Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Уважение в вопросах и ответах: самоуважение. Часть 3.

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 02.03.2021

Самоуважение является одной из важных составляющих любви личности к себе. Окружающие «зеркалят» человеку его отношение к себе, к нему относятся так, как он это позволяет: если человек не уважает себя, то его не будут уважать окружающие; если человек уважает себя, то он вызывает чувство уважения и восхищения у окружающих, хотят они этого или нет.

(английский психотерапевт, психолог Л. Агеева)

ЧТО ТАКОЕ САМОУВАЖЕНИЕ?

Самоуважение (с анг: self-esteem)— это субъективно-эмоциональная самооценка человеком собственной значимости, себя как личности, своих персоанльных особенностей:личностных качеств и достоинств, способностей и достижений; собственных поступков и своих дел;  своих  эмоций и чувств, связанных с ними, которые человек может выражать открыто или закрыто. Например.

*Самооценка и мнение личности о себе могут сформировать самоуважение личности: «я -успешен», «я -профессионал». У личности появляются эмоции, связанные с самоуважением: «радость», «гордость». Преобладающими личностными качествами, отраженными в поведении, в этом случае являются: настойчивость, уверенность, активность, смелость и др.

*Самооценка и мнение о себе, которые не формирует самоуважение: «я-не успешен», «я-дилетант». Эмоции, связанные с ними: «отчаяние», «стыд». Преобладающими личностными качествами, отраженными в поведении, в этом случае становятся: трусость (в ряде случаев выдаваемая за скромность), уступчивость, неуверенность, мягкость, сомнительность и др.

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ САМОУВАЖЕНИЯ?

Основными критериями самооценивания для самоуважения являются две системы ценностей: морально-нравственная и морально-этическая.  Стоит понимать, что система ценностей человека— это его повседневные ориентиры, которые он подсознательно применяетв своей обыденной социальной жизни и в разнообразных взаимоотношениях с окружающим миром. Система ценностей традиционно классифицируется на вечные, духовные и материальные.

Морально-нравственные ценности — это часть системы вечных ценностей. Морально-нравственные ценности отражают качество взаимодействия личности с внешним миром, направленность и мотивацию её поведения. К системе морально-нравственных ценностей относятся личные качества личности, её характеристики, например, такие как: порядочность и справедливость, честность и доброжелательность, воспитанность и вежливость, тактичность и интеллигентность, независимость и ответственность, трудолюбие и упорство, смелость и самостоятельность и др.

Морально-этические ценности — это часть системы духовных ценностей.  Морально-этические ценности отражают адекватные и субъективные критерии оценивания личностью себя, окружающих и различных ситуаций (событий) по трем преобладающим критериям:

* ценность жизни и здоровья личности, её внутренней силы и свободы воли, целеустремлённости;

* ценность добродетели личности, выраженная в её любви к ближнему и к справедливости, в её правдивости и искренности, в её верности и преданности, в её доверии и вере, в ценности её общения с другими;

* ценность персонализации личности, выраженная в её принятии  «идеальной ценности» другой личности и не идеальности окружающего мира, в её любви к окружающим и в её любви к Родине, в её способности делиться с окружающим миром своим духовным достоянием, своей любовью и мудростью и др.

Морально-нравственные и морально-этические ценности личности являются подсознательной системой её устремлений -ориентиров, сформированных на основе представлений об идеалах, о смысле жизни и деятельности. Именно эти ценности, в различной совокупности, лежат в основе активности каждого человека и составляют внутренний источник его самоактивности.

На основе этих систем ценностей формируются представления и суждения человека о нем самом, об идеальном образе своего «Я». Именно чувство соответствия себя «Я -реальный» к своему «Я-идеальный», формирует и вызывает в человеке комплекс самопризнания и чувство гордости за персональную значимость и значительность, например: своих личностных качеств, своих способностей, достижений и успехов, своих дел и поступков.

Ценностные ориентации личности могут нести различный заряд. Положительные ценностные ориентации личности могут являться источником её благородных поступков, вызывающих восхищение и уважение окружения или общества в целом.

Отрицательные ценностные ориентации личности могут становиться источником её безнравственных поступков и деяний, и вызывать осуждение и порицание окружения или общества в целом.

КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ САМОУВАЖЕНИЕ?

Самоуважение не дается человеку от рождения. Самоуважение (или не самоуважение) человека к самому себе, как показывают результаты научных исследований, формируется в ребенке родителями или ближайшим (значимым, референтным) окружением, с самого раннего детства. Практически с раннего детства ребенок впитывает и встраивает в себя: как норму, систему самооценивания, на основе которого в дальнейшем будет формироваться его самоуважение. Ребенок проходит своеобразное научение родительским ценностям и подсознательно присваивает их себе, в процессе:

*ежедневно-постоянного наблюдения за моделями повседневного поведения родителей и их методов взаимодействия между собой (в быту) и с окружающими (на публике);

*родительского внушения (осознанного или нет), научения и воспитания, выраженных в системе «поощрения-наказания» и твердых родительских требований к поведению ребенка и методах его взаимодействия с окружающими.

Особое место в формировании самоуважения ребенка отводиться  передаче родителями своему ребенку и научение его родительским ценностям в виде родительской системы «поощрения-наказания» и жестким родительским требованиям к поведению ребенку, который обязан выполнять приоритетные ценности родителей-это, по сути, две шкалы по которым родители оценивают формирующуюся у ребенка триаду: мысли (рассуждения) ребенка, его модели социального поведения и методы взаимодействия с окружающими. Родительское оценивание ребенка с позиций родительских ценностей,  по всем сферам его жизни, становится ядром критериев и показателей самооценивания ребенком самого себя, то есть основанием для его самоуважения (или отсутвие).  Например.

*Если приоритетной родительской ценностью является материальное благосостояние и  деньги, манипуляция и насилие, хитрость, ложь и жестокость, то именно эти ценности родители транслируют своему ребенку как норму, которая оседает в его «Я-Концепции» (мировоззрении, установках и убеждениях: обмани, отбери, не реви, запомни обиду, отомсти, обращай внимания на слезы, не жалей, грубо ответь, стукни и др.),  формирует у ребенка ведущие личностные качества (грубость, трусость, лживость и др.), отражается в его социальном поведении и в методах взаимодействия с окружающими.

*Если приоритетной родительской ценностью является жизнь и здоровье, эмпатия, доброта и отзывчивость, честность и искренность, дружба и взаимопомощь, любовь и верность, креативность и др., то именно эти ценности родители транслируют своему ребенку как норму, которая оседает в его «Я-Концепции» (мировоззрении, установках и убеждениях: справедливо-несправедливо, хорошо-плохо, добро-зло, поделись игрушкой или конфеткой, помоги, подумай, как можно помочь, посочувствуй, ведь ему больно, страшно и обидно, порадуйся в месте -это сорадость, организуй игру или придумай её для всех и др.,  в личностных качествах (дружелюбность, смелый, эмпатийность, честность, искренность, отзывчивость, щедрость и др.), в социальном поведении и в методах его взаимодействия с окружающими.

Практически все родители связывают формирующееся самоуважение ребенка либо со своими ценностями, либо своими представлениями  и желаниями, передоложенные к исполнению на  ребенка («ты-мое продолжение»), либо с его объективными достоинствами и успехами, либо, напротив, с его виной или с ошибками.

К сожалению, часты ситуации, когда дети стараясь получить от своих родителей уважение и не получая его, стараются  компенсировать отсутствие родительского уважения, самоуважения и чувства собственного достоинства, стремлением «быть лучшим во всем», например, такие дети хотят быть «идеальным ребенком» или быть «идеальным учеником», которое, в ряде случаев, имеет невротический характер (детский перфекционизм).

Родительское уважение рождает понимание и признание ребенком самого себя: своих личностных качеств и достоинств, способностей и достижений; собственных поступков и своих дел; своих эмоций и чувств, связанных с ними, и, которые ребенок может выражать открыто или закрыто.

СОВПАДАЕТ ЛИ САМОУВАЖЕНИЕ С МНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩИХ?

Самоуважение человека может не совпадать с мнением окружающих о нем. Важно помнить несколько принципиальных позиций.

Первая позиция. Личность — это не лакомный десерт, который должен нравиться всем подряд. Основная причина этого разность в морально -нравственных критериев оценивания. Именнопоэтому зачастую можно услышать фразу, типа «Меня недооценивают» (начальство, друзья, коллеги, родные и др.). Например.

*Человек может оценивать себя, как умную, успешность и продвинутую личность. Он уважает себя, например, за то, что с помощью хитрых схем быстро обогатился, обманув и, по сути, ограбив своих компаньонов. Однако, окружающие могут считать этого человека жадным подлецом, хитрым пройдохой и лгуном, в котором нет понятий порядочности, совести, дружбы и честности. В экстремальной ситуации эта личность не отреагирует на экстремальную ситуацию: он не среагирует на событие, затаится, пройдет мимо, будет спасать себя, он не станет рисковать собой, потому что для него важны покой, тишина и сумрак. Этот человек будет уважать сам себя за то, что смог спасти самого себя и избежать опасности для своих накоплений.

*Человек может оценивать себя, как обычную личность, для которой свойственны общечеловеческие морально-нравственные качества, такие как честность, доброта, отзывчивость, смелость и порядочность-считая это нормой жизни. Этот человек ведет обычную жизнь обычного рядового гражданина. Но окружающие уважают его, например, за профессионализм, например: «он-великолепный учитель, его любят и уважают ученики, их родители, коллеги», «он  -прекрасный изобретатель, он придумывает неожиданно простые решения казалось бы сложных вещей», «он -плотник от Бога, у него золотые руки», «она -талантливый фотограф, она так необычно и интересно фотографирует детей»  и др. В экстремальной ситуации эта личность среагирует на неё благородным действием, не ожидая ни наград и ни публичных признаний. Этот человек будет уважать себя за то, что помог другому человеку, за то, что поступил порядочно и так, как ему подсказывали совесть, воспитание и долг. К счастью, таких людей большинство.

Вторая позиция. Самоуважение не может быть не связано с уважением какого-то определенного и конкретного человека. Например, если личность не уважает один человек — это не означает, что личность не будет уважать себя, или её не будут уважать другие окружающие.

Третья позиция. Самоуважение не может быть связано с мнением толпы-многих окружающих и не должно страдать от разнообразного диапазона мнения толпы: мнений -много, личность -одна. И если личность начнет прогибаться под многочисленные мнения окружающих, у нее появляются все шансы навсегда потерять себя.

Четвертая позиция. Окружающие для проявления уважения к личности, ориентируются только на видимый результат, достигнутый ею. Окружающим сложно оценить и уважать человека за процесс, который они не наблюдали, хотя он привел личность к публичному результату. Например.

*Олимпийские чемпионы. Зрители уважают их за прекрасные выступления на Олимпийских Играх. Но зрители и поклонники не уважают олимпийцев за их ежедневные, многочасовые и изнуряющие тренировки и серьезные болезненные травмы, которые они не видят.

*Личность, изменившая себя в процессе саморазвития. Окружающие удивляются и начинают уважать человека, который стал смелым, активным, решительным, «превратившись в красивого лебедя» из слабого, стеснительного, пассивного, трусливого и «гадкого утенка». Окружающие не знают тех волевых и психоэмоциональных усилий, которые прикладывала личность в процессе саморазвития или иного.

 Пятая позиция.  Любой человек может и имеет  право не  признавать достижений другой  личности, хотя бы просто опираясь на свою «вредность», или на свое деструктивное желание расстроить личность.

Уважение к личности и отношение к ней — это разные вещи. Человека могут уважать, но при этом его могут ненавидеть, ему могут завидовать, или не любить. Примером могут служить яркие и сильные политики.  Например.

Английский премьер-министр Маргарет Тэтчер, которую уважительно прозвали «железная леди». Она приняла и воплотила ряд достаточно жестких политических, военных и экономических реформ, не популярных ни в мировом сообществе, ни в правительстве Великобритании и ни у её граждан, приведшим к мощным забастовкам и протестам, но выведших страну из экономического кризиса.

Российский президент Владимир Путин, которого уважают за твердость, за внутреннюю стойкость и силу, с которой он поднимает международный и военный престиж своей страны, выводит её из жесткого экономического хаоса, в котором Россию топят с 90 годов прошлого века и продолжают топить сейчас «западные партнеры». За беззаветную преданность Путина Родине, «западные партнеры» стали олицетворять его с ней, говоря: Путин-подразумевают Россия, говоря Россия-подразумевают Путин. «Западным партнерам» не нравиться сильная Россия, поэтому они объединились против Путина, чтобы вновь ввести Россию в экономический коллапс и хаос 90-х.

Самоуважение определяет критерии критического самоанализа собственных поступков, дел и др.; сохранение личных границ и их защита, в случае необходимости; социально-допустимый формат общения и взаимодействия.

Самоуважение -это проявление чувства собственного достоинства.

ЗАЧЕМ НУЖНО САМОУВАЖЕНИЕ?

Самоуважение -это важнейший компонент, позволяющей личности:
*определять выбор важнейших решений;
*защищать персональную постоянство и автономность;
*мотивироваться к саморазвитию и к самосовершенствованию;
*чувствовать эмоциональное удовлетворение собой, своими личностными особенностями, качествами, успехами и достижениями;
*адаптироваться к новым условиям, новым требованиям и к окружению;
*обеспечивать самоконтроль и возможность самооценки личных поступков, работы и дел;
*получать одобрение и позитивные самооценочные реакции, такие как чувство удовлетворенности, чувство гордости и восхищения собой, чувство самоуважения и гордости за себя;
*проявлять самокритику и недовольство собой.

Важно помнить.

*Наличие самоуважения, основанное на адекватной самооценке, приводит личность к внутренней гармонии, к пониманию самого себя и уверенности в себе.

 

 

 

 

*Отсутствие самоуважения, основанное на не адекватной самооценке, приводит человека к формированию устойчивого, постоянного внутреннего, внутриличного или межличностного конфликту, доводящего личность, в ряде случаев, до невротического состояния.

 

 

 

 

Любите себя и уважайте себя!

В следующей статье будет раскрыто проявление уважения в любовных и семейных отношениях

Статьи по теме:

Уважение в вопросах и ответах. Часть 1.

Уважение в вопросах и ответах. Часть 2. 

Уважение в любви. Часть 4.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: