Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Воспитание мужчины: практические рекомендации

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 23.05.2017

По имеющейся статистике число распадов официальных браков в России, в Америке и на постсоветском пространстве возросло до критического уровня, не говоря уже о неформальном сожительстве. Родившиеся дети, как правило, остаются жить с матерями. Отцы избегают участия в процессе воспитания, откупаясь от ребенка, в лучшем случае,  игрушками, алиментами или формальным присутствием в жизни ребенка (так называемые «воскресные папы»). И многих женщин интересует всего лишь один вопрос: «Почему мужчины такие?». Мой ответ прост: «Кто воспитывал Вашего мужа?». Его мать. Мать, как Вы пронимаете, женщина. Вот и выходит, что мужчина (Ваш муж или сожитель) — это результат и следствие женского воспитания. Женщина воспитывает из маленького мальчика:

*либо настоящего, волевого и сильного мужчину, за которым любая женщина, как за «каменной стеной»;

*либо слабого, управляемого, покорного мужчину, полностью подчиненного воле женщины и, выступающего в роли «великовозрастного, инфантильного ребенка», «маменького сыночка», «подкаблучника», безответственного лентяя, пустого мечтателя или убегающего в зависимость мужчину;

*либо домашнего тирана, деспота и садиста.

Поговорим об основных условиях воспитания из маленького мальчика настоящего мужчины, которым Вы могли бы гордиться.

Первое условие. Представление цели воспитания. Цель воспитания всегда определяет его результат — «как корабль назовешь, так он и поплывет». Целью родительского воспитания должно быть формирование у ребенка таких личностных качеств (самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, эмпатийность, креативность, познавательный интерес, творческое воображение), моделей поведения и методов взаимодействия с окружающими, которые позволят ему преодолевать жизненные трудности и решать возникающие на его пути проблемы.
Такой четкой и ясной целью для воспитания из мальчика мужчины, для Вас станет создание образа того «настоящего мужчины», которого Вы себе представляете, и, которого Вы хотели бы воспитать из своего сына. Опишите этот образ «настоящего мужчины». Описание состоит из двух основных составляющих:

*внешней, состоящей из физического развития ребенка (внешность, то, как настоящий мужчина должен выглядеть, имидж, гигиена, прическа и т.д.);

*внутренней, состоящей из личностного развития (характер — сильный и волевой, или слабый и послушный; морально-нравственные, личностные и волевые качества, интересы, жизненная стратегия).

Вам стоит помнить: базовые основы личности закладываются по определенной системе в ребенке до 5 лет, затем они развиваются и закрепляются, поэтому в воспитании сына важно не опоздать. Любовь родителей и матери важна, но не до фанатизма.

Второе условие. Определение принципов воспитания и системы поощрения и наказания ребенка. Они вытекают из цели воспитания. Для Вас важно определиться с приоритетами в воспитании у сына жизненной стратегии. В Ваших родительских силах воспитать из маленького ребенка личность:

*либо с активной жизненной стратегией — волевую, сильную, смелую и уверенную в себе личность;

*либо с пассивной жизненной стратегией — безвольного, инфантильного, покорного, слабого, ленивого, боящегося и послушного раба.

 Основными принципами воспитания ребенка для Вас могут стать:

*свобода выбора и самостоятельность ребенка;

*опора психоэмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка;

*учет его интересов и потребностей;

*приоритеты в воспитании, например, или гармоничного воспитания, или эстетического/физического/интеллектуального отдельно, или в различном их сочетании.

 Основными позициями в системе поощрения и наказания ребенка могут быть:

*четкое и ясное определение поступков ребенка, за которые он может быть наказан или поощрен. Например, подумайте, будете ли Вы наказывать ребенка за непослушание Вам? Правильно ли за это наказывать? Ведь непослушание может быть вызвано нормативным кризисом (например, трех лет) или нежеланием что-то делать, или отсутствием интереса к чему-либо и т.д.;

*справедливость и неотвратимость наказания;

*доступность и понятность для ребенка наказания или поощрения;

*понимание мотивов поступков детей;

*отказ от физического наказания, морального давления и психологического унижения, запугивания, шантажа и т.д.

Третье условие. Выбор основных психолого-педагогических средств воспитания ребенка, которые должны быть основаны на вовлеченности ребенка в систему родительского воспитания. Например:

*Воспитание трудолюбия. Для этого создайте для малыша зону ответственности — зону помощи взрослым. Пусть малыш поможет отцу прибить полку (подержит гвоздь и молоток), уберет за собой игрушки или заправит постельку.

*Воспитание самостоятельности и ответственности — это демонстрация Вашего доверия собственному ребенку, вера в его силы и возможности.

*Воспитание доброты, без которой невозможны проявление человеком эмпатии (сопереживание, сострадание, сорадость), заботы, ласки и внимания. Для этого учите малыша делиться с Вами конфеткой, помогать, ухаживать и заботиться о Вас.

*Воспитание культурно-гигиенических привычек и аккуратности.

*Формирование познавательного интереса, как средства успешного обучения и саморазвития.

*Обучение компромиссу — это позволит Вашему ребенку достойно решать многие сложные ситуации.

*Научение многообразным поведенческим методам взаимодействия с окружающими — это позволит мальчику не только в детстве, но и самое главное, во взрослом возрасте грамотно вести себя в различных критических, конфликтных ситуациях.

Четвертое условие. Наличие образца и демонстрация ребенку типов мужского поведения и методов взаимодействия с окружающими, в том числе и женщинами. Например:
а) Личный пример родителей и близких родственников (прямой пример).

б) Пример других людей, например, тренер спортивной секции, в которую Вы определите ребенка (опосредованный пример).

в) Пример военных, например, в кадетском классе и т.д.

Пятое условие. Полный набор реакций родителей на различные поступки ребенка — обдуманный выборВажно, чтобы все реакции родителей были направлены на поддержку ребенка, даже во время его не послушания или капризов. Любой поступок ребенка (позитивный или негативный) – это, прежде всего, приобретение малышом жизненного опыта, и очень важно научить малыша грамотно анализировать себя, понимать причинно-следственные связи и прогнозировать результат (например, если я стукну кого-то, то мне сдадут сдачи).

 

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: