Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Семейные сценарии

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 09.10.2019

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему» (Л.Толстой)

Семейный сценарий – это бессознательное или сознательное представление человека о ролях, моделях поведения и методах взаимодействия членов одной семьи. Все семейные сценарии формируются в человеке практически с раннего детства. Ребенок,  с рождения наблюдая за моделями поведения и за взаимоотношениями в системе «муж -жена» и  «родители -дети», воспринимает их как общепринятую норму,  и поведением старших членов семьи между собой и с ним. Семейные сценарии воспринимаются и присваиваются ребенком как норма, и являются фундаментом для переноса поведения родителей в свою взрослую жизнь (по мнению Э. Берна).

Семейные сценарии, воспринимаемые ребенком по мере его роста, как общественно-социальная норма,  переносятся в его взрослую жизнь, в его систему взаимоотношений, в том числе и любимым (любящим) человеком. Ярким примером могут служить деструктивные сценарии, типа:

*Если семья выстроена по сценарию «зависимый -созависимый», то, с большей долей вероятности, дети этих отношений найдут себе в партнеры потенциальных зависимых или созависимых.

*Если семья выстроена по сценарию «господин и слуга», то, с большей долей вероятности, дети этих отношений найдут себе в партнеры потенциальных авторитарных тиранов или услужливых и слабых слуг.

*Если семья выстроена по сценарию «садист-жертва», то, с большей долей вероятности, дети этих отношений найдут себе в партнеры потенциальных  садистов или домашних тиранов или жертву, не способную сопротивляться.

*Если семья выстроена по сценарию «доминант-слабохарактерный», то, с большей долей вероятности, дети этих отношений найдут себе в партнеры потенциальных доминантных или слабохарактерных партнеров.

Предрасположенность выросших детей дублировать, зачастую до мелких деталей,  переносить в свою жизнь жизненные ситуации и события, происходящих с их родителями, специалисты называют «переносом родительского сценария в свою взрослую жизнь». Семейный сценарий, по своей сути, является определенной программной системой и рамками внутренней модели, закладываемой родителями в бессознательное ребенка, по которой он, став взрослым, автоматически выстраивает свою жизнь:

*либо по программной системе гармонии, успеха, счастья, побед и достижений;

*либо по программной системе недовольства, фиаско, утрат, неудач и и потерь.

Все что выходит за заложенную программную систему и жесткие рамки внутренней модели отбрасывается и бракуется личностью, как неправильное, как не жизнеспособное и абсурдное.

Семейные сценарии основаны базовых компонентах, которые ребенок бессознательно впитывает с рождения  и которыми руководствуется в течении своей жизни. К таким базовым компонентам семейных сценариев относятся:

*Идеальные образы «отец-мужчина», «мать -женщина» и «родители -их пожилые родители».

*Бессознательные или сознательные установки, формируемые родителями в ребенке в процессе повседневной жизни.

*Идеальные образцы  ролей и взаимоотношений в системах «муж/мужчина-жена/женщина» и «родитель -ребенок».

*Идеальные модели поведения родителей в разнообразных жизненных ситуациях, традиционно эти модели шаблонные, регидные и стандартные.

*Составляющие системы семейного воспитания детей, например, система «поощрения и наказания» и др.

*Система внутрисемейных требований родителей другу к другу и к ребенку.

*Система внутрисемейных морально -этических и морально -нравственных позиций, принятых в семье.

Базовые компоненты семейных сценариев передаются от родителей к детям, формируются в бессознательном и закрепляются в сознании ребенка в процессе постоянно повторяющихся однотипных, шаблонных и стандартных событий и ситуаций. Маленький ребенок (для себя), в виду отсутствия критичности анализа, начинает автоматически выделять и фиксировать только те события и ситуации, которые подтверждают наблюдаемый им семейный сценарий, и игнорирует и не замечает другие. Например, с большей долей вероятности:

*Ситуация семейного сценария: «уход отца к любовнице и страдания матери» может сформировать у маленького ребенка деформированные установки, типа: «в браке счастья не бывает», «я не хочу страдать, как мать», «любовницам достается все самое лучшее (достается любовь мужчины)» и др.  Став взрослым маленький ребенок, бессознательно руководствуясь этими деформированными установками, выберет для себя роль «любовницы/любовника».

*Ситуация семейного сценария: «зависимый отец и попытки матери спасти зависимого и её страдания при этом» может сформировать у маленького ребенка деформированные установки, типа: «я люблю, значит должен спасти любимого человека», «любовь -это страдания», «я должен помочь любимому человеку любыми способами». Став взрослым маленький ребенок, бессознательно руководствуясь этими деформированными установками, выберет для себя роль «спасателя», «несчастной или героической жертвы, пытающейся спасти зависимого (отношения, семью)» или роль «зависимого», вокруг которого строиться вся жизнь семьи, в которому приковано все внимание партнера, даже в ущерб собственным детям.

*Ситуация семейного сценария: «доминирующий отец и страдающая мать» может сформировать у маленького ребенка деформированные установки, типа: «Сильным быть лучше», «Сильного все бояться», «Сильный все может», «нужно быть послушным»,  «Послушание -это страдание»и др. Став взрослым маленький ребенок, бессознательно руководствуясь этими деформированными установками, выберет для себя роль «Доминанта» или «Домашнего тирана»,  роль «Послушника» или «Тени» и др.

*Ситуация семейного сценария: «равно-партнерские отношения родителей» может сформировать у маленького ребенка позитивные установки, типа: «Любовь -это счастье», «Любовь -это радость», Любовь -это гармония», «Любящие люди всегда умеют договориться», «Любящие люди всегда находят компромисс», «Любящие люди доверяют друг другу», «Любящие люди  самодостаточны», «Я такая же ценность, как и мой партнер» или «Мой партнер такой же ценный, как и я». Став взрослым маленький ребенок, бессознательно руководствуясь этими деформированными установками, выберет для себя роль «Самодостаточный партнер».

Кроме того, у ребенка могут формироваться варианты самостоятельных установок на действия родителей, на основе эмоционального реагирования: на чувстве страха, на чувстве справедливости, на чувстве жалости и на чувстве протеста. Например.

*Семейный сценарий. Ситуация: «Садист -отец избивает ребенка, который отмел его ослушаться». В этом случае,  ребенок может  сформулировать для себя установку: «В моей семье никогда не будут обижать детей», или «Когда вырасту  я никогда не буду обижать своих детей», или «Когда я стану большим, сильным и взрослым, я тебе дам тебе сдачу (ты у меня получишь)», «Меня бьют-меня так любят»   и др.

*Семейный сценарий. Ситуация: «Мать -алкоголичка, муж пытается спасть жену». В этом случае,  ребенок может  сформулировать для себя установку: «Я никогда не буду пить», «Она хорошая, хоть и пьет»,  «Я тоже буду пить, тогда меня будут много любить» и так далее.

По сути,  закладывая в маленького ребенка семейные сценарии, родители лишают ребенка в его взрослой жизни гармонии и свободного жизненного выбора,  лишний раз подтверждая ему его зависимость от родителей.
Семейные сценарии, даже самые драматичные и трагичные, можно переписать, было бы желание. В следующей статье рассмотрим варианты и алгоритм смены родительского сценария.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: