Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Подростковый кризис: воспитательная стратегия родителей

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 07.09.2018

Подростковый кризис представляет собой  критические нормативно-возрастные позиции, через который проходит ребенок от младшего школьного возраста к подростковому. Это самый сложный, длительный и трудный нормативно-возрастной кризис, позволяющий родителям видеть поразительные изменения, происходящие с их ребенком. Родителям предоставляется уникальная возможность наблюдать превращения их милого и послушного ребенка, предсказуемого, легко управляемого, которым они всегда гордились, в  «непослушного незнакомца»-бунтаря, не управляемого, не предсказуемого, опасного и с которым родители не знают как вести себя. По сути, подростковый кризис является лакмусовой бумагой, позволяющий родителям наяву увидеть  собственные воспитательные достижения, промахи и ошибки-результат и следствие своего родительского воспитания. Подростковый кризис требует от родителей автоматического перехода на новую ступень развития «родительства». Родительское саморазвитие требует коррекции (в ряде случаев кардинальной смены) семейной воспитательной стратегии «родитель-ребенок» и её компонентов:
*системы требований к поведению ребенка и его взаимодействию в социуме,
*системы «поощрения и наказания»,
*системы контроля и доверия к ребенку.держать хрупкий воспитательный баланс  между родительскими требованиями, стандартами к подростку и его подростковой анархией.

Для коррекции (или создания новой) семейной воспитательной стратегии «родитель-ребенок» родителям важно знать и опираться на ярко -выраженные особенности подросткового кризиса.  Знания особенностей подросткового кризиса позволяют родителям не только понимать поведение ребенка, но и грамотно распределить собственные психоэмоциональные ресурсы и воспитательные средства на всех этапах протекания подросткового кризиса. В результате родители смогут минимизировать все негативы, неизбежные в период прохождения им подросткового кризиса, как для ребенка-подростка, так и для себя,  себя, грамотно его поддержать и помочь в нужные моменты.

Основные и важные особенности протекания подросткового кризиса.

Первая особенность. Длительность и этапы нормативного возрастного кризиса -подросткового. Подростковый кризис -это один из самых длительных нормативно-возрастных кризисов: с 11 до 17 лет. Этот кризис имеет три основных фазы протекания:
*с 11/12 лет до 13/14 лет -фаза ломки старых привычек и стереотипов (негативная/ предкритическая);
*с13/14 до 15/16 лет —  фаза кульминации кризиса, когда старое сломано, а новое не построено;
*с 15/16 до 17/18 лет-фаза формирования нового: привычек, увлечений, структур, поведенческих моделей, принятия решений и т.д.
Причиной длительного протекания подросткового кризиса является ликвидация появившегося «разрыва» между половым и социальным созреванием ребенка -подростка, происходящего по фазам кризиса.

Вторая особенность. Нормативно -возрастная стадия полового созревания (пубертатный период) и психосексуального развития ребенка. В этот период активно формируются вторичные половые признаки (примерная длительность около шести лет). Средний возраст начала этого периода 10 лет (+/- 2 года). В это время развиваются физиологические и морфологические способности организма к воспроизведению потомства. К концу  подросткового кризиса наступает биологическая половая зрелость. Неконтролируемый выброс половых гормонов к кровь является причиной резкой смены настроения подростка, его агрессивности, жестокости и др.
Причиной всех изменений в организме является выработка большого количества половых гормонов и неконтролируемый их выброс в кровь.

Вторая особенность. Чувство взрослости, которое появляется у ребенка-подростка. Это пора прощания с детством и поиска своей идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанных с кризисом смысла жизни. Это центральное новообразование кризиса, при котором  происходит становление нового социального самосознания подростка («я-взрослый») и эффектными переживаниями им своей новой социальной роли и своих новых  социальных качеств:
*объективная взрослость -это реальная психологическая готовность подростка к жизни в обществе взрослых, принятие их прав, обязанностей и отвественности;
*субъективная взрослость (собственно, чувства взрослости) -это реальное отношение подростка к самому себе,  уже как к взрослому, его представления или ощущение себя в известной мере взрослым.
Основной характеристикой чувства взрослости является:
*стремление ребенка-подростка быть независимым и самостоятельным;
*утверждение своего личностного пространства и достоинства;
*требование ко взрослым уважать эти стремления и считаться с ними.
Чувство взрослости выступает как стимул активности подростка, направленный на переориентацию с «детских» норм на «взрослые», на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с точки зрения подростков, подтверждают представление о них как о взрослых.Чувство взрослости формируется в результате моделирования, опробования и освоения образцов и эталонов взрослого поведения путем подравнивания своего поведения и деятельности к этим образцам. Присваиваются, прежде всего, внешние атрибуты взрослости, а также моральные нормы, присущие взаимоотношениям взрослых людей (уважение, равноправие, доверие и верность во взаимоотношениях). Причиной всех изменений в организме является формирующиеся социальная и биологическая половая зрелость.

Третья особенность. Очередной нормативно-возрастной этап очередной сепарации ребенка от родителей и становления личности  ребенка. Сепарация является сложным психологическим процессом  отделения ребёнка, который сопровождается нормативно-возрастными кризисами. Например, кризис трех лет -это сепарация от матери, подростковый кризис -сепарация от обоих родителей. Сепарационный процесс важен и неизбежен, через него проходит каждый человек. Ведущей причиной сепарации являются нормативно возрастные изменения, происходящие изменения в процессе развития личности ребенка: меняется он сам, его физиология, образ мышления, взгляды, отношение к окружающим людям, поступки и поведение. Иначе: ребенок взрослеет и начинает предъявлять к миру свои требования.
Причиной всех изменений в организме является возрастное стремление ребенка -подростка к персональной независимости  и самостоятельности.

Четвертая особенность.  Подростковый кризис протекаете по двум основным моделям (по Выготскому).
*Модель «независимость». Модель самоопределения подростка по типу «Я уже не ребенок». Эта модель является самой массовой и распространенной. Она характеризуется упрямством и негативизмом, обесцениванием близких взрослых,  протестным бунтом, в особо ревностном отношении к своему пространству и вещам, жесткими требования подростка к окружающим, например: не входить в комнату подростка без его согласия, не трогать его вещи, не пытаться говорить по душам и т.д.
*Модель «зависимость». Модель самоопределения  подростка по типу «Я- ребенок и хочу оставаться им». Эта модель  наименее распространена.  Она характеризуется чрезмерным послушанием подростка, прочной зависимостью от родителей, возвращением (регресс) к привычным интересам, поведенческим моделям и т.д. Это опасная модель:  в этом случае, нормативный кризис вернется, когда подростку достигнет 17-18 лет и будет выражен в крайне деформированных формах. Например. Старший подросток поступит в университет и «пойдет в разнос»: он начнет выпить, курить, заниматься беспорядочным сексом. Если нормативный кризис не вернулся, родителям стоит осознать: они сломали личность своего ребенка, он стал полностью послушен и управляемым ими (и другими значимыми людьми). Взрослый ребенок будет глубоко несчастен, потому что он будет жить не своей жизнью, а жизнью , навязанной родителями или иными людьми, значимыми для него.

Пятая особенность. Ведущее противоречие подросткового кризиса: подросток уже перестал быть ребенком -он не не считает себя таковым, но пока еще не стал взрослым, хотя уже считает себя таковым. Ребенок -подросток имеет болезненное самолюбие и повышенную обидчивость, чрезмерную критичность по отношению к взрослым и острую реакцию на попытки умалить его достоинство или принизить его взрослость. Подростку, как бы он не требовал свободы и не гордился собственной независимостью, необходимы родительская любовь и поддержка,  терпение и лояльность, опосредованный и тактичный родительский контроль. Причиной всех изменений в организме является переоценка ребенком -подростком своих возросших возможностей.

Ребенку -подростку на протяжений всего подросткового кризиса требуется чуткая, корректная, дипломатичная и тактичная поддержка со стороны взрослых. Осознанная коррекция воспитательной системы «родитель-ребенок» демонстрируют психологическую готовность родителей к неизбежным изменениям во взаимодействии с ребенком-подростком, к уходу от привычных поведенческих стереотипов и штампов, к смене методов взаимодействия с подростком и переход на новые. Осознание неизбежных изменений в ребенке позволяет родителям:
*включать на «полную мощь» родительское терпение и мудрость, гибкость и лояльность, чувство юмора и самоиронию и так далее;
*понимать причины бунтарского непослушания ребенка-подростка;
*осознать причинно -следственные изменения, происходящие в ребенке-подростке;
*понимать причины психоэмоционального состояния своего ребенка -подростка;
*проявлять бережное и уважительное отношение к ребенку-подростку, избегая упреков, укоров и обвинений;
*не драматизировать поступки, поведение и отношение ребенка-подростка  к родителям (учителям и др) собственные отношения с ребенком -подростком.

Родители, опираясь на имеющиеся особенности и возможности, могут создать свою уникальную и максимально эффективную воспитательную стратегию, позволяющую им показать своему ребенку-подростку личным примером:
*как нужно помочь своему подростку преодолеть сложный период,
*как не навредить ему в этот сложный и трудный кризис.

По сути, осознание родителями причинно-следственных связей, фаз и особенностей протекания подросткового кризиса предоставляет им уникальный шанс в их родительском саморазвитии и самокоррекции.

Родители осознают: нужно меняться самим, а не пытаться изменить своего кризисного ребенка -бунтаря.

Именно эта новая родительская модель , в будущем,  может стать образцом для выросшего ребенка, который он, возможно, перенесет на своих детей и много раз поблагодарит Вас за это!

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: