Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Часто задаваемые вопросы психотерапевту

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 28.09.2019

Вопросы клиента к специалисту — это адекватная демонстрация клиентом бессознательного желания снять завесу тайны с процесса психотерапии,  понимать все, что с ним будет происходить и что он будет делать в рамках психотерапии и вне её (осознать уровень собственного участия  в психотерапевтическом процессе). Все это позволяет клиенту  снять имеющиеся тревоги, страхи (в том числе быть обманутым), развеять сомнения и рассчитать собственные финансовые возможности.

Ответы психотерапевта на все вопросы клиента (в виде разъяснений, объяснений, демонстрацией схем, таблиц и иллюстраций,  результатами научных исследований в области проблемы клиента) — это демонстрация специалистом уровня профессионализма. Для специалиста его ответы на вопросы клиента (честные и открытые) являются средством формирования  доверия клиента к нему, проявлением  уважения к личности клиента и демонстрацией собственного профессионализм, честности и ответственности

Клиент имеет полное право знать (быть информированным) о процессе психотерапии, её этапах, генеральных и промежуточных (макро и микро) целях, результатах и задачах, о методе (методах) психотерапии и психотерапевтическом инструментарии и др. И, если психотерапевт (психолог) объясняет клиенту на старте психотерапии все эти детали и честно отвечает на все вопросы клиента, понятным и доступным языком, клиент может сделать вывод -перед ним «честный, ответственный и профессиональный специалист» (Д. Орлински и К. Ховард), которому можно доверять.

Вопрос клиента: «Как долго будет длиться психотерапия?»

Ответ. Длительность психотерапии напрямую зависит от двух важных факторов: тяжести психоэмоционального состояния клиента и длительности расстройства (заболевания, проблемы)) и от выбранного метода психотерапии, автор каждого метода психотерапии изначально закладывает в свой метод  определенное количество психотерапевтических сессий (например, в методе ДПДГ автором заложено 16 сессий и др.).

Вопрос клиента: «Что со мной должен делать психотерапевт в процессе психотерапии?»

 Ответ. Психотерапевт обязан использовать в процессе психотерапии психотерапевтические мероприятия (психотерапевтические беседы, тренинги, упражнения, техники и др.) и психотерапевтическим инструментарий (тесты, диагностические методики и др.), согласно выбранному методу психотерапии. Все психотерапевтические мероприятия и весь психотерапевтический инструментарий должны быть отражены в документе (например,  «План психотерапии»,  «Стратегия психотерапии»,  «План психологического консультирования», «План психологической коррекции»)

Вопрос клиента: «Откуда я могу узнать о содержании предстоящей психотерапии?»

Ответ. Всю информацию о предстоящей психотерапии Вы можете узнать из «Плана психотерапии» («Стратегии  психотерапии», «Плана психологического консультирования», «Плана психологической коррекции»), который составляется психотерапевтом на первом, диагностическом этапе, и, который обязательно предоставляется клиенту для изучения и дальнейшего обсуждения. При необходимости, после обсуждения документа, в него могут вноситься  коррективы. Представленный клиенту документ ляжет в основу «Информированного  согласия клиента на психотерапию» .

Вопрос клиента: «Когда я почувствую облегчение? Когда мне станет легче?»

Ответ. Облегчение клиент может почувствовать сразу, после первой сессии (первичное облегчение). Позитивные изменения в психоэмоциональном состоянии и в других сферах жизни клиент начнет получать после каждой последующей сессии. Первые устойчивые позитивные результаты Вы можете получить уже через 5-10 сессий.

Вопрос клиента: «Имею ли я право знать информацию о предстоящей психотерапии?»

Ответ. Да, клиент имеет право знать о содержании психотерапии (психологического консультирования, психологической коррекции), которое обычно излагается в «Плане психотерапии» («План психологического консультирования», «План психологической коррекции»). Законным основанием для реализации этого права клиента являются по сути три основных законодательных документа:
1. «Этический кодекс психолога (консультанта) (пункт 3) и «Этический кодекс психотерапевта»:
* определяющих и регламентирующих профессиональную деятельность специалиста;
* предписывающих специалисту в своей работе опираться на информационное согласие клиента, понимающего цель психотерапии, используемых методов психотерапии и психотерапевтического инструментария;
*требующих сообщать клиенту о всех основных лечебных  шагах и воздействиях.
*обязующих специалиста, в случаях  недееспособности клиента, брать разрешение на психотерапию (лечение) у его опекунов (законных представителей).
2. «Информированное согласие» —это добровольное разрешение клиента на проведение обследования (для постановки диагноза или обозначения проблемы) и на проведение психотерапии (лечение) после  предоставления ему всей полной и необходимой информации (о целях, предстоящих процедурах, длительности лечения/психотерапии, предполагаемый бюджет психотерапии/лечения, возможные рискипобочные эффекты психотерапии). «Информированное согласие» оформляется по общепринятой форме и подписывается клиентом.

Вопрос клиента: «Какие эмоции, чувства и ощущения я буду испытывать во время психотерапии

Ответ. Во время психотерапии клиент может испытывать весь спектр различных состояний:

а) психоэмоциональные состояния (чувства, эмоции, ощущения и ощущения) от  позитивных до негативных, которые могут быть реакцией на определенные  события жизни клиента и т.д., или формой психологической защиты и др.;

б) физиологические состояния (слезы, головокружение, слабость и озноб), как проявление психоэмоциональной и физиологической реакций на определенные психотерапевтические мероприятия-это показатель их грамотного выполнения.

Вопрос клиента: «Почему психотерапия не работает, не приносит ожидаемых результатов? Почему не наступает улучшений?»

Ответ. С большей долей вероятности, в этом случае:

*либо проблема клиента находиться вне зоны компетентности и компетенций психотерапевта;

*либо решению проблемы клиента не соответствует выбранный специалистом метод психотерапии (или психотерапевтический инструментарий);

*либо специалист оказался не компетентным в проблеме клиента (увы, и такое случается в психологической практике)

Вопрос клиента «Как я узнаю, что психотерапию нужно заканчивать? Как мне выйти из психотерапии?»

Ответ. Существует три варианта окончания психотерапии.

Первый вариант. Обоюдное решение психотерапевта и клиента о прекращении психотерапии, и обращении клиента к другому специалисту. Причина прекращения психотерапии: проблема клиента долгое время остается не решенной, клиенту не становиться лучше.

Второй вариант. Самостоятельное решение клиента о прекращении психотерапии с психологом (психотерапевтом). Причина: личная.  Клиент, в этом случае, обязан предупредить специалиста о своем решении, объяснив причину своего решения. Психолог (психотерапевт), в любом случае, обязан провести завершающую сессию; предложить поддерживающие рекомендации; порекомендовать другого специалиста, который мог бы  продолжить психотерапию по имеющему «Плану психотерапии» или скорректировав его.

Третий вариант. Самостоятельное решение психотерапевта в отказе клиенту в психотерапии. Причины: желание клиента вступить в интимные отношения со специалистом, желание клиента войти в личные отношения со специалистом, конфликт интересов и др.

Здесь важно понимать.

*Ни клиенту, ни психотерапевту не стоит воспринимать отказ от психотерапии на свой счет. Не все люди подходят друг другу.

*Психотерапия может быть и будет эффективна только в случае удачного психотерапевтического союза между клиентом и психотерапевтом.

*Клиенту в начале работы со следующим психологом (психотерапевтом), необходимо рассказать о собственным предыдущем опыте психотерапии, показать  имеющийся документ («План психотерапии», или «План психологического консультирования» или «План психологической коррекции») и объяснить, что и как на Ваш взгляд, пошло не так.

Вопрос клиента: «Почему психотерапевт отказывается отвечать на мои вопросы о психотерапии?»

Ответ. Отказ психотерапевта отвечать на любые вопросы клиента о психотерапии  свидетельствует о непрофессионализме специалисте, об использовании клиента в личных интересах (например, получение регулярной финансовой выгоды и др), о не честности и не порядочности специалиста.

Вопрос клиента: «Как я могу юридически защитить себя, в случае оказания мне некачественной психологической услуги?»

Ответ. Психотерапевтические и психологические услуги -это интеллектуальный товар. Психотерапевт–это  продавец интеллектуального товара (психотерапевтических и психологических услуг). Клиент -это покупатель интеллектуального товара (психотерапевтических и психологических услуг).  Следовательно, на клиента распространяются все законодательные акты по «Защите прав покупателя» (например, навязывание услуги). В случае оказания некачественной психологической услуги (по мнению клиента) он имеет право написать:

*претензию «На определение соответствия указанной услуги» в прокуратору;,

*претензию-требование «Претензия -требование ….» в комиссию (общество, комитет) по Защите прав клиентов;

*заявление «На определение наличия или отсутствия нарушения налогового законодательства психотерапевтом» в налоговые органы

*исковое заявление «К претензии на качество предоставляемых услуг»  или на специалиста в суд.

Рекомендация. Попробуйте решить возникшую проблему в досудебном порядке.

Вопрос клиента: «Как оплачиваются услуги психотерапевта?»

Ответ. Клиент может оплачивать психотерапевтические сессии любыми удобными ему способами и с обязательным указанием назначения платежа. Способами оплаты могут быть: банковские карты с оплатой через терминал, банковский перевод или оплата любыми электронными деньгами (через надежные платежные международные системы), наличными с выдачей соответствующего чека

Не оплачивается психотерапевтическая сессия, если она, по каким-либо причинам, не была проведена (траффик, внезапное недомогание, внезапное совещание и др). «Нет услуги -нет оплаты» -это закон рынка. Требование психотерапевта произвести оплату за не оказанную сессию, даже, если причиной не оказания услуги является клиент, может относиться, согласно действующему Законодательству либо в вымогательству, либо навязыванию услуги.

Вопрос клиента «Могу ли я звонить психотерапевту вне сессий?»

Ответ. Можете, если у Вас на это есть договоренность в психотерапевтом на включение контакта в экстренных случаях (например, снять приступ панической таки или фобии). Отсутсвие такой договоренности не дает Вам права звонить психотерапевту вне сессионное время.

Помните: ответы на вопросы клиента, плановая психотерапия и импровизация внутри её (по согласованию с клиентом) всегда приносит позитивные изменения в состояние и в жизнь клиента во время сессии или после неё.

Удачи в выборе «своего» психотерапевта.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

 

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: