Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Нейробиологический механизм ошибок созависимых

созависимость
Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 01.06.2024

Нейробиологический механизм типично-системных ошибок, совершаемых созависимыми
основан на последовательном включении в стрессовый процесс его основных участников.

Созависимость является сложной формой семейного взаимодействия, в котором созависимые совершают роковые и разрушительные ошибки. В процессе взаимодействия с зависимым созависимые действуют инстинктивно. На бессознательном уровне подчиняясь сложным нейробиологическим и психологическим механизмам стрессового процесса. Прямыми участниками стрессового процесса являются:
*стимул угрозы: зависимость;
*лимбический комплекс-древний мозг, отвечающий за эмоции: страх и тревога, и за комплекс негативных эмоций и особых психоэмоциональных состояний, сопутствующих им;
*современный мозг, отвечающий за рациональное мышление;
*первичные бессознательные желания, формирующие цели и запросы;
*деформированное поведение, как неадекватная реакция на стрессовый стимул (зависимость).

*Стрессовый стимул/стимул угрозы. Восприятие стимула угрозы формируется на основе трех основных источников информации. Внешние источники-это информация, получаемая через органы восприятия внешнего мира и из различных источников (например, СМИ). Внутренние источники, это информация, получаемая из эмоциональной памяти (личного негативного опыта), внутренних переживаний и состояния здоровья. Третий источник -сновидения, в их замысловатых сюжетах и исполняемых ролях.


Код сновидений: психологический анализ
К чему снится: психологический анализ сновидений (часть 1)
К чему снится: психологический анализ сновидений (часть 2)

Зависимость воспринимается и оценивается мозгом, как стимул угрозы или стрессовый стимул. Формирование восприятия зависимости, как угрозы, происходит на основе ранее накопленной информации о зависимостях и проблемах, связанных с ней, которые формируют  убеждения в отношении зависимости. Например. Зависимость-это угроза для жизни, здоровья и благополучия. Зависимость -это социальный стыд и так далее. Созависимые находятся в состоянии хронического стресса, связанного с зависимым.

*Страх и тревога. Эмоции страха и тревога-это результат активности лимбического комплекса коры головного мозга (инстинкт самосохранения), ответственного за эмоциональные реакции. Страх и тревога является эволюционными, рефлекторными, бессознательными, негативными эмоциями на стимул угрозы/стрессовый стимул. При первичном столкновении с зависимостью, как стимулом угрозы, мгновенно активизируется лимбический комплекс. Страх мобилизует весь организм на борьбу с обнаруженной угрозой, переводя его в работу в стрессовом режиме. Страх и тревога являются основными эмоциями, усиливающие ощущение ограниченности во времени и чувство срочности, заставляющих созависимого действовать импульсивно и хаотично.

*Современный мозг. Неокортекс, ответственный за интеллект и сознание, пытается рационализировать и интерпретировать ситуацию с зависимостью. Однако под воздействием сильнейших негативных эмоций (страха, тревоги) рациональное мышление полностью блокируется и подавляется.  Восприятие зависимости, ситуации, связанной с ней и людей, вовлеченных в неё, значительно искажается.

*Комплекс негативных эмоций и особых психоэмоциональных состояний, сопутствующих страху. Страх зависимости включает комплекс негативных эмоций (гнев, злость, досада и др) и психоэмоциональных состояний (тревога, беспокойство, волнение, агрессия и др.). Например. Страх за здоровье зависимого. Страх социального осуждения. Страх негативных социальных последствий. Страх утраты репутации. И другое. Страх, комплекс негативных эмоций и особых психоэмоциональных состояний, вызванных им, вводят человека в состояние длительного, хронического стресса и приводят к серьезным проблемам с психическим и психологическим здоровьем созависимого.

*Первичные бессознательные желания. Бессознательные желания могут осознаваться или не осознаваться человеком. Бессознательное желание является показателем наличия дефицита в какой -либо потребности (см. пирамида Маслоу). При первичном столкновении с зависимостью, естественным осознаваемым желанием человека является желание спасти/вылечить зависимого.  К неосознаваемым желаниям человека, пытающегося спасти зависимого, могут относиться: желание вернуть свое психологическое благополучие, желание возвращения привычной зоны комфорта, желание избежать социального осуждения (социальный стыд), желание поднять собственную самооценку и др. Неосознаваемые желания влияют на постановку целей созависимыми. В психотерапии существует аксиома: «цель определяет результат» (профессор В. Домарацкий, доктор мед. наук, психиатр). Психотерапия созависимости и зависимости не является исключением из этой аксиомы. Ясная цель определяет результат, наиболее полно соответствующего ожиданиям созависимого, зависимого и психотерапевта. Например. Цель (запрос) к психотерапии: вылечиться от наркомании. Результатом  психотерапии, может быть триада. Смена отношения к себе и к аддикту. Психологическая готовность к отказу от аддикта. Психологическая готовность к принятию решения об отказе от аддикта, само принятие решения и поддержание своего решение устойчивой и длительной ремиссией. Дистанция психотерапии от поставленной цели (запроса) до ожидаемого результата позволяет определить наиболее эффективные методы помощи зависимому.  Сознательная цель: немедленно решить проблему, направлена на мгновенное облегчение ситуации, но  не ориентирована на её долгосрочное решение с четко продуманным планом действий.

*Поведение.  Человеческое поведение является ответной рефлекторной реакцией древнего мозга на стимул угрозы. «Древний мозг» отвечает за инстинктивные реакции. Практически все виды зависимостей (химические, поведенческие) ассоциируются с опасностью и имеет статус «угрозы» для их жизни, здоровья и благополучия. В стрессовой ситуации, у человек актируются эволюционные модели: «бей-атакуй», «замри-умри», «беги-прячься». Коррективное влияние на эволюционные модели оказывает «Я-Концепция». При первичном столкновении с зависимостью, человек, пытающийся спасти зависимого, выбирает модель «бей-атакуй». Это хорошая модель поведения, но не в ситуации с зависимостью, потому что толкает спасающего на совершение на импульсивные и необдуманные поступки, действия и реакции. Созависимый ошибочно считает выбранные им неоправданно быстрые модели поведения, эмоциональные реакции и хаотичные действия единственно — необходимыми, правильными, верными и адекватными в решении появившейся проблемы.

Благодаря слиянию бессознательного (угроза-реакция), подсознательного (психические процессы: восприятие, воображение, мышление и др.) и сознательного («Я-Концепция»: установки, убеждения и мировоззрение  с выработанными привычками и проблемами), образуется триединый комплекс,  который формируют цели, мотивацию и ориентацию человека в поиске средств помощи зависимому. Триединый комплекс  автоматически включает человека, пытающегося спасти зависимого, в патологическую систему «созависимый -зависимый». Созависимым может стать один член семьи или вся семья. Вовлечение в патологичскую систему  приводит к совершению  ошибок, расставленные ловушками страха и зависимости.

Пример нейробиологического механизма ошибок созависимых.

*Первичная встреча человека со стрессовым стимулом/стимулом угрозы. Известие о том, что член семьи употребляет аддикт. Человек испытывает шок и отрицание.
*Потом включается лимбический комплекс. Созависимый начинает испытывать страх и тревогу за здоровье зависимого и за свое благополучие.
*Далее блокируется работа современного мозга. Под воздействием стресса, современный мозг не может эффективно обрабатывать информацию и объективно оценивать ситуацию. Под воздействием сильнейших негативных эмоций работа рационального мышления подавляется.
*Затем образуется комплекс негативных эмоций и особых психоэмоциональных состояний, сопутствующих страху и тревоге. Комплекс негативных эмоций, включает в себя, например: гнев, злость, досада и др. Комплекс особых психоэмоциональных состояний включает в себя, например,  тревога, беспокойство, волнение, агрессию и др. Комплекс из негативных эмоций и особых психоэмоциональных состояний  кардинально меняет психоэмоциональный климат в семье и систему взаимодействия в ней.
*Потом в потребностях появляется дефицит, который отражается в желании человека немедленно вмешаться в ситуацию, взять контроль над ней в вои руки, организовать спасение партнёра.
*В заключении древний мозг активирует инстинктивные модели поведения «борьбы или бегства», приводящие человека  к неконтролируемым эмоциональным реакциям, беспорядочным, импульсивным и хаотично-быстрым действиям по спасению зависимого.

Понимание нейробиологического и психологического механизмов относиться к обязательной области знаний, позволяющей созависимого человеку:
*понимать себя, свои ощущения и обеспечивать выдержку при выражении чувств и эмоций;
*формировать стрессовоустойчивость, необходимую для сохранения своего психического и психологического здоровья;
*контролировать свои реакции и корректировать собственное поведение;
*ставить грамотные цели и ориентироваться на длительный процесс работы с зависимостью;
*регулировать выбор средств в помощь зависимому;
*минимизировать и профилактировать собственные ошибки;
*корректировать и менять собственное отношение к самому себе и привычную систему семейного взаимодействия.

Понимание нейробиологического и психологического механизмов позволяет устранять, минимизировать и профилактировать возможные ошибки, совершаемых созависимыми при первичном столкновении с зависимостью.

Статьи по теме:

Созависимость-Зависимость: анализ проблемы

Созависимость: структура и содержание

Созависимость: парадоксы явления. Часть 1

Созависимые цели: выбор концепции

Созависимые цели

Условия помощи зависимому в семье

Модели поведения с зависимым (наркоманом, алкоголиком)

Жалость: жалость к себе и жалость к другим (часть 1)

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

 

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: