Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Здоровая сепарация  и её этапы (часть 1)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 16.04.2021

Орлята учатся летать …Ничем орлят не испугать,…
А где-то в гнёздах шепчут птицы, Что так недолго и разбиться,
Что вряд ли стоит рисковать…Орлята учатся летать
(А. Пахмутова)

Жизненное. На приеме у психотерапевта.

Клиентка: Я очень люблю своего мальчика-он прекрасный сын: воспитанный, добрый, послушный, заботливый и благодарный.  Можете привести пример? Да. Пример нашего типичного заботливого утреннего диалога: Ма,  я уже принял душ и почистил зубы. Побыстрей вытирайся, я уже приготовила завтрак.

 

Клиентка. Я не могу встретить нормального и сильного мужчину. Для всех моих мужчины на первом месте всегда стояла мать. Можете пояснить? Все просто: все мои мужчины вроде бы хорошие и добрые, но они так привязаны с матерями: ежедневные звонки, ночевки у матери, выходные с матерью и даже деньги, которых не хватало, всегда делили с матерями. Я попыталась разорвать эту связь, но увы, возникают ссоры и скандалы, свекровь выигрывает и я снова и снова остаюсь одна.

 

Клиентка: Мой сын год назад женился. И весь год мы с сыночком мучаемся. Моему сыну досталась жестокая и злая женщина-она минимизирует все наши контакты, она запрещает сыну полноценному общению со мной, к которому он привык. Все чаще я слышу отказы. Мой сын очень страдает от запретов своей жены. В чем и как выражаются страдания Вашего сына?  Он звонит мне редко-всего один раз в неделю. Он не может приехать ко мне на выходные, или просто заехать после работы. Он так страдает. Вы перечислили отсутствие детей.  Так чем выражаются сами страдания Вашего сына?

Клиентка.  У меня воспитанный, хороший и послушный мальчик. Сейчас мы ищем для нас такую же хорошую девочку. Сколько лет Вашему мальчику. Ему всего 35.  Зачем Вам девочка? Ну как же? Сыночку нужен секс, он же мужчина, а мне нужны внуки.

 

 

Сепарация является важным процессом физического, личностного и психологическим и финансового отделения детей от родителей, в большей степени, от матери.  Отсутствие здоровой сепарации, формальная или частичная сепарация, как показывает опыт печальной статистики, приводят к большим семейным трагедиям и к личным драмам.

Здоровая сепарация — это неуклонный процесс поэтапного, нормативно-возрастного взросления ребенка, в конце которого он приобретает собственную самостоятельность и автономность от родителей, обозначает персональные личные границы и адекватные средства из защиты, необходимые для своевременной и адекватной адаптации в окружающем мире.

Яркими примерами сепарации являются нормативно-возрастные кризисы, через которые проходит каждый человек, например:

*кризис рождения, при котором происходит первое физическое отделение родившегося ребенка от матери-перерезается реальная пуповина, связывающая новорожденного с матерью, далее — отказ ребенка от грудного вскармливания, первые зубки и переход на твердую пищу, прямохождение и др.;

 

 

*кризис трех лет, иначе называемый «кризис самостоятельности» или кризис «Я сам», при котором ребёнок приобретает навыки самообслуживания и отстаивает перед родителями свое право быть самостоятельным, хотя будем объективны, качество и скорость детской самостоятельности и самообслуживания оставляет желать лучшего, и поэтому не нравиться родителям;

 

*подростковый кризис, иначе называемый кризис непослушания или бунтарский кризис, при котором ребенок пробует свою сформировавшуюся самостоятельность в её «взрослых» проявлениях, то есть первую взрослую самостоятельность;

 

 

*юношеский кризис, иначе называемый кризис «отцов и детей», кризис нигилизма и максимализма, при котором ребенок видит все события и людей в «черно-белом исполнении»,  при котором ребенок яро и твердо высказывает и отстаивает свое самостоятельное мировоззрение, свои убеждения, свое мнение, которое кардинально отличается от родительского, а ряде случаев, может быть шокирующим и не правильным. И так далее.

 

Сепарация, в здоровой её форме, начинается с рождения ребенка, активно проявляясь в нормативно-возрастных кризисах и полностью завершается к 16-18 годам. Отсутвие сепарации (частичная или формальная сепарация) приводит к формированию у взрослеющего ребенка инфантильную зависимость от родителей. Причем, чем старше становиться ребенок:

*тем ригиднее становится его зависимость от родителей, превращая взрослого ребенка в раба родителей;

*тем сложнее и труднее ему обрести самостоятельность и автономность от родителей, такой «взрослый ребенок» уверен, что родители должны и обязаны содержать его всю жизнь.

Здоровая сепарация -это важнейшая часть родительства, требующая от родителей постоянного родительского саморазвития и самопознания, чуткого и адекватного реагирования на все происходящего с ребенком. Здоровая сепарация, по своей сути, является проявлением уважения, абсолютной родительской любви, заботы и внимания к ребенку, реальной наглядно-практической демонстрацией родителями осознания и признания своего ребенка автономной и самостоятельной личностью, только до определённого времени зависящей и нуждающейся в корректной, тактичной и дипломатичной родительской поддержке и опоре.

Сепарация никогда не возникает сразу и мгновенно за один -два дня или по «волшебному» щелчку. Сепарация это достаточно длительный процесс, который можно условно разделить на три этапа.
Первый этап «нарастание сепарационного кризиса». На этом этапе сепарации в ребенке происходит формирование и развитие новообразований (психологических, личных, психических, сексуальных и др.). и кризисных противоречий между «хочу и могу».
Второй этап «проявление сепарационного кризиса». На этом этапе проявляются все сепарационные противоречия, сформированные в ребенке и требующие своего выхода. Это самый сложный, трудный и длительный процесс в процессе, которого ребенок демонстрирует родителям сформированные важнейшие личностные новообразования в триаде «мысль-слово-действие», например:
*личностные качества: самостоятельность и автономность;
*личные границы;
*волевые усилия: упорство, настойчивость и сила воли;
*смелость, отвагу и мужество и др.
С помощью которых ребенок, даже самый маленький, пытается отстоять перед родителями и другими людьми, свои желания, предпочтения и потребности, свои интересы и мнение, убеждения и позиции, свои границы, практические умения.
Третий этап «пост-сепарационные эффекты». На этом этапе кризиса снижается сепарационная напряженность, появляются эффекты сепарационного кризиса, результаты которых отражаются в системе взаимодействия «родители-дети». Например. Родительского- детские отношения переходят на новый уровень своего здорового развития, качество которого определяется родителями:
*либо родители приобретают дополнительную чуткость и мудрость в воспитании ребенка, продолжают заниматься своим родительским саморазвитием;
*либо родители демонстрируют по отношению к своему ребенку озлобленность и эгоистичность, демонстрируя удивительную стойкость в категорическом отказе от родительского саморазвития, игнорируя сепарационные эффекты ребенка и пытаются вернуться ребенка в то исходное состояние послушания из которого ребенок уже вырос, пытаясь насильственно вернуть его обратно, и начинают пустую и ненужную игру отказа от отвественности-«теннисную игру пинк -понг» друг с другом, перекидывая друг на друга (на школу, институт, учителей, дедушек и бабушек, соседей, друзей, плохую компанию) обвинения, упреки, укоры и так далее.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: