Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Формирование психологической готовности к лечению

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 24.02.2024

May you live in interesting times/Чтобы вы жили в интересное время
(из выступления сэра О. Чемберлена. 1936 г. Британская газета The Yorkshire Post)

Мы живет в удивительную эпоху- во времена радикальных, стремительных и неожиданных стрессовых перемен. Эпоху причудливо переплетающей в человеке приобретенную новизну и архаизм. Новизна дает человеку ощущение самоуверенности и самонадеятельнности. Архаизм возвращает человека к устаревшим, пугающим, дилетантские мифам. Сочетание приобретенной новизны и имеющегося архаизма, в сочетании с другими факторами (социальными, психологическими и др) негативно отражаются на отношении человека к самому себе и на принятие им важных решений, например,  на психологическую готовность к лечению, на принятие решение обратиться к врачу -психотерапевту.

Психологическая готовность к лечению отражает осознание человеком своей проблемы и принятие её, сформированное желание устранить проблему и самостоятельный поиск путей её решения, принятие решения обращения с профильному специалисту за профессиональной помощью.

В имеющихся научных медицинских и психологических исследованиях выделена тесная корреляционная связь между психологической готовностью и динамикой формирования и трансформации проблемы, с её диагностированием, с выбором лечебного маршрута и со сроками оказываемой психотерапевтической и иной помощи, от которой зависит качество жизни, длительность, качество и результативность получаемой помощи. Психологическая готовность может быть классифицировать на спонтанно-эмоциональную, ситуативную, и на рационально-прагматическую.

Своевременное обращение к врачу-психотерапевту предотвращает развитие многих серьезных проблем с психологическим и психическим  здоровьем. Однако, практика обращений к психотерапевту (психиатру) по вопросу проблем с психическим здоровьем показывает иную картину. Анализ историй болезней более чем 2500 клиентов по проблемам, связанными с психологическим или психическим здоровьем, позволил выявить и проследить  две взаимосвязанные особенности.
*Этапы формирования психологической проблемы этапы и её трансформации в психическую патологию.
*Динамику формирования психологической готовности к обращению к врачу-психотерапевту/психиатру.

Этапы формирования психических проблем

Первый этап.  Формирование проблемы с психологическим здоровьем

Динамичный мир

Психологическая проблема: образование и проявление.

Психологическая проблема: образование и проявление. На этом этапе появляются первые не регулярные, негативные психоэмоциональные сигналы психики, которые человек ощущает, но игнорирует. Основной причиной, которой человек объясняет свое негативное состояние, является «психоэмоциональная усталость»: от работы, от семьи, от общения и др. Хотя психоэмоциональная усталость является негативным следствием и явным симптомом образующейся внутренней психологической проблемы.
Для снятия первых неприятных, негативных и болезненных симптомов, традиционно используются активно рекламирующиеся средства: отпуск, сон, путешествия, общение, активные занятия спортом, переход на правильное питание, релаксация и так далее.
Психологическая готовность к обращению к специалисту.  Этот этап характеризуется полным отсутствием психологической готовности к лечению, то есть обращению к врачу-психотерапевту, или к специалисту в сфере психологии, в частности. Причина: отсутствие мотивации, так как  образование проблемы не оказывает негативного влияния на полноценную жизнедеятельность человека и не мешает ей.
Основной принцип, которым руководствуется человек на этом этапе: «само пройдет».

Второй этап. Формирование устойчивость проблемы с психологическим здоровьем.

Психологическая готовность: старт в формировании

Психологическая проблема: рост и прогрессирование.

Психологическая проблема: рост и прогрессирование. На этом этапе негативные психоэмоциональные сигналы психики становятся регулярными и устойчивыми, усиливается сила их переживаний.
Традиционно, для понимания своего негативного психоэмоционального состояния и причин его появления, человек  выбирает классический деформированный маршрут: самодиагностика и самолечение. Самодиагностика и самолечения проводится с помощью Интернета: прохождение всевозможного тестирования, участие в форумах (в том числе) на специализированных психологических сайтов, чтение «психологической»  литературы и просмотр видеоматериалов. К ним присоединяются участие в разнообразных психологических вебинарах, курсах, тренингах  и «духовных» практиках, и….обращение к  экстрасенсам, целителям и тому подобным «специалистам».
Бабка-целительница: правда и мифы
Как показывает опыт психотерапии, зачастую самодиагностирование и самолечение не соответствуют реальной проблеме  и методам её лечения. Неверный маршрут  приводит к усугублению образовавшейся проблемы.
Психологическая готовность к обращению к специалисту. На этом этапе стартует формирование осознание, понимание и первичное признание у себя психологической проблемы. Психологическая готовность на этом этапе выражается в спонтанно-эмоциональном характере обращения за профессиональной помощью.  Причина ситуационная.
Образовавшая проблема уже начала влиять на жизнедеятельность человека, но пока еще не приобрела критического значения для человека. Человек обращается за помощью к «безопасному» специалисту-  психологам. Основным критерием выбора специалиста является  наличие у него образования в сфере психологии и владение одним из методов психотерапии: КПТ, ДПДГ и др. Работа с психологами может длиться достаточно долгое время. К сожалению, именно на этом этапе человек теряет драгоценное время, необходимое для диагностирования проблемы и проведения лечения с помощью адекватных психотерапевтических мероприятий и средств.
Основной принцип, на который опирается человек на этом этапе:«я сам себе врач/психолог».

Третий этап.  Трансформация психологической проблемы в психическое расстройство.

Психологическая проблема:  трансформация в психическую патологию.

Психологическая готовность к лечению

Психологическая проблема:  трансформация в психическую патологию. На этом этапе негативные психоэмоциональные сигналы психики приобретают хронический, устойчивый и продолжительный, внезапно-приступообразный характер, усиливается глубина, сила и длительность психоэмоциональных и физиологических переживаний. К негативным сигналам психики присоединяются психосоматические проявления на физическом уровне. Человека начинают пугать психоэмоциональные переживания в их физиологических проявлениях: усиленное сердцебиение (такихардия), «игры» давления (повышается/падает), потливость, головокружение, безосновательная тревожность, страхи и др.  В этот период увеличивается количество обращений больного человека к участковому/семейному терапевту и к узкопрофильным специалистам (кардиологу, неврологу, эндокринологу и др.).
На этом этапе психологическая проблема начинает свою трансформацию в психические патологии, например, в депрессивные, навязчивые, невротические, панические или фобические состояния, в тревожности, в зависимости и др. Сформированные психические расстройства оказывают свое негативное и разрушающее влияние на качество жизни человека, существенно снижая его. Качество жизни человека на этом этапе резко падает. В зависимости от психической патологии личность может может меняется и деградировать. Наиболее частыми деградациями являются: самоизоляция, ухудшение характера, деформация «Я-Концепции», выраженная в преобладании деструктивных установок и убеждений, пессимистически-негативного взгляда на жизнь и так далее.
Психологическая готовность к обращению к специалисту. На этом этапе психологическая готовность формируется полностью. Обращение к врачу -психотерапевту за профессиональной помощью приобретает рациональный характер. Причина -вынужденное признание проблемы.  В основе мотивации обращения к врачу -психотерапевту лежит усилившееся критическое, негативное влияние проблемы на качество жизнедеятельности человека: человек начинает опасаться за свою жизнь и здоровье. В этот период происходит переосмысление наличия у себя проблемы, её принятие и признание. Психологическая готовность обращения к специалисту содержит все структурные компоненты:
*осознание человеком своей проблемы;
*признание наличия проблемы  у себя  и принятие её;
*понимание собственного бессилия и невозможности справиться с проблемой самостоятельно;
*разочарование в применяемых методах самопомощи, помощи психолога или иного узкопрофильного специалиста;
*проявление сформированного реального желания устранить проблему;
*принятия рационального решения обратиться к врачу -психотерапевту за  помощью и обращение к нему.
Обращение к врачу-психотерапевту происходит в последнюю очередь, часто, как вынужденный шаг.
Основной принцип, которым руководствуется человек на этом этапе:  «специалист обязан помочь».

Таблица. Формирование психологической готовности по основным этапам формирования и трансформации психологических проблем в психические патологии (L.Ageeva)

Этапы Проблема: формирование, развитие и трансформация Психологическая готовность к лечению
Первый этап Психологическая проблема: образование и проявление.
Характеристика:
*
Появление первых, не регулярных негативных психоэмоциональных сигналов психики.
*Игнорирование первых сигналов.
*Основной причиной, объясняющий негативное состояние, называется «психоэмоциональная усталость»:от работы, от семьи, от общения и др.
*Попытки снять негативные симптомы с помощью: отпуска, сна, путешествия, общение, активные занятия спортом, переход на правильное питание, релаксация и так далее.
Психологическая готовность к обращению к лечению отсудите совсем.
Причина: отсутствие мотивации из-за отсутствия  негативного влияния на полноценную жизнедеятельность человека и не мешает ей.
Второй этапПсихологическая проблема: рост и прогрессирование. Характеристика:
*Негативные психоэмоциональные сигналы психики регулярные и устойчивые.
*Усиливается сила психоэмоциональных переживаний.
*Выбор классического деформированного маршрута: самодиагностика и самолечение с помощью Интернета. Использование всевозможных тестов, участие в форумах (в том числе) на специализированных психологических сайтов. Чтение «психологической»  литературы и просмотр видеоматериалов. Участие в разнообразных психологических вебинаров, курсов, тренингов  и «духовных» практик, и….обращение к различным экстрасенсам, целителям и тому подобным «специалистам».
*Не соответствие результатов самодиагностирования и методов самолечения реальной проблеме.
*Усугубление образовавшейся проблемы.<
*Обращение за помощью к «безопасному» специалисту-  психологам.
*Основной критерий выбора специалиста является  наличие у него образования в сфере психологии и владение одним из методов психотерапии: КПТ, ДПДГ и др.
*Работа с психологами имеет длительный характер.
*Утрата драгоценное время для диагностирования проблемы и проведения лечения с помощью адекватных психотерапевтических мероприятий и средств.
Психологическая готовность к лечению начинает свое формирование.
Формируется осознание, понимание и первичное признание у себя психологической проблемы. Психологическая готовность имеет  спонтанно-эмоциональный характер.
Причина ситуационная.
Мотивация: проблема уже начала влиять на жизнедеятельность человека.  
Третий этапПсихологическая проблема трансформируется в психическую патологию.
Характеристика:
*Негативные психоэмоциональные сигналы психики приобретают хронический, устойчивый и продолжительный, внезапно-приступообразный характер.
*Усиливается глубина, сила и длительность психоэмоциональных и физиологических переживаний.
*К негативным сигналам психики присоединяются психосоматические проявления на физическом уровне.
*Появляется страх  физиологических проявлений.
*Увеличивается количество обращений больного человека к участковому/семейному терапевту и к узкопрофильным специалистам (кардиологу, неврологу, эндокринологу и др.).
*Фиксируется симптоматика психических патологий: депрессивные, навязчивые, невротические, панические или фобические состояния, тревожности, зависимости и др.
*Резко снижается качество жизни человека.
*В зависимости от психической патологии личность может меняться и деградировать: самоизоляция, ухудшение характера, деформация «Я-Концепции», выраженная в преобладании деструктивных установок и убеждений, пессимистически-негативного взгляда на жизнь и т.д.
Психологическая готовность сформирована  полностью. Она  приобретает рациональный характер. Причина: вынужденное признание проблемы.
Мотивация: страх за свою жизнь и здоровье.
Психологическая готовность к лечению содержит все структурные компоненты:
*Осознание своей проблемы.
*Признание наличия проблемы и принятие её.
*Признание собственного бессилия и невозможности справиться с проблемой самостоятельно.
*Разочарование в применяемых методах самопомощи, помощи психолога или иного узкопрофильного специалиста.
*Проявление сформированного реального желания устранить проблему.
*Принятие рационального решения обращения за  помощью и самостоятельная реализация его.

Видео о страхе, его формах и его негативном влиянии  на жизнедеятельность человека.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: