May you live in interesting times/Чтобы вы жили в интересное время
(из выступления сэра О. Чемберлена. 1936 г. Британская газета The Yorkshire Post)
Мы живет в удивительную эпоху- во времена радикальных, стремительных и неожиданных стрессовых перемен. Эпоху причудливо переплетающей в человеке приобретенную новизну и архаизм. Новизна дает человеку ощущение самоуверенности и самонадеятельнности. Архаизм возвращает человека к устаревшим, пугающим, дилетантские мифам. Сочетание приобретенной новизны и имеющегося архаизма, в сочетании с другими факторами (социальными, психологическими и др) негативно отражаются на отношении человека к самому себе и на принятие им важных решений, например, на психологическую готовность к лечению, на принятие решение обратиться к врачу -психотерапевту.
Психологическая готовность к лечению отражает осознание человеком своей проблемы и принятие её, сформированное желание устранить проблему и самостоятельный поиск путей её решения, принятие решения обращения с профильному специалисту за профессиональной помощью.
В имеющихся научных медицинских и психологических исследованиях выделена тесная корреляционная связь между психологической готовностью и динамикой формирования и трансформации проблемы, с её диагностированием, с выбором лечебного маршрута и со сроками оказываемой психотерапевтической и иной помощи, от которой зависит качество жизни, длительность, качество и результативность получаемой помощи. Психологическая готовность может быть классифицировать на спонтанно-эмоциональную, ситуативную, и на рационально-прагматическую.
Своевременное обращение к врачу-психотерапевту предотвращает развитие многих серьезных проблем с психологическим и психическим здоровьем. Однако, практика обращений к психотерапевту (психиатру) по вопросу проблем с психическим здоровьем показывает иную картину. Анализ историй болезней более чем 2500 клиентов по проблемам, связанными с психологическим или психическим здоровьем, позволил выявить и проследить две взаимосвязанные особенности.
*Этапы формирования психологической проблемы этапы и её трансформации в психическую патологию.
*Динамику формирования психологической готовности к обращению к врачу-психотерапевту/психиатру.
Психологическая проблема: образование и проявление. На этом этапе появляются первые не регулярные, негативные психоэмоциональные сигналы психики, которые человек ощущает, но игнорирует. Основной причиной, которой человек объясняет свое негативное состояние, является «психоэмоциональная усталость»: от работы, от семьи, от общения и др. Хотя психоэмоциональная усталость является негативным следствием и явным симптомом образующейся внутренней психологической проблемы.
Для снятия первых неприятных, негативных и болезненных симптомов, традиционно используются активно рекламирующиеся средства: отпуск, сон, путешествия, общение, активные занятия спортом, переход на правильное питание, релаксация и так далее.
Психологическая готовность к обращению к специалисту. Этот этап характеризуется полным отсутствием психологической готовности к лечению, то есть обращению к врачу-психотерапевту, или к специалисту в сфере психологии, в частности. Причина: отсутствие мотивации, так как образование проблемы не оказывает негативного влияния на полноценную жизнедеятельность человека и не мешает ей.
Основной принцип, которым руководствуется человек на этом этапе: «само пройдет».
Психологическая проблема: рост и прогрессирование. На этом этапе негативные психоэмоциональные сигналы психики становятся регулярными и устойчивыми, усиливается сила их переживаний.
Традиционно, для понимания своего негативного психоэмоционального состояния и причин его появления, человек выбирает классический деформированный маршрут: самодиагностика и самолечение. Самодиагностика и самолечения проводится с помощью Интернета: прохождение всевозможного тестирования, участие в форумах (в том числе) на специализированных психологических сайтов, чтение «психологической» литературы и просмотр видеоматериалов. К ним присоединяются участие в разнообразных психологических вебинарах, курсах, тренингах и «духовных» практиках, и….обращение к экстрасенсам, целителям и тому подобным «специалистам».
Бабка-целительница: правда и мифы
Как показывает опыт психотерапии, зачастую самодиагностирование и самолечение не соответствуют реальной проблеме и методам её лечения. Неверный маршрут приводит к усугублению образовавшейся проблемы.
Психологическая готовность к обращению к специалисту. На этом этапе стартует формирование осознание, понимание и первичное признание у себя психологической проблемы. Психологическая готовность на этом этапе выражается в спонтанно-эмоциональном характере обращения за профессиональной помощью. Причина ситуационная.
Образовавшая проблема уже начала влиять на жизнедеятельность человека, но пока еще не приобрела критического значения для человека. Человек обращается за помощью к «безопасному» специалисту- психологам. Основным критерием выбора специалиста является наличие у него образования в сфере психологии и владение одним из методов психотерапии: КПТ, ДПДГ и др. Работа с психологами может длиться достаточно долгое время. К сожалению, именно на этом этапе человек теряет драгоценное время, необходимое для диагностирования проблемы и проведения лечения с помощью адекватных психотерапевтических мероприятий и средств.
Основной принцип, на который опирается человек на этом этапе:«я сам себе врач/психолог».
Третий этап. Трансформация психологической проблемы в психическое расстройство.
Психологическая проблема: трансформация в психическую патологию. На этом этапе негативные психоэмоциональные сигналы психики приобретают хронический, устойчивый и продолжительный, внезапно-приступообразный характер, усиливается глубина, сила и длительность психоэмоциональных и физиологических переживаний. К негативным сигналам психики присоединяются психосоматические проявления на физическом уровне. Человека начинают пугать психоэмоциональные переживания в их физиологических проявлениях: усиленное сердцебиение (такихардия), «игры» давления (повышается/падает), потливость, головокружение, безосновательная тревожность, страхи и др. В этот период увеличивается количество обращений больного человека к участковому/семейному терапевту и к узкопрофильным специалистам (кардиологу, неврологу, эндокринологу и др.).
На этом этапе психологическая проблема начинает свою трансформацию в психические патологии, например, в депрессивные, навязчивые, невротические, панические или фобические состояния, в тревожности, в зависимости и др. Сформированные психические расстройства оказывают свое негативное и разрушающее влияние на качество жизни человека, существенно снижая его. Качество жизни человека на этом этапе резко падает. В зависимости от психической патологии личность может может меняется и деградировать. Наиболее частыми деградациями являются: самоизоляция, ухудшение характера, деформация «Я-Концепции», выраженная в преобладании деструктивных установок и убеждений, пессимистически-негативного взгляда на жизнь и так далее.
Психологическая готовность к обращению к специалисту. На этом этапе психологическая готовность формируется полностью. Обращение к врачу -психотерапевту за профессиональной помощью приобретает рациональный характер. Причина -вынужденное признание проблемы. В основе мотивации обращения к врачу -психотерапевту лежит усилившееся критическое, негативное влияние проблемы на качество жизнедеятельности человека: человек начинает опасаться за свою жизнь и здоровье. В этот период происходит переосмысление наличия у себя проблемы, её принятие и признание. Психологическая готовность обращения к специалисту содержит все структурные компоненты:
*осознание человеком своей проблемы;
*признание наличия проблемы у себя и принятие её;
*понимание собственного бессилия и невозможности справиться с проблемой самостоятельно;
*разочарование в применяемых методах самопомощи, помощи психолога или иного узкопрофильного специалиста;
*проявление сформированного реального желания устранить проблему;
*принятия рационального решения обратиться к врачу -психотерапевту за помощью и обращение к нему.
Обращение к врачу-психотерапевту происходит в последнюю очередь, часто, как вынужденный шаг.
Основной принцип, которым руководствуется человек на этом этапе: «специалист обязан помочь».
Этапы | Проблема: формирование, развитие и трансформация | Психологическая готовность к лечению |
Первый этап | Психологическая проблема: образование и проявление. Характеристика: *Появление первых, не регулярных негативных психоэмоциональных сигналов психики. *Игнорирование первых сигналов. *Основной причиной, объясняющий негативное состояние, называется «психоэмоциональная усталость»:от работы, от семьи, от общения и др. *Попытки снять негативные симптомы с помощью: отпуска, сна, путешествия, общение, активные занятия спортом, переход на правильное питание, релаксация и так далее. | Психологическая готовность к обращению к лечению отсудите совсем. Причина: отсутствие мотивации из-за отсутствия негативного влияния на полноценную жизнедеятельность человека и не мешает ей. |
Второй этап | Психологическая проблема: рост и прогрессирование. Характеристика: *Негативные психоэмоциональные сигналы психики регулярные и устойчивые. *Усиливается сила психоэмоциональных переживаний. *Выбор классического деформированного маршрута: самодиагностика и самолечение с помощью Интернета. Использование всевозможных тестов, участие в форумах (в том числе) на специализированных психологических сайтов. Чтение «психологической» литературы и просмотр видеоматериалов. Участие в разнообразных психологических вебинаров, курсов, тренингов и «духовных» практик, и….обращение к различным экстрасенсам, целителям и тому подобным «специалистам». *Не соответствие результатов самодиагностирования и методов самолечения реальной проблеме. *Усугубление образовавшейся проблемы.< *Обращение за помощью к «безопасному» специалисту- психологам. *Основной критерий выбора специалиста является наличие у него образования в сфере психологии и владение одним из методов психотерапии: КПТ, ДПДГ и др. *Работа с психологами имеет длительный характер. *Утрата драгоценное время для диагностирования проблемы и проведения лечения с помощью адекватных психотерапевтических мероприятий и средств. | Психологическая готовность к лечению начинает свое формирование. Формируется осознание, понимание и первичное признание у себя психологической проблемы. Психологическая готовность имеет спонтанно-эмоциональный характер. Причина ситуационная. Мотивация: проблема уже начала влиять на жизнедеятельность человека. |
Третий этап | Психологическая проблема трансформируется в психическую патологию. Характеристика: *Негативные психоэмоциональные сигналы психики приобретают хронический, устойчивый и продолжительный, внезапно-приступообразный характер. *Усиливается глубина, сила и длительность психоэмоциональных и физиологических переживаний. *К негативным сигналам психики присоединяются психосоматические проявления на физическом уровне. *Появляется страх физиологических проявлений. *Увеличивается количество обращений больного человека к участковому/семейному терапевту и к узкопрофильным специалистам (кардиологу, неврологу, эндокринологу и др.). *Фиксируется симптоматика психических патологий: депрессивные, навязчивые, невротические, панические или фобические состояния, тревожности, зависимости и др. *Резко снижается качество жизни человека. *В зависимости от психической патологии личность может меняться и деградировать: самоизоляция, ухудшение характера, деформация «Я-Концепции», выраженная в преобладании деструктивных установок и убеждений, пессимистически-негативного взгляда на жизнь и т.д. | Психологическая готовность сформирована полностью. Она приобретает рациональный характер. Причина: вынужденное признание проблемы. Мотивация: страх за свою жизнь и здоровье. Психологическая готовность к лечению содержит все структурные компоненты: *Осознание своей проблемы. *Признание наличия проблемы и принятие её. *Признание собственного бессилия и невозможности справиться с проблемой самостоятельно. *Разочарование в применяемых методах самопомощи, помощи психолога или иного узкопрофильного специалиста. *Проявление сформированного реального желания устранить проблему. *Принятие рационального решения обращения за помощью и самостоятельная реализация его. |
Видео о страхе, его формах и его негативном влиянии на жизнедеятельность человека.
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.