Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков у ребенка (шаг 1)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 24.09.2019

Ваш малыш подрос.  Вам пора выходить на работу, а малыша, пришла пора, отдавать в детский сад. Для того, чтобы профилактировать и минимизировать у ребенка адаптационные риски и значительно облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, чтобы снизить адаптационные риски и уровень собственного беспокойства, родителям самим стоит подготовиться к поступлению в детский сад и заранее подготовить к нему ребенка.

По сути, родителям стоит принять простое решение, на основе приоритетного выбора:

а) Родители принимают решение в пользу себя и своего негативного психоэмоционального состояния, вызванные родительскими (в основном материнскими) переживаниями от разлуки с ребенком в результате:

*страха неизвестности, на основе сформированого родительскогнедоверием к персоналу детского сада, например, от негативной информации получаемой извне: как бы с ребенком ничего не случилось, обратят ли на ребенка нужное количество внимания,  не накажут ли малыша, не обидят ли малыша, будет ли ребенок вовремя накормлен и уложен спать и др;

*бессознательное сопротивление матери растущей самостоятельности малыша (часто не осознаваемый матерью), выход ребенка в детский сад -это еще один шаг сепарации ребенка от матери, это открытый выхода малыша из-под непосредственного родительского контроля и опеки.

Традиционно этот выбор основан на активной жалости матери к себе самой, благодаря которой мама изначально вводит ребенка стрессовую атмосферу её страданий, формирует у ребенка страх новизны, а сама:

*входит в роль «несчастной жертвы обстоятельств», обсуждающей свои  героические страдания из-за «отрывающей» и отдающей от своего сердца малыша в чужим, не профессиональным и жестоким, людям, которые никогда не присмотрят за ним так, как она;

*видит и акцентирует внимание только негативной информацию о детских садах и их сотрудниках (негативные отзывы о форумах, родственников, подружек и др.), игнорируя позитивную и положительную информацию, тем самым подкрепляя собственные страхи.

Результат выбора: адаптация ребенка в детском саду может иметь среднюю, тяжелую или очень тяжелую степень (малыш начинает часто болеть, может терять в весе, формируются патологические привычки и др), длительность адаптации может продолжаться от шести месяцев и более;

б)Родители принимают решение в пользу ребенка и его психоэмоционального благополучия.

В этом случае думающие и любящие родители ставят перед собой основную глобальную важнейшую задачу-грамотно подготовить ребенка к детскому саду, минимизируя все адаптационные риски, с которыми их малыш может столкнуться в детском саду. Это родительское решение основано на признании ими необходимости и важности для их малыша выхода в детский сад и понимании того, что выход ребенка детский сад:

*это очередной этап сепарации малыша от родителей, такой же, как и перерезание пуповины при родах, отлучение от груди и переход малыша на самостоятельное питание, прямохождение и растущая автономность и самостоятельность ребенка (кризис «я сам») и т.д., позволяющий ему перейти на следующую ступень своего развития, продолжать формировать самооценку, начать приобретать важнейшие личностные качества (автономность, самостоятельность и коммуникабельность и т.д.), выстраивать личностные границы и т.д.;

*это ответственный момент, важнейший и необходимый для социализации и  гармоничного развития ребенка,  позволяющие ему освоить первые адаптационные модели поведения (в последствии ребенок будет использовать в своей практике, например, при переходе из детского сада в школу и т.д.); чувствовать, осваивать и защищать свои личные границы;  начать осваивать методы межличностных коммуникаций; применять нарождающиеся и формируемые важнейшие личностные качества (активность, самостоятельность, смелость и др), новые модели поведения и методы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новом сообществе.

Результат выбора:адаптация ребенка в детском саду может иметь легкую степень (ребенок будет активен, не будет внешних изменений, первые адаптационные сдвиги в поведении малыша нормализуются в течение двух -четырех).

Принятие решение в пользу ребенка позволит родителям грамотно решить эту новую глобальную задачу- сформировать у себя готовность грамотной помощи малышу в его легкой адаптации к новым условиям жизни (к новому режиму, к новым требованиям детского сада и т.д.), «выключить» эмоции, начать действовать рационально и прагматично, создавая условия для  подготовки малыша (и себя) к адаптационные рискам и к очередному этапу сепарации.

Рекомендации для любящих и грамотных родителей:

1.Начните подготовку ребенка к  детскому саду за полгода (год) до начала посещения.

2.Изучите все адаптационные риски, с которым предстоит столкнуться ребенку при посещении детского сада. К таким рискам относятся  различия в организации жизни ребенка между домом и детским садом, например:

*смена режима дня малыша;

*смена меню, рацион и режим питания малыша;

*смена требований к культуре поведения и к культуре общения ребенка;

* смена общения ребенка и расширение круга взаимодействия ребенка (социализация)

3.Подумайте от грамотной поддержке своего малыша в адаптационный период. Слова поддержки родителей становятся базовыми  установками для поведения ребенка в стрессовой ситуации (адаптации). Например. Слова поддержки малышу-установка, типа: «Мы очень любим тебя! Мы понимает как тебе сложно! Мы сопереживаем тебе. Ты знаешь, нам тоже нелегко. Но мы уверены -ты обязательно справиться. В этом нет никаких сомнений. Мы в тебя верим, и мы всегда тебе поможем» формирует у ребенка уверенность в себе, веру в собственные силы и собственные возможности. Слова -установки (при первом варианте принятия решения), типа: «Как же ты будешь без меня!  Ты еще такой маленький! Ты еще такой слабенький! Тебя могут обидеть!» формирует у ребенка чувства страха,  неуверенности в себе и невротичности.

4. Создайте условия минимизирующие или снимающие адаптационные риски, с которыми столкнется малыш в детском саду. О рекомендациях по  снижению адаптационных рисках Вы сможете прочитать в следующих статьях.

5. Устройте ребенку  праздник в честь первого дня посещения детского сада и т.д. Придя за ребенком в детский садик, скажите ему: например: «Милый! Мы так гордимся тобой! Ты такой смелый! Ты -такой молодец! Ты -такой самостоятельный! Ты целый день пробыл без нас! Мы очень гордимся таким смелым и умным ребенком! Мы тебя любим!»  Вместо традиционных причитаний и вопросов, типа: «Кто тебя обидел?»/«Тебя никто не обижал?», «Что ты кушал?/Тебя накормили?», «Тебя ругали?/Тебя наказывали?», скажите малышу, что

Рекомендации для воспитателей и руководителей детских садов.

1.Начните устанавливать контакт с родителями будущих воспитанников и с  малышами примерно за полгода-год до начала нового учебного года. Программа работы с родителями представлена в книге «Адаптация без хлопот: подготовка ребенка к детскому саду»

2. Организуйте:

*«Дни открытых дверей»/«Дни знакомств с детским садом»  для будущих воспитанников группы и их родителей. Важно, чтобы родители и дети увидели как устроен детский сад изнутри и познакомились с большим коллективом детского сада, который будет заботиться о малышах.

*Три  родительских собрания для родителей будущих воспитанников, которые будут посвящены трем основным темам:

*«Адаптация, адаптационные риски и чувства родителей»

*«Подготовка ребенка к посещению детского сада-минимизация адаптационных рисков»

*«Знакомство  с особенностями нахождения ребенка в дестком саду (режим питания,  режим дня, система занятий, требованиями, пожелания и др)

3.Напечатайте для родителей памятки -рекомендации «Подготовка ребенка к детскому саду» и «Подготовка родителей к переходу ребенка из дома в детский сад», «Посещение родителей вместе с ребенком детского сада», которые Вы можете или раздавать на родительских собраниях, или разослать по емейл, или на домашний адрес, или отправлять месседжами (СМС)

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: