Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Бабка-целительница: правда и мифы

знахарка
Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 26.03.2023

Рассказ очевидца. Я был очевидцем народного способа лечения страха-испуга у подростка. Значит деревенская бабка  лечила так. Бабка брала моток шерсти овцы. Шерсть была не мытой. Бабка говорила подростку лечь на пол, на живот и подкладывала этот моток ему под пупок. Подросток должен был лежать неподвижно на этом мотке в течение двух часов. Помогло, я видел. Я хотел бы знать Ваше мнение по этому поводу.

Бабки- целительницы и ведуньи традиционно в большом количестве появляются в самые темные и сложные жизненные времена, когда человеку особенно тревожно. И все целительницы и ведуньи имеют статус и репутацию, начиная в пятом, а то и в двадцать пятом колене. Все они утверждают, что могут  излечить человека, в независимости от его возраста, от болезней и напастей.  Пожалуй, стоит этот момент стоит рассмотреть внимательно, рационально и прагматично, на основе научных фактов. Это позволит  понять: где реальная правда, а где рекламные мифы, созданные самими целительницами и ведуньями.

Для начла разложим рассказ очевидца  на составные компоненты и прокомментирует каждый из них.

Первый компонент. Ритуал (обряд).  Бабки -целительницы и ведуньи проводят какие -то «лечебные» процедуры или мероприятия с человеком, пришедшим за помощью. Эти «лечебные» процедуры или мероприятия бабки называют по разному:  «ритуал», «обряд» и т.д. Любые «лечебные» процедуры или мероприятия или используя магический язык, «древний» ритуал или обряд, олицетворяет, по своей сути, театральную игровую постановку. В этой театральной игровой постановке бабка сама себе режиссер-постановщик и актер главной роли, а её дом — это подмостки сцены театра. Клиент и сопровождающие его люди, одновременно и участники и зрители. Игровой спектакль под названием «древний ритуал  лечения»(обряд) традиционно  платный. В ряде случает оплата не соответствует результату. В принципе- это такая игровая сказка: проблема клиента зрела, развивалась долго и успешно, а бабка целительница и ведунья решает её за один раз с помощью «старинного волшебства».
Научные факты. Волшебных палочек не существует. Участие в человеке в ритуалах и обрядах -это отражение архаического (мифического) мышления, доставшееся ему от далеких предков в процессе эволюции.

Второй компонент. Предметы ритуала. Предметами ритуала тут быть любые подручные материалы, например, обычная галька, морские или горные камни, красная нить и веревочка, моток шерсти животного, карты, песок,  сено-засушенная трава, вода(колодезная, святая), зажженные свечи, иконы, молитвы, веники и прочее.  Ритуальные предметы, по своей сути, являются  всего лишь дополнительным формальным антуражем, придающим спектаклю -процедуре дополнительные эффекты (кресты с зажжённой свечой, брызги «святой» водой , капание воска на воду и др.) «древности». Предметы в театральной постановке «древнего ритуала» не играют никакой роли в реальном лечении несчастного.  Именно поэтому абсолютно не важно:
*С каким предметом соприкасается клиент (моток никто или пряжи, банный веник, святые камни, или церковная свеча-для пущей убедительности или иным предметом).
*В какой позе находиться человек (лежит на животе, на боку или спине, сидит).
Научный факт. Ключевое слово в  рассказе очевидца «неподвижность»: бабка приказала ребенку лежать, не двигаясь, то есть неподвижно. Неподвижность (внимательная неподвижность)— это одна из трех эволюционных моделей (бей-беги-замри) на стимул угрозы.  При внимательной неподвижности нервная система и все мышцы человека напрягаются, человек «замирает». Ребенок замер на мотке шерсти. Можно утверждать: уже испуганный ребенок был напугал предстоящим мероприятием и бабкой, приказавшей ему лечь, и бездействием родителей, согласных с чужой бабкой.  Лежать на дурно-пахнущем  мотке шерсти, на грязном полу и под зорким-строгим взглядом окружающих,  не вызывает приятности, не комильфо, и боящийся всего на свете подросток напрягается и замирает. После любого мышечного и эмоционального напряжения всегда наступает расслабление, то есть клиент «выздоравливает». На принципе «напряжение-расслабление» основаны многие техники мышечной релаксации.
Пролежать два часа на жесткой поверхности, замерев и не шевелиться -достаточно жесткое испытание для человека. В такую позу полиция укладывает злодеев, террористов и уголовников. Проведите эксперимент: лягте на грязный пол, на живот, под который положите любой моток самой не мытой пряжи и полежите так два часа.

Третий компонент. Лечебный эффект. Первичный эффект — это и есть первичный эффект, самый быстрый, самый эфемерный и самый неустойчивый, потому что в дурно пахнущем спектакле -ритуале нет цели вылечить человека, но зато есть цель -внушить, что человек вылечен (эффект пустышки, плацебо).
Научный факты. Первичные эффекты хорошо изучены наукой. Настоящий позитивный эффект от лечения должен иметь длительную и устойчивой динамику. Такой эффект может быть достигнут только в одном случае: длительность болезни,  частота и глубина приступов, тяжесть негативных переживаний, учет биологических факторов (например, свойств нервной системы, темперамента, характера и др.), особенностей воспитания человека и условий жизни, психотравм и много другого. Страшно представить сколько тяжело и неизлечимых больных сгубили эти бабки –«волшебницы».

Четвёртый компонент. Возраст бабки. Сколько лет этим бабкам -ведуньям и колдуньям: 70-80-90-100? Сомневаюсь. Этим бабкам-волшебницам не более 40–55  лет (+, -).  Эти бабки -прекрасные актрисы.
Научный факт. После 55 лет у человека, особенно у женщин, начинается активный спад жизненного цикла. Пожилому человеку за 55, а тем более за 60–100 лет, а тем более прожившему сложную и трудную жизнь в деревне, уже не до ритуалов, потому что в этом возрасте возникают серьезные проблемы со здоровьем. Дай Бог пожилым людям побольше  сил и энергии на поддержание своего своего здоровья, своего двора, огородика.

Пятый компонент. Оплата за услуги. Бабки -целительницы и ведуньи за свои услуги берут плату, не важно чем: деньгами, вещами или продуктами.  Основной мотив, которым руководствуется эти бабки -целительницы и ведуньи-нажива с человеческого доверия,  страха и беспомощности перед лицом болезни. Хотя, по сути, их основным мотивом должен быть альтруизм.
Научный факт. Внутреннюю, реальную,  мотивацию человека определяют его установки, убеждения и мировоззрение. Мотивация отражается в речи и поведении человека. Традиционно  бабки-целительницы и ведуньи верят в Бога, а многие используют церковные атрибуты в своих ритуалах.  Бог, творя свои чудеса исцеления неизлечимых больных, не брал с них оплату (неважно деньгами, продуктами, золотом). Бог творил свои чудеса исцеления бесплатно.

Кроме этих компонентов, существует еще два, которые так же требуют рассмотрения.
*Дилетантизм самих бабок-целительниц и ведуний, к которым приходят за «лечением» достаточно серьезных психических проблем, таких как патологических или иррациональных страхов, зависимостей, неврозов, паранойи, шизофрении и др.
*Психологическая готовность больного человека верить бабкам -целительницам и ведуньям.

И да. На  Западе не верят ни в бабок-целительниц и ведуний, и ни сглазам и порчам и прочему, что существует в славянских страхах. Догадайтесь с одного раза «почему?»

Статья выражает личное мнение автора, основанное на имеющихся профессиональных научных знаниях и большого опыта психотерапии.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: