Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Подростковый кризис: почему меняется ребенок и что делать родителям

teenage
Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 07.09.2018

Ваш замечательный ребенок, которым Вы так гордились, на которого возлагали надежды, такой нежный, ласковый и вежливый, послушный и веселый, хорошо учившийся и радовавший Вас своими достижениями и успехами, в одно мгновение вдруг изменился.

«Внезапно» Ваш ребенок становится другим — неуправляемым и самонадеянным, хамом и грубияном, как дома, так и в школе; ленивым — его комната превращается в «свалку»; агрессивным, депрессивным и раздражительным; его успеваемость стремительно летит вниз и ему больше не интересна школа; он примыкает к непонятным, пугающим Вас субкультурам (эмо, готы и др.); он забрасывает все то, чем всегда любил заниматься; перестает уважать родителей; влюбляется и страдает; кардинально меняется его круг общения и от него начинает «попахивать» никотином или алкоголем.

Такое резкое изменение ребенка наполняет Вас, родителей негативными эмоциями (пугает, обижает, раздражает и злит). Знакомые и привычные методы воздействия на ребенка, которыми Вы пользовались много лет, внезапно перестали работать. Унижающие и оскорбляющие ребенка скандалы, ругань и ссоры, запреты и наказания, попытки поставить собственного ребенка на его место в системе «родитель-ребенок» не приносят ожидаемого результата: Ваш ребенок либо замыкается в себе, либо откровенно смеется над Вами.
Поздравляю, родители, Ваш ребенок либо успешно входит, либо уже вошел в подростковый кризис — нормативный, самый бунтарский, самый сложный и трудный.

В этой статье предлагается самый оптимальный и эффективный алгоритм действий родителей, который не позволит Вам отдалиться от ребенка, оттолкнуть его от себя и не даст Вам стать для него дополнительным стрессом во время кризиса.

Первое действие. Принятие родителями жизненно-важного решения:

*Либо родители делают выбор в пользу ребенка, а это значит, что родители начинают меняться сами и меняют свое отношение  к ребенку, продолжая любить его не только хорошим и послушным, каким он был до кризиса, но и «плохим и вредным». Начинают принимать его таким, какой он есть в условиях кризиса (непослушный, дерзящий, хамоватый), учитывают его психоэмоциональное состояние, личностные и физические изменения.

*Либо родители делают выбор в пользу себя, а это значит —  начинают жалеть себя, разочаровываются в собственном ребенке, аккумулируют и глубоко переживают негативные эмоции, вызванные поведением подростка. Пытаются изменить ребенка в ситуации нормативного кризиса, но не меняются сами. Ребенок в свою очередь начинает категорически отказываться выполнять родительские требования, ожидания и реализации родительских амбиций (достижения успехов в учебе, в спорте и прочее).

Второе действие. Анализ системы отношений «родители-ребенок». Прагматично и рационально проанализируйте поведение ребенка и самих себя в системе отношений «родители-ребенок». Это позволит Вам определить собственную стратегию взаимодействия с кризисным подростком.

Третье действие. Сбор и изучение информации о подростковом кризисе. Это позволит Вам осознать главное:
1. Подростковый кризис — это один из самых трудных и важных этапов нормативной сепарации от Вас, родителей. Это кризис самостоятельности, означающий переход ребенка с одного этапа своего развития на другой, спровоцированный двумя основными факторами: перестройкой всего организма, обусловленной прежде всего половым созреванием, и сформировавшимся ярко выраженным противоречием между уровнем достигнутого личностного развития ребенка и его операционно-техническими возможностями.

2. В период подросткового кризиса в организме и психике Вашего ребенка-подростка происходят серьезные изменения на трех основных уровнях: гормональном, морфологическом и психофизиологическом, которые выражаются у подростка в срывах, подъемах и спадах, во внутриличностных конфликтах и конфликтах с окружающими. Например. Изменения на гормональном уровне сопровождаются неконтролируемым выбросом половых гормонов в кровь подростка, которые и дают резкую смену настроения, раздражительность, агрессию и т.д. Особенно хорошо своего ребенка может понять мама, которая испытывает подобные гормональные взрывы перед менструацией (ПМС).

Четвертое действие. Переход родителей на новый этап «родительства». Подростковый кризис — это сигнал для родителей к старту их собственных изменений. Обычно родители, в период нахождения ребенка в нормативном кризисе, требуют изменений от ребенка, причем эти требования либо завышены — «ты уже взрослый», либо  занижены — «ты еще маленький».

Мало кто из родителей задумывается о том, что наступивший кризис требует изменений, прежде всего, от них самих, потому что это важнейшее условие  для минимизирования всех рисков прохождения ребенком через этот сложный и важный этап. Родители, как любящие, взрослые и мудрые люди, обязаны понимать аксиому — «любой нормативный возрастной кризис ребенка требует от родителей перехода на новый уровень «родительства», который позволит им:

*стать для своего ребенка самым терпеливым, любящим и понимающим другом;

*не войти в конфронтацию с собственным ребенком в один из самым сложных периодов его жизни;

*не развязать гражданскую войну собственному ребенку и не стать дополнительным кризису стрессом;

*профилактировать конфликтные, острые и спорные ситуации, на которые родителей может провоцировать подросток;

*прогнозировать поведение ребенка и предпринимать правильные, конструктивные родительские действия по нивелированию негативных моментов подросткового кризиса.

Только «через тернии к звездам», только при Вашей родительской помощи и поддержке Ваш «гадкий утенок» пройдет сложный период и станет настоящим «прекрасным лебедем», которым Вы будете всегда гордиться. И каждое Ваше слово ребенку, сказанное с обычной родительской любовью, в последствии обязательно вернется Вам сторицей.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: