить собственный взгляд на самые сложные, критические и драматичные жизненные ситуации и себя в них;
*придти к новым, как показало время, правильным размышлениям, к новому самоанализу и к новому виткусамоизменений (саморазвитию).
Прекрасным иллюстративным результатом моих размышлений могут быть мои статьи, например: «Жалостьсебе», «Алгоритм выхода из жалости к себе»
Поговорка: «Бог никогда не даст тебе больше, чем ты можешь вынести» — это обо мне.
Третья ипостась Бога для меня — ОБЪЕКТИВНЫЙ И СТРОГИЙ АРБИТР и ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ. Бог, как любой арбитр и судья, рассматривает поступки любого человека, в том числе и меня, через призму морально —нравственных и морально —этических ценностей, таких как: не убей, не укради, не сотвори себе кумира, уважайродителей, не завидуй (желай чужого), не лги (не лжесведельствуй), делай то, что любишь—люби то, что делаешь, умей отдыхать и др., являющимися общечеловеческими ценностями любого нормального и порядочного человекана планете Земля. Мои персональные критерии самооценки собственных поступков полностью совпадают сморально —нравственными и морально —этическими критериями, предложенными когда —то Богом, и записанных, как «10 заповедей Ветхого Завета».
БОГ ВСЕГДА ЖИВЕТ В МОЕМ СЕРДЦЕ. Бог меня любит, и исполняет все мои желания, поэтому я оченьаккуратна в них озвучивании.
Вера в Бога — это моя уверенность в собственных силах и возможностях, в реализации всех моих планов, желаний и мечт. Это не значит, что я буду ходить в церковь, ставит свечи и просить Бога об исполнении моих мечти желаний, типа: «исполни», «пошли мне» и «дай мне». Это значит. Я буду действовать спокойно, разумно, рационально, прагматично и адекватно ситуации.
Вера в Бога —это одно из активных средств моего бесконечного саморазвития. Вера предоставляетвозможность изменить себя, изменить свое отношение в себе (и не только) —это мое движение вперед, моедуховное и личностное саморазвитие. Например. Вера —это возможность усилить мои личностные качества, такиекак терпение, выдержка, корректность, уважение к людям, эмпатийность (сопереживание), уверенность в себе, смелость и решительность, дисциплинированность, организованность, трудолюбие и настойчивость, ответственность за свою триаду «мысль—слово—действие» и т.д.
Вера в Бога—это моя устойчивая система ценностей (убеждения, мировоззрение, установки и правила жизни), которая является моим персональным жизненным маяком, свойственным всему цивилизованному человечеству, который не дает мне сбиться с моего выбранного пути, и , который всегда позволяет мне либо минимизировать ошибки, либо избежать их. Вера —это моя роскошь быть собой, быть независимой, смелой ирешительной, иметь свободу морально—нравственного выбора и многое другое.
Вера—это моя возможность иметь принадлежность к многовековой истории, к традициям моего Великого Народа и своей великой Родины. Я, постоянно проживая в Великобритании, к счастью, не стала «Иваном, не помнящим своего родства». Я считаю себя маленькой частичкой истории и культуры своей Великой Родины и своего Великого Народа—я стала их достойным лицом в мире Запада. И я рада, что что мои западные коллеги, друзья и соседи принимают меня, часть моей Родины и Народа, уважают и выражают мощную поддержку (особенно, при каких—то политических коллизиях). Одна из философских гипотез утверждает: вера в Бога —это мнение общества о мире, которая происходит из потребности человека делиться с окружающими, в процессе совместного труда, своим опытом. Именно поэтому у верующих одного сообщества одинаковые представления о мире, именно поэтому они доверяют традициям прошлого—богатому опыту соплеменников. Вера, как мне кажется, делает меня чище и сильней, а жизнь мою светлой и радостной, она развеиваетсомнения и нерешительность.
Первая позиция. Терминология и её использование. Например.
*Термин «душа» используется в религии. Согласно религии и философским школам, душа —это бессмертная, нематериальная субстанция, выражающая божественную природу и сущность. Душа является стартом жизни, обуславливает её (способность чувствовать, ощущать и др). В теологических и идеалистических представлениях, «душа» — это является бесплотной сущностью, не материальным началом жизни, это то, что остается послесмерти тела.
*Термин «душа» используется в определении науки «Психология» («это наука о душе»), рассматриваемое синонимично к слову «психика», соотноситься и соответствует понятиям «психики»- внутреннего мира человека: его эмоций, чувств, переживаний, ощущений, поведения, сознания.
Следовательно, понятие «душа» используется как в религии, так и в науке «психология», причем в одних и тех жезначениях: эмоциональных, личностных и когнитивных особенностей личности.
Вторая позиция. Основные критерии и средства измерения «души» человека в религии и в науке «психология».
Основные критерии измерения «души» человека:
1.В религии основными критериями и измерителями «души» человека (его эмоций, его поступков и т.д.) являются:
*Основные заповеди, на которые ориентируются верующие в своей повседневной жизни: не возводи себе кумира, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидельствуй; не завидуй (не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ничего, что у ближнего твоего. Ставшими общечеловеческими мировыми ценностями.
*Основные грехи, которые верующие стараются не совершать в своей повседневной жизни: гордыня, жадность, гнев, обжорство, зависть, похоть, лень и уныние
2.В науке «Психология» основными критериями измерения «души» человека являются:
*Личностные качества.
*Нарушения поведения.
*Эмоции, чувства и ощущения.
Сравните основные критерии измерения:
Религия | Психология | Психиатрия |
не возводи себе кумира | низкая самооценка | |
не убий | жестокое поведение, насилие, домашний садизм и тирания | |
не прелюбодействуй | измены (неконтролируемое половое влечение) | |
не укради | клептомания | |
не лжесвидельствуй | вранье, ложь, обман | |
не завидуй | зависть, низкая самооценка | |
гордыня | завышенная самооценка | |
жадность | скупость | навязчивое поведение (силлогомания, синдром Плюшкина) |
гнев | отрицательно окрашенный аффект | |
обжорство | нарушение пищевого поведения | |
похоть | проблемы с выдержкой, самодисциплиной и самоконтролем | грубо-чувственное половое влечение |
лень | прокрастинация, страх (совершить ошибку, оценивания, критики, низкой компетентности и др.) | |
уныние | состояние апатии, подавленности, плохое настроение, отказ от выполнения своих жизненных обязанностей и др, характерно для различных депрессивных состояний |
Как видно из таблицы, основные критерии измерения «души» личности пересекаются (в религии, в науке «Психология» и в медицинской науке «Психиатрии») по четырем основным позициям:
*негативные эмоции, вызывающие аффектное поведение (гнев), жестокое поведение (садизм, насилие), прокрастинация (страх совершить ошибку, страх оценивания или страх критики) и др.;
*нарушения поведения (привычки), типа пищевого поведения (обжорство);
*негативные состояния, выраженные в подавленных и в депрессивных настроениях (уныние, апатия и др);
*нарушения в сексуальной сфере, например, похоть (не контролируемое грубо—чувственное половое влечение) идр.
1.В религии основным средством измерения «души» личности является:
*или её самоанализ (её самопокаяние перед Богом)-так поступаю я;
*или анализ священнослужителем поступков и дел кающегося (грех поступков), установок (грех мыслями) и грехотношения к себе (грех тела)
2. В науке «Психология» и в медицинской науке «Психиатрия» основными средствами измерения «души» личности являются:
*Психодиагностика, которая развивается с конца 19 века—начала 20 веков. Измерив внутренний, психический мир(чувства, эмоции, ощущения и т.д.), эмоциональные, личностные и когнитивные особенности человека, никто неможет утверждать, что полученный результат является прямым 100% отражением самого человека, его души. Любой психологический тест человек может обмануть. Увы!
*Клиническая лабораторная диагностика (генетическая, иммунологическая, МРТ, УЗИ и иное), которая сталактивно развиваться с конца 19 века—начала 20 веков. Особенно с открытием Х – лучей. Клинические измерителимогут определить скрытую угрозу человеческому здоровью, уровень физического недомогания человека, но не могут измерить душу человека. И, даже, эксперимент Д. Макдугалла, по «прямому взвешиванию души» потерпелкрах.
3.Длительность применения и использования средств измерения личности:
«Диагностические» методы религии формировались на протяжении всего периода появления и развития человека, как вида, на планете Земля. Религия и вера наблюдаются у всех народов и племён Земли, отражена внаскальных рисунках, в погребениях и др (многолетние исследования Буайе). В основе диагностических средств лежит определение соответствия между предлагаемой религией триады «мысль—слово—действие» (система морально—нравственных и морально—этических норм поведения и др., созданная на этапе формирования человечества и остающейся неизменной с тех пор) и реального поведения верующего человека.
Диагностические средства науки «Психология» (и науки «Психиатрия») формировались и развиваются с 19 века и по сегодняшний день. 20—ое столетие и настоящее время —это этап активного, бурного и интенсивного развития психодиагностики, образующую разветвлённую структуру тестов, шкал, методов и методик, которые классифицируются: на строго формализированные и мало формализованые методики. Важно понимать: ни один из имеющихся на сегодняшний день валидных тестов, опросников, шкал, методик и др. (кроме клинических исследований), не дают точного, 100% результата, в виде того, что их легко обмануть и обойти.
Я глубоко уверена, что не верующих людей нет. Вера и неверие — это две стороны одной медали.
*Кто— то верит в Бога и в существование души.
*Кто—то не верит в существование Бога и души, считая себя атеистом.
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.