Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков (шаг 3)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 16.11.2020

Третий шаг адаптации ребенка к детскому саду-это заблаговременная подготовка и приучение малыша к посещению детскому садику.

Цель этого шага:  минимизировать основные различия в организации жизни ребенка между домом и детским садом. 

Жизнь детей дома подчинена, прежде всего, включена в рамки существования семьи: ритму и режиму жизнь взрослых,  родительским (семейным, домашним) представлениям о цели и задачах воспитания, о системе воспитания, развития и обучения, о системе сообщения и наказания, о требования к поведению ребенка  и так далее, которые, зачастую,  разнятся с детским садом.

Жизнь детей в детском саду организована по действующему государственному стандарту (действующее законодательство, САНПиНы, Программы воспитания, развития и обучения в детском саду: «Детство», В. Васильевой, «Истоки», «Радуга « и др). Государственный стандарт -это обязательный государственный документ, разработанный командами специалистов (психологами, педагогами, педиатрами, диетологами и гигиенистами),  с учетом особенностей возрастного и психического развития детей.

Выход ребенка из привычных семейных условий в детский сад- это адаптационный стресс,  вызванный привыканием ребенка к новым, не привычным для него условиям: новому, регламентированному,  режиму жизни, к новым требованиям к поведению и взаимодействию, к  новому содержанию и режиму питания и т.д.

Разумным и любящим родителям важно осознавать адаптационные риски, с которыми может столкнуться их ребенок и минимизировать их.  Родителям под силу минимизировать адаптационные риски для своего малыша,  сократив основные различия между условиями жизни ребенка в семье и  условиями жизни ребенка в детским садом.  Именно поэтому подготовку ребенка к детскому садику стоит начинать, как минимум, за полгода до поступления ребенка в детский сад. Думающим и любящим родителям стоит сходить в детский, в который они планируют водить малыша, поговорить в руководителями образовательного учреждения, и узнать важнейшие аспекты новой жизни малыша: режим дня, расписание  занятий, меню, режим и рацион питания, требования к поведению ребенка и его взаимодействия с окружающими,  особенности социализации ребенка, применяем в саду систему адаптации ребенка и др).  Полученная информация ляжет в основу семейной системы подготовки малыша и родителей к адаптационным рискам. Применение системы снижения адаптационных рисков позволит родителям:
1.Понаблюдать за психоэмоциональными реакциями и поведением  своего ребенка на вносимые родителями новшествами. В основном дети применяют протестное поведение, выражающиеся в слезах, в капризах и истериках, и в попытках «вернуть все на круги своя».
2.Обратить внимание на свое психоэмоциональное состояние и реакции на протестное поведение ребенка на вносимые ими новшества.

В этой статье перечислены основные адаптационные риски, связанные с новой организацией жизни малыша в условиях детского сада.

Первый риск.  Смена режима дня малыша. Первопричина возникновения адаптационного риска- разница между режимом дня ребенка дома  и режимом дня ребенка в детском саду.
Режим жизни детей в детском саду. Режим дня ребенка в детском саду учитывает  учитывает психологические и физиологические особенности и нюансы развития детей,  их возрастные потребности и возможности, и ориентирован на их удовлетворение и реализацию, в гармоничной и регламентированной смене всех видов детской деятельности. Например. Учитывая, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста -игра, все занятия в детском саду проходят только в игровой форме; дети много играет в различные игры (сюжетные, настольные, дидактические и др). Количество и длительность всех занятий регламентирована (причем, длительность занятия не может превышать допустимого времени: с детками 2 лет длительность занятий не могут составлять более 5-7 минут, в два-три годика не могут быть более 10-15 минут, в три-четыре годика не могут быть более  20-25 минут, в пять -шесть лет не могут быть более  -25-30, в 6-7 лет не могут быть ). Определен уровень знаний, умений и навыков, которыми ребенок может овладеть (за квартал, за полугодие и за год) и т.д. Система воспитания, развития обучения ребенка в детском саду -это система гармоничного  развития интеллектуальных, творческих, физических и коммуникативных способностей детей, раскрытие их возможностей и способностей. Домашний режим лоялен и свободен в своем проявлении, потому что в нем тесно и  неразрывно переплетаются желания, интересы, увлечения и потребности семьи, матери и малыша. Ребенку, впервые пришедшему в детский сад, нужно привыкнуть и приспособиться к новому, регламентированному образу и режиму жизни, что согласитесь, после полной домашней свободы, вызывает у  ребенка протест.

Рекомендации родителям по минимизации адаптационных рисков. Попробуйте начать регламентировать жизнь ребенка в соответствии с режимом дня в детском саду. Например, начните , в одно и тоже время, приучать ребенка:
*укладываться спать вечером и просыпаться утром-это важнейший момент и для родителей и для ребенка: потому что позволяет родителям уже сейчас, на этапе подготовки,  рассчитать на сборы не только свое время сбора на работу, но время, которое ему  потребуется потратить на малыша (разбудить, помочь умыться и одеться) и вечером (в период адаптации к детскому саду) малышу потребуется больше внимания, и, если родители хотят, чтобы Ваш малыш легко и радостно вставал утром, его нужно укладывать спать не позднее 20:30 часов, чтобы малыш «выспал» свое время; вам предлагается таблица длительности сна малыша

Возраст малыша Дневной сон Длительность дневного сна Ночной сон
От 1 года до 1,5  лет2 раза1,5 – 2,5 часа9-10 часа
От 1,5 до 2 лет1 раз2,5 — 3 часа10-11 часа
От 2 до 3 лет1 раз2 – 2,5 часа10 — 11 часа
От 3 до 4 лет1 раз1,5 — 2 часа10 – 10,5 часа
От 4 до 5 лет1 раз1,5 — 2 часа9 – 9,5 часа

согласитесь, ребенку (впрочем, как и родителям) сложно и тяжело встать утром рано, если вечером поздно легли спать, отсюда  «я хочу спать», « я не хочу идти в детский сад», «я не люблю детский сад»  и другое, формирующее негативное отношение  ребенка (и родителя к детскому саду);
*кушать (завтрак, обед, полдник и ужин);
*гулять (утром и вечером) и заниматься ребенком (рисовать, играть, лепить, петь, танцевать и т.д.);
*к определенному режиму проведения занятий (рисовать -лепить, или петь-танцевать, или читать-рассматривать книжку);
*к длительности занятий (не более пять минут) -это позволит Вам сформировать у ребенка усидчивость;
*к игровой форме занятий (мы с тобой как птички, как медвежата, как поворята и др)  и т.д.

Приучение малыша жить в режиме максимально приближенному к режиму детского сада, с которым малышу предстоит встретиться, позволит родителям максимально снизить адаптационный риск к смене режима дня малыш.

Второй риск. Смена меню, рацион и режим питания малыша. Первопричина возникновения риска- разница между меню, рационом и режимом питания ребенка дома  и в детском саду.

Меню, рацион и режим питания детей в детском саду. Меню, рацион и режим питания детского сада разрабатывается и составляется высокопрофессиональными специалистами в области медицины, диетологии и др. Меню, рацион и режим питания детей в детском саду сбалансированы в соответствии возрастом ребенка, с учетом его физиологических особенностей и потребностей: каждый продукт рассчитан по калориям, необходимым для гармоничного роста и развития ребенка; каждая порция для ребенка выверена выверены до грамма; по времени приема пищи; по весу (порции) и т.д., необходимых малышу для гармоничного развития, роста и рассчитан на поддержание  полноценной жизненной активности ребенка в течении дня. Домашнее же меню, рацион и режим питания ребенка свободны в своем проявлении, потому что в нем тесно переплетаются пищевые предпочтения, желания и потребности семьи, матери и малыша. Ребенку, пришедшему впервые в детских сад нужно приспособиться к новым для него продуктам, блюдам и к порциям.

Рекомендации родителям по минимизации адаптационных рисков. Попробуйте водить новшества в пищевой режим и в пищевое поведение ребенка. Например, начните , в одно и тоже время, приучать ребенка:
*к приему пищи (завтрак, обед, полдник и ужин);
*к дозированным порциям;
*к новому меню;
*к новым продуктам.

Приучение малыша к новому  меню, к новому рациону, к новым продуктам и  к новому режиму питания, приближенному к детскому саду, позволят родителям максимально снизить еще один адаптационный риск малыша -смену меню, рациона и режима питания.

Третий риск. Смена требований к культуре поведения и к культуре общения ребенка. Первопричина возникновения риска- разница между требованиями родителей к поведению и общения ребенка и требованиями к поведению и общению ребенка в детском саду. Разницу в требованиях к поведению и общению ребенка определяют цели и задачи воспитания, используемая система воспитания (в случае родителей-это их представления, и наличие собственного опыта), система поощрения и наказания и др.  воспитания, развития и обучения ребенка,  и детского сада.                                                                                                                                  Система требований к поведению и общению ребенка в детском саду разработана коллективами высокопрофессиональных специалистов  в области детской психологии, педагогики и др., и отражена в концепциях образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений в виде целей и задач (основаны на общечеловеческих ценностях), системы воспитания, развития и обучения ребенка, в системах поощрения и наказания,  учитывающих особенности развития психоэмоциональных и психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения и др),  возрастные особенности детей (их возможности, способности, мотивацию, интересы и потребности) и ориентирована на их удовлетворение и реализацию, в гармоничной и регламентированной смене основных видов детской жизнедеятельности, и основаны на общее. Это важнейший аспект формирования личных и морально-нравственных качеств малыша и его социализации во внешнем мире.  Родительская  (семейная, домашняя) система воспитания, развития и обучения ребенка -это зеркальная демонстрация имеющихся в семье взаимоотношений, мировоззрения,  установок, морально-нравственных ценностей всех членов семьи. Ребенку, впервые пришедшему в детский сад, нужно приспособиться к новым требования к нему: быть вежливым и корректным, быть  самостоятельным и аккуратным, быть доброжелательным и т.д

Рекомендации родителям по минимизации адаптационных рисков. Попробуйте водить новшества в семейные системы расписания ребенка. Например:
*проанализируйте и скорректируйте (при необходимости) родительские требования к собственному ребенку;
*начните предъявлять новые  требования к культуре поведения и культуре общения ребенку как дома, так и в публичных местах (в идеале, если эти требования едины), к культуре еды, к культурно-гигиеническим нормам и др.

Приучение малыша к новым требованиям, приближенным к детскому саду, позволит родителям максимально снизить еще один адаптационный риск малыша -смену требований.

Четвертый риск. Социализация: смена общения ребенка и расширение круга взаимодействия ребенка.Первопричина возникновения риска- разница между родительским кругом общения и взаимодействия ребенка,  и кругом общения и взаимодействия ребенка, с которым ему предстоит столкнуться в детском саду.

Социализация: общение и круг взаимодействия ребенка. Системы воспитания, развития и обучения ребенка в детском саду разрабатываются коллективами высокопрофессиональных специалистов  в области детской психологии, педагогики, медицины и др. Именно поэтому вся система воспитания, развития и обучения детей учитывает особенности развития психических и психологических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения и др),  возрастные особенности детей (их возможности, способности, мотивацию, интересы и потребности) и ориентирована на их удовлетворение и реализацию, в гармоничной и регламентированной смене основных видов детской жизнедеятельности. Система воспитания, развития обучения ребенка в детском саду -это система гармоничного  развития интеллектуальных, творческих, физических и коммуникативных способностей детей, раскрытие их возможностей и способностей. Это важнейший аспект формирования личных и морально-нравственных качеств малыша и его социализации во внешнем мире.  Родительская  система воспитания, развития и обучения ребенка -это зеркальная демонстрация имеющихся у родителей мировоззрения,  установок, морально-нравственных ценностей всех членов семьи. Ребенку, впервые пришедшему в детский сад, нужно приспособиться к новым требования к нему: быть вежливым и корректным, быть  самостоятельным и аккуратным, быть доброжелательным и т.д.

Рекомендации родителям по минимизации адаптационных рисков. Попробуйте:
*начать расширять круг общения и взаимодействия ребенка, выходя в публичные места на прогулку, например, по предварительной  договоренности с руководством детского сад, приводите ребенка погулять на участок группы, которую будет посещать ребенок: Вы и воспитатель сможете помочь малышу познакомиться с детками группы, начать самому устанавливать с ними первые контакты, встретить первых друзей-приятелей, которые с удовольствием примут малыша в свои игры и поддержат его в детском саду на первом этапе адаптации;
*поощряйте доброжелательное общение ребенка с родными, с другими детьми и людьми и т.д.;
*обучать ребенка культуре поведения и культуре взаимоотношения, культуре еды, культурно-гигиеническим навыкам и др.;
*скорректировать (при необходимости)  требования к поведению малыша дома и в публичных местах (в идеале, если эти требования едины), к взаимодействию малыша с окружающими (взрослыми и детьми) и др.

Приучение малыша к расширению круга общения и взаимодействия ребенка, позволят родителям максимально снизить еще один адаптационный риск малыша-проблемы социализации, в виде смена общения и расширение круга взаимодействия ребенка.

Продолжение следует….

Статьи по теме:

Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков у ребенка (шаг 1)

Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков у ребенка (шаг 1)

Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков (шаг 4)

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: