Психотерапия это — процесс целенаправленного, системного, последовательного и комплексного взаимодействия психотерапевта с клиентом. (L.Аgeeva)
Цивилизованная система взаимоотношений в альянсе «психотерапевт -клиент» предполагает несколько принципиально важных принципов. Одним из них является принцип «Информированности клиента», в основе которого лежит понимание клиентом процесса психотерапии -дистанции, которую ему придется пройти от старта до самого финиша. Информированность заложена во всех имеющихся на сегодняшний день профессиональных «Этических Кодексах» (психологов, консультантов, психотерапевтов) и в имеющемся законодательстве.
Понимание структуры психотерапевтического процесса, его этапов, содержания, целей и результатов, позволяет клиенту стать информированным, а значит, полноправным и понимающим субъектом психотерапевтического альянса «специалист-клиент», сформировать высокий уровень доверия клиента к специалисту, снимать скрытые страхи клиента, включать его ответственность, осознанность и т.д.
Классический психотерапевтический процесс традиционно состоит из трех основных этапов:
Первый этап-«Подготовительный». Длительность этапа: 1-3 сессии. Подготовительный этап решает две цели.
1.Постановка психологического или психического диагноза. Сбор субъективного и объективного анамнеза, необходимого для постановки диагноза или обозначения психологической проблемы. Постановка диагноза (психологического или психического), определяющего адекватные модели психотерапии и методы психотерапии. Постановка диагноза зависит от образования специалиста (психолог, врач-психотерапевт. Постановка диагноза определяет адекватную модель и ведущий метод психотерапии.
2.Определение адекватной психотерапевтической стратегии.
*Постановка генеральных и промежуточных целей и определение результатов психотерапии. Примеры. Цель медицинской психотерапии: лечение панических атак клиента. Результат психотерапии: возвращение клиента к исходному, до расстройства, нормальному психоэмоциональному состоянию. Цель психотерапии саморазвития: изменить грани собственной личности (например, стать более доверчивым, общительным, способным к созданию стабильных эмоциональных или сексуальных отношений, или иное). Результат психотерапии: качественные и устойчивые изменения в триаде «мысль-слово-действие». Цель психотерапии кризисного вмешательства при тяжелой утрате близкого человека: снять тяжелое психоэмоциональное состояние. Результат психотерапии: стабилизация психоэмоционального состояния клиента, выход из кризиса. Цель поддерживающей психотерапии, например, при шизофрении: поддержка и стимулирование здоровых элементов психики, противостояние регрессивным тенденциям, при основном лекарственном лечении и т.д. Результат поддерживающей психотерапии: максимально возможная социализация пациента и стабилизация его психоэмоционального состояния. Цель психотерапии зависимости: мотивирование клиента на принятие решения лечиться (например, какой -либо зависимости и т.д.). Результат психотерапии: осознанный отказ клиента от приема аддикта.
*Выбор адекватного психотерапевтического инструментария: диагностические тесты (опросники, шкалы и др.), психотерапевтические беседы (интервью, сократовские диалоги и др.), психологические и психотерапевтические техники, тренинги, приемы, упражнения, домашние задания и др.
*Составление «Плана психологической психотерапии», или «Плана психологических консультаций», или «Плана психотерапевтического лечения» (медицинского): Обсуждение и выработка единого понимания с клиентом его запроса и решения, проведение необходимой коррекции. Обсуждение специфических генеральных и промежуточных целей и результатов психотерапии. Определение адекватных средств психотерапии (техник, приемов и упражнений). Объяснение ролевого структурирования психотерапии. Объяснение этиологии расстройства или проблемы. Объяснение возможных физиологических реакций на некоторые психотерапевтические мероприятия. Знакомство клиента с критериями оценивания результатов и показателями эффективности психотерапии. Развернутые ответы на все вопросы клиента по его проблеме (диагнозу), индивидуальному «Плану психотерапии», иные вопросы, в том числе и вопросы оплаты. Составление «Плана психотерапии», детально определяющую дистанцию психотерапии и предоставление его клиенту для детального изучения. Подписание клиентом документов информационного согласия, например, «Договор об оказании психотерапии» («Договор об оказании психологического консультирования» или «Договор об оказании психологической коррекции»).Формирование ожидания позитивных изменений.
Основной психотерапевтический инструментарий первого этапа психотерапии: Психодиагностические беседы. Диагностическое интервью. Слушание рассказа и жалоб клиента. Наблюдение за поведением и пантомимикой клиента. Анализ речи клиента: ритм, содержание и структура. Диагностическое тестирование. Изучение результатов клинического обследования других специалистов (при необходимости). Обсуждение выявленной психологической проблемы или диагноза. Обсуждение индивидуального «Плана психотерапии» клиента. Объяснения и демонстрация наглядности (схем, таблиц, иллюстраций и др.). Ответы на вопросы клиента.
Второй этап- «Собственно психотерапия». Длительность этапа зависит от теоретической базы выбранного метода психотерапии и сложности проблемы. Цель второго этапа:
а) Поиск первопричины проблемы: Психологический анализ всех сфер жизнедеятельности клиента, требующих психотерапевтического вмешательства. Определение когнитивных искажений и когнитивных ошибок, лежащих в основе имеющихся деструктивных ассоциаций и установок. Анализ триады «мысль-слова-действие».
б) Реструктурирование «образа Я» клиента, включающее в себя коррекционные процессы и психотерапевтическое научение, направленное: Переформатирование деструктивных ассоциаций и установок, включающих неприятные вегетативные реакции, регресс, или возвращающих болезненных состояний. Усиление личностных качеств клиента, необходимых ему для работы с проблемой. Коррекция имеющихся у клиента и овладение им новых моделей поведения и методов взаимодействия. Научение клиента навыкам грамотного самоанализа мотивов и саморефлексии, адаптивным когнитивным стратегиям, поведенческим моделям и методам взаимодействия, в соответствии со своими внутренними потребностями. Проявление адекватной эмпатии, выражающейся в чувстве понимания и сопереживания психологическому состоянию другого человека, не вставая на его место, сохраняя свои чувства, эмоции и ощущения. Коррекция триады «мысль-слова-действие». Промежуточная психодиагностика клиента по диагностическим тестам (первого этапа).
Основной психотерапевтический инструментарий второго этапа психотерапии. Классический психоанализ. ЭП (экспресс-психоанализ). Наблюдения за пантомимикой, поведением и речью клиента (пациента). Техники когнитивного переформатирования (типа, «эмоциональный захват», «смена смыслов» и др.). Психотерапевтические беседы (типа «сократовский диалог», «логические связи», «психотерапевтические интервью», и др.). Поведенческие тренинги (типа, «встреча с угрозой», «разговор с агрессором», «связка», «новое общение», «другое поведение» и др.) Психотерапевтические приемы и упражнения (типа «связывающие пояса», «управляемая визуализация», «полеты на яву», «психоэмоциональная пуповина», ««вершины», «грузы прошлого», «сказочная птица» и др.) Специализированные медицинские трансы-не путать с аффирмациями (например, «пляж», «поляна», «полянка», «приятное воспоминание») и др. Психологические моделирование. Психологическое проектирование. Психокоррекционные и обучающие методы. Домашние задания. Психологические игры. Психологическое конструирование. Мониторинг и психодиагностика (первого этапа) психоэмоционального состояния клиента.
Третий этап –«Завершающий». Длительность этапа: 1-2 сессии. Цель третьего этапа. Завершение психотерапевтических отношений: Итоговая психодиагностика клиента (используются диагностические тесты первого этапа). Обсуждение с клиентом полученных им результатов: проблема устранена, проблема разрешается, проблема потеряла свою актуальность и т.д. Оценивание и сопоставление запланированных и достигнутых целей и результатов психотерапии, являющихся гарантией качества психотерапии. Обсуждение планов клиента на будущее. Поддерживающие рекомендации для клиента после его выхода из психотерапии (рекомендации даются в письменной и в электронной форме. Взаимное соглашение об окончании психотерапии. Выход из психотерапевтического контакта с клиентом.
Основной психотерапевтический инструментарий третьего этапе психотерапии. Итоговая психодиагностика. Психотерапевтическая аналитико- оценивающая беседа. Письменные рекомендации для клиента. Данная структура является примерной структурой психотерапевтического процесса, потому что в ней допустимы и возможны изменения в плане применяемого психотерапевтического инструментария.
Представленный психотерапевтический процесс является примерным, поэтому в нем допустимы и возможны изменения.
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.