Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Созависимые цели: выбор концепции

созависимость
Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 16.11.2020

Спасение утопающего-дел рук самого утопающего
(«Двенадцать стульев», И. Ильф, Е. Петров)

Созависимость и зависимость -это две стороны одной медали, представляющие собой взаимосвязанные аспекты. Анализ историй болезни зависимых (наркомания, алкоголизм) и беседы с их созависимыми близкими, позволили определить три позиции влияющие на систему «зависимый-созависмый»

В логике психотерапевтического лечения зависимости и созависимости, цель всегда определяет результат (Домогарский). Следовательно, чем яснее поставлена цель, тем адекватнее выбор средств влияния и качество результата, наиболее полно соответствующих ожиданиям всех сторон: пациента, его родных и психотерапевта.

Анализ историй болезни зависимых (наркомания, алкоголизм) и беседы с их созависимыми близкими, позволили:
*определить и классифицировать используемые ими концепции в борьбе с недугом больного: концепция спасения и концепция помощи;
*выделить структуру и характерные особенности каждой из концепций.

Выбор концепции созависимым определялся целью, поставленной им для себя, и, без согласования с зависимым. Концептуальные цели созависимого можно назвать «созависимыми целями».  Созависимые цели определяют концептуальный характер выбранной стратегии, её содержание, структуру ролевого взаимодействия в системе «созависимый -зависимый» и ожидаемые результаты. Кроме того, созависимые цели являются яркой иллюстрацией мышления и личности созависимого и понимания им вариантов решения проблемы зависимости, с которой он столкнулся.

Концепция спасения. Характеристика. 

1.Сущность концепции спасения. Концепция спасения относится к разряду формальных  концепций, потому что посвящена и ориентирована только созависимого и на бессознательные желания и потребности. Концепция спасения созависимого ориентирована, прежде всего на себя, свое ЭГО.
*Созависимый ориентирован на восстановление своего спокойствия и возвращения привычной зоны комфорта, нарушенные зависимостью близкого человека. Созависимый пытается реализовать свое бессознательное желание освободиться от проблем, вызванных зависимостью близкого человека.
*Вся спасательная деятельность созависимого направлена сохранение собственной личности в неизменном виде.  Созависимый хочет изменить личность зависимого и ситуации вокруг него. Созависимый не хочет и не планирует меняться сам.
*Созависимый игнорирует имеющийся у него открытый внутриличностный конфликт нутриличностный конфликт. С одной стороны выступают спасательные мероприятия созависимого, направленные на излечение зависимого. С другой стороны выступает актуализированная потребность в собственной значимости и возвращения привычной зоны комфорта, удовлетворяющей ЭГО.
*Длительные, стрессовые, психоэмоциональные переживания созависимого (эмоции, вызванные страданиями, чувства, вызванные неудачами борьбой с болезнью и краткосрочными победами) являются полноценным питанием для роли «героической жертвы», выбранной им.
*Основным лейтмотивом стратегии спасения является жалость к себе и к зависимому.
*У созависимого отсутствуют системно- структурного представления о помощи зависимому.
*Решения, принимаемые созависимым, носят ситуационно-эмоциональный характер. Они направлены на удовлетворение созависимым своего сиюминутного желания освободиться от психоэмоционального напряжения и негатива, вызванными возникшей ситуацией.
2.Генеральная цель концепции спасения.«Спасение» зависимого любой ценой, любыми силами и любыми средствами. Это единственная цель, открыто декларируемая созависимым.
3. Генеральный результат концепции спасения. Отказ зависимого от аддикта любой ценой, любыми силами и любыми средствами. Это единственный открыто-декларируемый результат, ожидаемый созавсимым.
Учитывая, что цель рождает результат,Имеет  формальный характер, потому что, традиционно,  получаемый результат размыт, либо отсутствует или крайне неустойчив, из-за  многочисленных рецидивов. Не существует официальной статистики клинических испытаний применения народных средств в лечении зависимостей (заговоров и др.). Все имеющиеся истории, к сожалению, остаются на уровне обычных рассказов, не подтвержденных фактами. Официальная статистика по использованию краткосрочных методов лечения  зависимостей (например, алкоголизма) показывает их не эффективность, из-за высокого уровня рецидивов приема аддикта после кодирования.

3.2. Характеристика концепции спасения.

Желание и мнение зависимого не учитываются.У созависимого нет четкой и понятной цели, определяющей конкретную жизнь и деятельность зависимого и созависимого после излечения больного.

о)Ключевые роли:
*Роль созависимого: несчастная героическая жертва,  страдающий спасатель, в одиночку сражающийся с зависимостью больного. Отсувие учета рисков и рецедивов, ограничения, запреты и тотальный контроль,
*Роль зависимого: беспомощный и слабый больной, нуждающийся в тотальном контроле и опеке.
3. Содержание модели поведения созависимого в концепции спасения
*навязчивая сосредоточенность созависимого на собственном желании вылечить зависимого;
*создание для зависимого комфортных условий существования;
*уверенность в собственной вине или ответственности за зависимость другого, по типу: «он пьёт, потому что я не то сказала, не так посмотрела, не поддержала», то есть один принимает аддикт, другой — считает себя ответственным за это;
*убежденность в эффективности мгновенного излечения зависимого с помощью «народных средств» или волшебного кодирования;
*полная ориентация на желания и интересы зависимого и подмена/или вытеснение ими своих собственных;
*акцентирование внимания на собственных переживаниях и психоэмоциональных состояний созависимого, например, на своих страданиях и переживаниях;
*любование собой и героизация собственной деятельности во спасение зависимого, самолюбование и самовосхищение своими стараниями, чудесами героизма и самопожествования во имя «спасения и борьбы» за зависимого, который не хочет и не собирается спасаться;
*обвинение окружения больного во тягивании его зависимость, и снятие с него ответственности за увлечение аддкитом;
*демонстрация во вне своего спасения-борьбы с зависимостью и собственную беспомощность;
*проявление жалость к зависимому, как слабого и беспомощного больного, нуждающегося в тотальном контроле и опеке со стороны созависимого.
4.Основные методы спасения: уговоры, просьбы и мольбы, использование народных средств (заговоры, отвары, молитвы, походы в церковь и по бабкам и т.д.), формальное одно-двух разовое консультативное у психологов, отказ от медицинской специализированной помощи психиатра-нарколога, неоправданно-иллюзорные ожидания мгновенного выздоровления в результате волшебного кодирования.
5.

 

 

Цель зависимого проста-поиск и прием аддикта. Цель созависимого ясна- «спасти» зависимого. Созависимые люди традиционно маскируют свою истинную цель своими деформированными убеждениями. Примеры таких убеждений: «Зависимый -это больной человек. Больного нужно поддерживать, лечить, жалеть и ухаживать», «Если я люблю зависимого, значит я обязана его мотивировать на лечение», «Мой зависимый -мой крест», «Зависимого нельзя бросать одного-он пропадет один», «Зависимый не сможет вылечиться, без моей помощи», «Я смогу вылечить зависимого своей любовью», «Я приложу все силы, чтобы спасти своего любимого человека от пагубного аддикта», «Никто не должен знать о том, что мой человек зависимый, иначе его будут осуждать и мне будет стыдно», «Все знают (никто не знает), какие усилия я прилагаю, чтобы вылечить моего зависимого» и так далее.

 1.Суть концепции спасения. Концепция имеет формальный характер. Формальный характер определяется уровнем бессознательно и получением вторичной выгоды. На уровне бессознательного, созависимый не хочет выздоровления больного, не смотря на все предпринимаемые им спасательные действия. Причина: получение вторичной выгоды, при которой зависимость больного позволяет созависимости питать свое «несчастье» и находиться в привычной роли. Основной леймотив стратегии-жалость к себе и к зависимому
2.Характеристика концепции спасения.
*Генеральная цель концепции спасения: спасение зависимого любыми средствами.
в)Ключевые роли:
*Роль созависимого: несчастная героическая жертва,  страдающий спасатель, в одиночку сражающийся с зависимостью больного.
*Роль зависимого: беспомощный и слабый больной, нуждающийся в тотальном контроле и опеке.
3. Содержание модели поведения созависимого в концепции спасения
*навязчивая сосредоточенность созависимого на собственном желании вылечить зависимого;
*создание для зависимого комфортных условий существования;
*уверенность в собственной вине или ответственности за зависимость другого, по типу: «он пьёт, потому что я не то сказала, не так посмотрела, не поддержала», то есть один принимает аддикт, другой — считает себя ответственным за это;
*убежденность в эффективности мгновенного излечения зависимого с помощью «народных средств» или волшебного кодирования;
*полная ориентация на желания и интересы зависимого и подмена/или вытеснение ими своих собственных;
*акцентирование внимания на собственных переживаниях и психоэмоциональных состояний созависимого, например, на своих страданиях и переживаниях;
*любование собой и героизация собственной деятельности во спасение зависимого, самолюбование и самовосхищение своими стараниями, чудесами героизма и самопожествования во имя «спасения и борьбы» за зависимого, который не хочет и не собирается спасаться;
*обвинение окружения больного во тягивании его зависимость, и снятие с него ответственности за увлечение аддкитом;
*демонстрация во вне своего спасения-борьбы с зависимостью и собственную беспомощность;
*проявление жалость к зависимому, как слабого и беспомощного больного, нуждающегося в тотальном контроле и опеке со стороны созависимого.
4.Основные методы спасения: уговоры, просьбы и мольбы, использование народных средств (заговоры, отвары, молитвы, походы в церковь и по бабкам и т.д.), формальное одно-двух разовое консультативное у психологов, отказ от медицинской специализированной помощи психиатра-нарколога, неоправданно-иллюзорные ожидания мгновенного выздоровления в результате волшебного кодирования.
5.Генеральный результат концепции спасения. Имеет  формальный характер, потому что, традиционно,  получаемый результат размыт, либо отсутствует или крайне неустойчив, из-за  многочисленных рецидивов. Не существует официальной статистики клинических испытаний применения народных средств в лечении зависимостей (заговоров и др.). Все имеющиеся истории, к сожалению, остаются на уровне обычных рассказов, не подтвержденных фактами. Официальная статистика по использованию краткосрочных методов лечения  зависимостей (например, алкоголизма) показывает их не эффективность, из-за высокого уровня рецидивов приема аддикта после кодирования.

 

 

 

Результат. Отсутствует.  

Созависимость разрушает систему мотивов, целей и ценностей, их согласованность с требованиями окружающей среды и внутренними возможностями созависимой личности. Разрушение личности  негативно воздействует на психологическое и психическое здоровье зависимого человека.

Созависимый обязан осознавать: спасая зависимого, он топит его в болоте аддикта, сострадательно наблюдая за его агонией и деградацией.

Анализ историй болезней зависимых клиентов, позволил выявить основные группы причин, по которым они добровольно и самостоятельно обратились за профессиональной психотерапевтической помощью. К основным причинам, вынудивших зависимых осознать и признать наличие своей проблемы и необходимости её лечения, относятся:

*Медицинские причины: страх, поставленные серьезные заболевания, зачастую, необратимые, и предупреждения врачей о риске приема аддикта.

*Социальные причины: социальная изоляция, отсутствие работы и здорового окружения, угроза совершения  уголовного преступления, социальное дно и так далее.

Одной из самых распространенных причин, по которым зависимые не обратились за лечением ранее, названа созависимость родных/или любимых людей, которые прятали, покрывали и сглаживали зависимость от окружающих. Зависимые утверждали: если бы со стороны родных мощной созависимой поддержки, то они бы намного раньше осознали свою проблему и обратились за полноценным лечением. Например. К деструктивным действиям созависимого, лишающим больного осознания проблемы и мотивации на лечение, относятся: звонки на работу/учебу, покрывающие принятый аддикт;  уборка последствия приема аддикта; покупка аддикта для снятия похмельного синдрома; уход за зависимым после приема аддикта; обеспечение зависимого едой, одеждой и деньгами.Концепция помощи предполагает

 

Реальная цель созависимого — «спасение» зависимого, ради своего же спокойствия рядом с ним, не считаясь с его желанием лечиться. По сути, «спасение» созависимым самого себя во взаимодействии с врачами-наркологами.
Ведущая роль созависимого — «активный спасатель».
Основной мотив — формальное желание улучшить качество собственной жизни с зависимым, потому что, сознательно спасая зависимого, подсознательно не хочет его выздоровления, так как болезнь зависимого позволяет созависмому питать свое «несчастье», которое позволяет ему чувствовать свою значимость в «спасательных операциях».
Основные методы помощи носят формальный характер: попытки образумить, демонстрация зависимому собственных страданий и переживаний, упреки, обвинения, манипуляция, угрозы, уговоры и убеждения зависимого (без учета отсутствия желания у зависимого лечиться) к посещению врача-нарколога для получения «волшебного» метода, с помощью которого зависимый мгновенно откажется от своего аддикта. Под «волшебным средством» подразумеваются:
внутривенное введение противоалкогольного препарата (Торпедо, Аквилонг, Алгоминал, СИТ, Эспераль);
-подшивка/вшивание (Дисульфирам и Эспераль);
-«Двойная» и «Тройная» блокировка, которая обманывает зависимого, что недопустимо в лечении зависмостей.

Созависимые создают зависимому такие условия, чтобы ему не пришлось самому сталкиваться с негативными последствиями его зависимости, и тем самым поддерживают зависимость.

Характеристика модели поведения:
*активный поиск созависимым быстрых вариантов профессиональной помощи зависимому;
*регулярное давление созависимым на зависимого;
*проявление созависимым агрессии и давления в отношениях с зависимым (ссоры, ругань, скандалы, драки);
*автономная деятельность созависимого и зависимого, каждый из которых делает то, что хочет: зависимый продолжает употреблять свой аддикт, созависимый – ищет быстрые средства устранение аддикта из совместной жизни;
*полное отсутствие веры в возможности зависимого, например, «я — сильный, я тебя спасу, ты — слабый, ты ничего не сможешь сам»;
*тотальный и постоянный контроль за зависимым;
*применение «агрессивной модели любви».

Результат. Как показывает медицинская статистика,  методы кодирования, к сожалению, не приносят желаемого результата. Основные причины отсутствия желаемого результата:
*отсутствие у зависимого реального желания излечиться;
*завышенные ожидания от «быстрых» методов кодирования;
*выявляется реальная и основная проблема тандема «зависимый-созависимый»: когда зависимый начинает выздоровление и берет ответственность за свою жизнь, созависимый подсознательно начинает этому активно сопротивляется, возвращая зависимого в употребление адддикта.

Реальная цель созависимого — создать условия для формирования у зависимого желания лечиться, на основе осознания особенностей его зависимости и ее лечения, с учетом наличия или отсутствия желания у зависимого лечиться, и на тесном взаимодействии созависимого со специалистами-наркологами и врачами-психотерапевтами.

Ведущая роль созависимого — «жесткий спасатель».Основные методы помощи носят реальный характер. То есть прекращение создания комфортных условий для зависимого или мотивация зависимого на лечение от своего аддикта, опираясь на рекомендации врачей и их действия (стресс-терапия или кодирование по Довженко, Эриксоновский гипноз), спокойная констатация факта зависмости и отказа зависимого лечиться, убеждение и аргументация: психотерапевтические методы кодирования.

Характеристика модели поведения:
*осознание того, что попытки родных спасти и сопереживание зависимому — это сопереживание его аддикту и продление агонии зависимого;
*отключение эмоций и прекращение жалости к зависимому;
*проявление терпения (около года и более) и мужества для мотивации зависимого на лечение по системе, предложенной врачом-наркологом, при осознании того, что результата может и не быть;
*применение «жесткой модели любви»;
*создание условий для сталкивания  зависимого с негативными последствиями его зависимости.

Результат. Полная сепарация созависимого от зависимого. Четкое определение персональных границ созависимого и зависимого.
Зависимые, лишившись привычного комфорта, будут вынуждены принимать решение: либо лечиться, либо продолжать падать вниз, на самое дно, чтобы оттолкнувшись от него, всплыть наверх. Людям с тяжелыми формами зависимости настоятельно рекомендуется разъехаться с близкими людьми, желательно переехать в другой город. Созависимый, не смотря на всю трудность,  начинает осознавать (самостоятельно или с помощью психолога, психотерапевта) собственную созависимость, что является первым шагом на пути к исцелению и психологическому здоровью. Путь исцеления — это всегда духовный путь; болезнь, страдание, тяжелые эмоциональные переживания — это знаки для человека о чем-то задуматься, что-то осознать в себе, переосмыслить свое поведение и поведение другого человека, тем самым встать на путь восстановления своей цельности.

Статьи по теме:

Созависимость: парадоксы явления. Часть 1

Модели поведения с зависимым (наркоманом, алкоголиком)

Видео:

Психотерапия семьи наркомана. Вирджиния Сатир.

 

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: