Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Подростковый кризис: воспитательная стратегия родителей

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 07.09.2018

Ребенок в подростковом кризисе -это очередная сепарация ребенка, это личностное становление,  промежуточный результат и следствие родительского воспитания, это яркая демонстрация родителям их собственных воспитательных достижений, промахов и ошибок, которые, еще они могут скорректировать. Перед родителями внезапно происходит разительное превращение их милого и послушного ребенка, которым они всегда гордились, в  «непослушного незнакомца» с которым они не знают как вести себя  Родителям важно понимать: их ребенок  уже перестал быть ребенком, но пока еще не стал взрослым-именно это и требует от родителей изменений, которые позволят им  чутко, корректно и тактично держать хрупкий воспитательный баланс  между родительским тотальным надзором и подростковой анархией.

Подростку, как бы он не требовал свободы и не гордился собственной независимостью, необходима родительская поддержка, их терпение и лояльность,  опосредованный и тактичный родительский контроль. Подростковый кризис требует автоматического перехода родителей на новую ступень развития «родительства», выраженного в коррекции или в кардинальной смене трех основных воспитательных систем:
-системы «родитель-ребенок»,
-системы требований,
-системы «поощрения и наказания».

Любые изменения в воспитательной системе «родитель-ребенок» демонстрируют готовность родителей к неизбежным изменениям, к их уходу от привычных поведенческих стереотипов и методов взаимодействия с ребенком, на новые, в которых родители включают на «полную мощь» родительское терпение и мудрость, гибкость и лояльность, чувство юмора и самоиронии, что позволяет родителям бережно относиться к ребенку, не драматизировать поступки, поведение и собственные отношения с подростком.

Скорректировать и создать новую родительскую воспитательную стратегии помогают знания о важнейших особенностях протекания подросткового кризиса. Эти знания позволят родителям не только увидеть, но и грамотно распределить психоэмоциональные ресурсы и воспитательные средства по основным временным вехам протекания подросткового кризиса,  которые позволят минимизировать  для себя и ребенка все негативы, неизбежные в период прохождения им подросткового кризиса.

Первая особенностьзнание временного периода протекания подросткового кризиса, с 11до 17 лет.
Вторая особенностьзнание фаз протекания подросткового кризиса:
-с 12 лет до 13/14 лет -это фаза ломки старых привычек и стереотипов (негативная/ предкритическая);
-с13/14 до 15/16лет — это фаза кульминации кризиса, когда старое сломано, а новое не построено;
-с 15/16 до 17/18 лет-это фаза формирования нового: привычек, структур, поведенческих моделей и т.д.
Третья особенность -знание двух моделей (по Выготскому) протекания подросткового кризиса:
-модель «независимость» -это вариант самоопределения «Я уже не ребенок», это самый распространенный путь, который проявляется в упрямстве, негативизме, обесценивание взрослых, протестном бунте, ревностном отношении к своему пространству и вещам, выражающихся в жестких требованиях, предъявляемых  окружающим, например: не входить в комнату подростка без его согласия, не трогать его вещи, не пытаться говорить по душам-не лесть в его душу и т.д.;
-модель «зависимость»-это вариант самоопределения «Я- ребенок и хочу оставаться им», это менее распространённый путь, который проявляется в чрезмерном послушании и в крепкой зависимости от родителей, возвращении-регрессе к привычным интересам, поведенческим моделям и т.д., но, родителям нужно знать, что, в этом случае, кризис вернется, когда подростку станет 17-18 лет.

Скорректированная или сформированная родителями, с учетом  представленных особенностей возможностей уникальную и максимально эффективную воспитательную стратегию, которая позволит родителям показать личным примером, как нужно помочь своему подростку преодолеть сложный период, не навредить ему в этот сложный и трудный кризис, и который, в будущем,  вполне возможно, перенесет Ваш пример на своих детей и много раз поблагодарит Вас за это!

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: