Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков (шаг 4)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 24.09.2019

Одним из серьезных и масштабных адаптационных рисков для малыша является страх неизвестности. Страх ребенка, вызван информационной пустотой о предстоящем событии -посещении детского сада. Зачастую слезы ребенка при расставании с родителями в детском саду вызваны именно страхом неизвестности. В рамках подготовки ребенка к посещению детского сада его необходимо информационно наполнить:
*знаниями и представлениями о пребывании его в детском саду;
*сформировать у малыша  позитивный образ детского сада;
*укрепить иммунную систему ребенка;
*сформировать у малыша азы самостоятельности.

Рекомендации для родителей по подготовке ребенка к посещению детского сада

1.Помогите малышу узнать организацию деятельности детей в детский саду.  Используйте привлечение малыша в сюжетно-ролевую игру «Детский сад».
Цель.  Наполнить ребенка первыми элементарные представлениями и практическими действиями,  с которыми он столкнется при посещении жесткого сада.
Результат. Это позволит родителям минимизировать у ребенка страх неизвестности.
Инструкция по организации сюжетно-ролевую игру «Детский сад».  Распределение ролей: мама будет исполнять рол воспитателя, а малыш, папа и игрушки будут исполнять роль-воспитанников (послушных или не очень). Домашняя сюжетно-ролевая игра «Детский сад»позволит родителям в игровой форме продублировать деятельность ребенка и взрослых в детском саду. Например.
а) Ученые занятия. Длительность занятий в детском саду для самых маленьких, согласно имеющимся государственным требованиям, составляет не более 3-5 минут. Все занятия в детском саду, а особенно для малышей носят только игровой характер. Причина такой краткосрочности: неустойчивое внимание малышей и высокий уровень подвижности.  Причина использования игрового характера: игра -ведущий вид деятельности в раннем и дошкольном возрасте. Учебные занятия в детском саду практически совпадают с тем, как мама занимается с ребенком дома, но имеет свою очечную цель: развивать малыша интеллектуально и физически,  развивать его творческое мышление и воображение. Например.
*Музыкальные занятия. На музыкальных занятиях вместе со своим малышкой «играйте» на детских музыкальных инструментах (пианино, дудочки, металлофон, погремушки и др), громко пойте детские  песенки и весело танцуйте под них, возьмите расческу или скакалку-это будет импровизированный микрофон.
*Физкультурные занятия. На физкультурных занятиях развивайте подвижность, гибкость и силу ребенка. С малышами проводить  физкультурные занятия стоит в тематической форме: предложите малышке стать птенчиком, а на себя возьмите роль мамы-птички (или жучком, цыплёнком, медвежонком и др.). Ребенок легко входит в предложенную роль. Предложите ребенку повторить походку животного или птицы, их бег,  прыжки и др. Или стать спортсменами, попинать мячик или покидать его и др.
*Занятия изобразительной деятельностью включают в себя рисование, лепку и аппликацию. Здесь главное развитие меткой моторики пальчиков малыша. Мелкая моторика напрямую связана с центром речи в коре головного мозга. В рисовании используйте гуашь-это яркая плотная краска, которая привлекает внимание малыша. Гуашь рекомендована в работе с малыша в силу её безопасности. Рисуйте с малышом на больших листах (например, на целых альбомных листах, на ненужных вещах или на отрезках от обоев). Рисуйте всей ладошкой или пальчиками. Можно сделать рисунок ножками (например, походить по длинной обоине). Используйте крупные кисти при рисовании гуашью. Лепите с малышом много и часто. Лепите из глины и обычного теста (его можно подкрасить пищевым красителем)-это два основных материала безопасных и полезных для малыша, даже, если они «попробуют их на зубок».   Аппликатируйте с малышом. Для этого Вы может научить малыша врать  бумагу (ненужную газету, цветную газету и др) и вместе наклеивать из рванных кусочков какую -либо фигурку, например, пушистого зайку или мишку, крону большого дерева, кустик или цветы и др.
Обязательно сохраняйте созданные детьми шедеврами, хвалите малыша за его малейшие первые достижения.
*Литературно-театрализованные занятия. Читайте малышу детские книжки с большими иллюстрациями. Наряжайте с малышом в образы сказок. Обязательно  читайте выразительно, в лицах. Обязательно рассматривайте с ребенком иллюстрации и детали в них. Обязательно оценивайте поступок героя по элементарным моральным критериям «хорошо-плохо». Примером для молодых родителей может служить книжка В. Маяковского «Что такое хорошо-что такое плохо»


Музыкальные занятия и занятия изобразительной деятельности несут в себе дополнительную позитивную функцию как для малыша, так и для мамы, потому что являются средствами арт-терапии.

Физкультурные занятия несут в себе дополнительную функцию -они позволяют ребенку реализовать свой природную, врожденную активность, и маме освободиться от накопленного психоэмоционального напряжения. Занятия физкультурой и спортом  так же являются средства психотерапии.

б)Сюжетно-ролевая игра «детский сад». Здесь важно подражание малыша действиям взрослых.
Например. Сначала покажите малышу свои материнские действия: как покормить куколок, покачать их, искупать и уложить на дневной сон, одеть куколок и вывести их на прогулку, сводить куколок в туалет и т.д. Затем- предложите малышу все это сделать вместе с Вами. И только после усвоения действий ребенок начнет их  применять самостоятельно.

 

 

Предложите малышу роль «воспитателя», а  вы-родители и игрушками станете его «воспитанниками». Пусть ребенок покормит Вас, почитает Вам книжку, споет с Вами песенку и потанцует, порисует и др.
Сюжетно -ролевая игра, как все предлагаемое в рекомендациях для родителей, требует регулярности, системности и последовательности. Игру «детский сад» стоит играть с ребенком хотя бы в раза два-три  в неделю. Одноразовое использование игры и других рекомендаций не принесет ожидаемого результата.
Организация в домашних условиях сюжетно-ролевой игры «Детский сад» позволит Вам наполнить своего малыша первыми элементарными представлениями о взаимодействии и деятельности детей и взрослых в детском саду, что в свою очередь, понизить уровень адаптационных рисков ребенка к смене взрослого рядом с ним и  привыкнуть в новым видам деятельности, с которыми он встретиться в детском саду.
Это позволит Вашему ребенку стать лидером среди других малышей: он сможет организовать игру и привлечь в нее деток, выстроить свои правила, которым будут следовать остальные..
в)Воспитывайте у малыша элементарную культуру поведения и вежливости  в общении и во взаимодействии с окружающими ( со сверстниками, с родными и чужими взрослыми).
Например:
*Учите ребенка элементарной вежливости. Учите говорить «спасибо-пожалуйста», «здравствуйте -до свидания» (вариант «привет-пока») и т.д.
*Покажите ребенку собственный пример, свою модель доброжелательного, легкого и культурного общения между членами семьи и с окружающими людьми. Побудьте немного вежливыми-это полезное знание для ребенка. Ваш личный пример становиться для малыша ведущим и идеальным образцом поведения для подражания.
Это поможет малышу в эффективной социализации в коллективе.

2.Поделитесь с малышом собственным опытом посещения жесткого садика.
Цель. Сформировать у малыша  позитивный образ детского сада через передачу родителями собственного позитивного и  положительного опыта нахождения их в  детском садике. 
Результат. Это позволит родителям сформировать элементарный познавательный интерес к детскому садику.
Инструкция по организации собственных воспоминаний о посещении детского сада. 

Достаньте свои первые детские фотоальбомы из детского сада. Рассматривайте с малышом себя на эти фото, и вспоминайте  позитивные и смешные случаи: о посещении детского садика, о своей деятельности в нем, о своих воспитателях, об утренниках, о первой симпатии и первой дружбе,  о проказах и о случаях непослушания взрослым и наказаний, следующих за ними, об увлечениях и интересах и др . Это позволит наполнить своего малыша первым первым  элементарным познавательным интересом к детскому саду. На основе этого первичного познавательного интереса (потребность новизны) у малыша формируется элементарное желание побывать в детском саду и поучаствовать в его событиях.

3.Укрепляйте иммунную систему ребенка.
а)Закаливание. Отличным средством укрепления иммунной системы малыша являются разнообразные виды закаливание его организма. Закаливание -это один из методов  физиотерапии, основанный на воздействии на организм малыша  различных природных факторов (солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья, + низкие и высокие температуры). Существует много методов закаливания, которые можно адаптировать к малышу. Например. Аэротерапия – закаливание воздухом: воздушные ванны и долгие прогулки на свежем воздухе. Гелиотерапия – закаливание солнцем: солнечным светом и теплом. Хождение босиком: по траве, по гальке, по песку, по массажным коврикам, по лужам и др. Закаливание водой: обливание, обтирание, контрастный душ, лечебное купание и моржевание.
Цель. Снижение риска простудных заболеваний в адаптационный период. Одной из главных реакций детей на адаптационные риски является частое заболевание простудными заболеваниями (ОРЗ, ОРВИ и др). Подобная реакция является демонстрацией отсутствия внимания родителей к укреплению и сохранению здоровья своего ребенка. 
Результат. Это позволит укрепить иммунитет ребенка, что приведет к снижению риска у ребенка болеть частыми простудными заболеваниями.
Инструкция по организации закаливания малыша. Закаливание нужно начинать постепенно, понижая температура воздуха в детской комнате, температуры воды перед дневным и ночным сном.
Закаливание начинают с обливания ножек малыша или топтание малыша в тазике с прохладной водой. Закаливание сочетают с ходьбой по массажным коврикам, которые родители легко могут изготовить сами или купить готовые специальные массажные дорожки и коврики для детей.

 

 

 

 

Приучите малыша полоскать полость рта и горлышка прохладной водичкой. Например, во время чистки зубов после каждого приема пищи

 

 

 

Введите обтирание прохладной водичкой рук до сгибов локтя, лица и шеи.  

 

 

 

 

Попробуйте с малышом контрастный душ по технике «горячо-тепло-прохладно». Обязательно принимайте душ вместе с ребенком, смейтесь , балуйтесь и шутите. После приема контрастного душа расскажите, что чувствовали и чувствуете Вы. Потом спросите у малыша, что чувствует он.

 

 

Информацию о правилах и  технике проведения каждого вида закаливания Вы найдете на специализированных сайтах в сети Интернет. Закаливание позволит профилактировать простудные заболевания и укает иммунную систему малыша, сформирует у него первичный интерес  к здоровому образу жизни и бережному отношению к своему здоровью.
Все это позволит родителям значительно повысить устойчивость нервной системы малыша и сопротивляемость организма, улучшает кровообращение, и работу мышечной системы, имеет тонизирующее воздействие почти на все функции организма.

б)Витаминизация организма ребенка. Обязательно проконсультируйтесь с участковым педиатром и сдайте общий анализ крови малыша.

 Приучайте малыша принимать «живые» витамины и в обязательном порядке витамин Омега -3, который укрепляет иммунитет и все системы организма ребенка, и понижает уровень тревоги. Пересмотрите рацион питания малыша- важно чтобы ребенок получал побольше белков, дивов и углеводов, и минимизировать прием ребенком сладкого. Информацию о правилах приема витаминов детьми раннего и дошкольного возраста Вы  узнаете на приеме у участкового педиатра или найдете на специализированных медицинских сайтах в сети Интернет. Это позволит Вам сформировать у ребенка правильное отношение к пище и к ее здоровье, сформировать бережное отношение к своему здоровью.
Система укрепления иммунной системы малыша-это важный способ его оздоровления и профилактики простудных заболеваний. Предлагаемая система укрепления иммунной системы не только повысит защитные функции детского организма, укрепит нервную систему малыша, но и активизирует у малыша рост мышечных тканей и костей и т.д. Как минимум, используйте «классику жанра», принятую в детском саду: умывание, полоскание прохладной водичкой рта, обтирание, хождение босиком, обливание ножек, топтание в соленной морской воде, прогулки в любую погоду и др. Это позволит родителям снизить адаптационный риск, связанный с простудными заболеваниями малыша, которые, к сожалению, часто случаются в адаптационный период к детском саду.

4. Приучайте ребенка к самостоятельности и активности.  
Цель. Приучить малыша  первым самостоятельным бытовым действиям по самообслуживанию в условиях временного отсутствия родителей.
Результат. Это позволит сформировать у ребенка элементарные навыки самообслуживания,  первичную уверенность в себе, решительность и ответственность. Самостоятельность является основоположнику лидерства.
Инструкция по воспитания самостоятельности малыша. Наберитесь родительского терпения: предоставьте малышу время и возможности для попыток что-то сделать самому.
Самостоятельность ребёнка должна стать его жизненной необходимостью. Есть принципиальный смысл передачи малышу немного ответственности за выполнения каких-либо дел, в том числе и в помощи родителям в быту.  Например. Навыки самообслуживания: малыш способен сам умыться, убрать свои игрушки, повесить на стульчик свое одежду, одеться -раздеться, покушать, проявлять гигиенические навыки (сходить в туалет, помыть ручки после него, умыться, расчесаться и др.), собраться на прогулку, заснуть и т.д. Малыш может помочь родителям в быту: полить цветок, вытереть пыль в своем шкафчике, помыть чашку и др.
Родителям важно понимать корреляцию связь: чем больше ребёнок что-то делает сам, тем прочнее его уверенность в себе и желание действовать дальше. Несмотря на ошибки и неудачи. Так опыт становится движущей силой-мотивацией. Ключевое понятие для развития самостоятельности — эволюция: завтра на один шаг больше чем сегодня. Как и любое другое личностное качество, самостоятельность формируется из маленького семечка, заложенного в ребенке с рождения. Ребенок взрослеет — семечко растет. Самостоятельность является важнейшим качеством личности, которая напрямую связана с ответственность личности. Формируется самостоятельность одновременно с ростом малыша и нормативными возрастными кризисами.
Самостоятельность позволяет ребенку быть лидером в среде сверстников, активным помощником старших, инициатором игр и инверсным другом.
Самостоятельность малыша позволяет  родителям уйти от тотального родительского контроля (гиперопеки) над ним, и снизить адаптационный риск беспомощности малыша в детском саду.

Статьи по теме:

Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков (шаг 3)

Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков (шаг 4)

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: