Ревнивец – это ребенок, который пугается чудовищ, созданных в потемках его воображения.
(П. Буаст, франц.философ)
Каждый человек, хотя бы один раз в жизни сталкивался с ревностью. Например.
*Ревность между членами семьи: ревность мужа к жене («Ты свою мать любишь больше меня»), ревность жены мужа к его работе («Ты свою работу любишь больше меня»), ревность детьми своих родителей («Ты сестру/брата любишь больше меня»).
*Ревность между влюбленными: ревность к прошлому партнеру («Ты больше меня любил/любила своего бывшего»).
*Ревность друзей друг к другу («Ты с ним более близка, чем со мной»).
*Ревность между коллегами: ревность начальника в хорошем отношении к другому коллеге, ревность одного коллеги другому коллеге и др.
Ревность является тревожным сигналом психики для ревнивца, который требует:
*срочного перенаправления внимания на самого себя, на свои чувства, эмоции и ощущения, и на свои отношения;
*осознания возникшего чувства ревности и причин, её породивших;
*определения эффективных средств, позволяющих уйти от чувства ревности, исключить её из своей жизни и не допустить её трансформацию в патологическое состояние.
Интересный факт. Зачастую ревность путают с завистью. Некоторые исследовали рассматривают ревность , как «зависть социального сравнения», но в свою пользу (П. Сэловей и др.). Именно поэтому определение ревности в переводах имеет различное значение. Например. Ревность в переводе с французского, означает чувство («зависть»), а ревность в переводе с латинского, означает человека («соперник»).
Ревнивец и завистник совершают идентичные деструктивные действия и испытывают одинаковые негативные психоэмоциональные переживания (сходные по глубине, уровню и силе), например:
*комплекс негативных психоэмоциональных состояний (депрессивные, пессимистические или агрессивные) и отрицательных эмоций, чувств и ощущений (гнев, страх, ярость, досада, тревога);
*самоуничтожающее отношение к самому себе: самообесценивание, самоунижение и самопонижение самооценки;
*идеализация соперника;
*деформированное сравнение себя с соперником (не в свою пользу).
Однако несмотря на схожесть психоэмоциональных переживаний и деструктивных действий, ревность и зависть имеют структурные отличия:
*структура зависти состоит: из двух людей (завистника и объект зависти) и желания завистника сравнить себя с объектом зависти , причем, это сравнение всегда не пользу завистника;
*структура ревности состоит: из трех человек (два партнера и третий, посторонний человек, зачастую ничего не подозревающий) и желания ревнивца абсолютного обладания своим партнером, как не прикосновенной собственностью.
Основными причинами появления и развития ревности у человека являются его личностные, психологические и психические проблемы.
1.Проблемы эмоциональной зависимости, сформированной в дошкольном детстве. В этом контексте ревность рассматривает с трех позиций.
*Первая позиция. Ревность как следствие естественной сепарации ребенка от матери, которая сопровождалась страданиями и переживаниями малыша. Ревность взрослого человека, по своей сути, является отраженным эхом пережитой детской сепарационной боли и страданий. В период сепарации у ребенка, на уровне бессознательного, могут формироваться деструктивная модель «несчастная жертва» и устойчивое деформированное убеждение в собственной беспомощность и несостоятельности («я слабый, маленький и беспомощный», «одному страшно «, «одному не выжить и др.). Благодаря этому, в процессе взросления, у человека закрепляет бессознательное, негативное жизненное руководство -беспомощность: полноценная жизнь невозможна без значимой родительской фигуры и он не может овладеть системой жизненной самостоятельности, важной для взрослой жизни.
*Вторая позиция. Ревность является результатом разочарования ребенка, которое он получает от осознания: он проиграл в конкурентной борьбе с родителем своего пола за любовь родителя противоположного пола и он не единственный человек для значимого родителя, есть другие члены семьи, которым он отдает свою любовь, внимание и заботу.
*Третья позиция. Ревность является глубинной обидой маленького ребенка, возникшей от чувства собственного бессилия изменить что-либо в отношениях значимого родителя с другими членами семьи. Это переживание может носить достаточно тяжелой характер, и, в ряде случаев, может стать психотравмой. По мере своего взросления, ребенок перестает осознавать свою обиду, которая на уровне бессознательного оставляет глубокий эмоциональный шрам, выраженный в неутоленной потребности и желании любви. Став взрослым, ревность человека становиться частью его жизни и личностным качеством (недоверием к партнеру). Попытки человека реализовать свою бессознательную потребность в любви с помощью построения идеальных отношений, приводят его к систематической не удовлетворенностью ими, потому что отношения для него всегда будут казаться не достаточно идеальными и очередному краху отношений, с перекладыванием вины на партнера.
2.Комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности ревнивца ярко демонстрирует его драматически- низкую самооценку и тотальную неуверенность в себе, базирующихся на искаженном бессознательном убеждении в собственной ущербности (он не достоин любви и хорошего отношения к себе) и иррациональной уверенности в превосходстве других над собой, которых он считает лучше себя. Ревнивец твердо убеждён в том, что его партнер представляет реальную угрозу: он может переключить свое внимание и чувства на другого человека, который, по мнению ревнивца, более интересен, чем он, более красив, молод, богат, сексуален, успешен и т. д. Неуверенность в себе и низкая самооценка сопровождаются бессознательной тревогой и страхами, формирующих у ревнивца устойчивый психоэмоциональный комплекс (эмоции, чувства и ощущения), который создает, в свою очередь, огромное внутреннее психоэмоциональное напряжение. Комплекс неполноценности ревнивца заставляет его предъявлять жесткие требования к партнеру, ставить строгие запреты и осуществлять тотальный контроль над ним, то есть всего того, что ограничивает свободу личности партнера. Любые мысли об измене (надуманной или реальной) воспринимаются ревнивцем, как доказательство его никчемности.
3.Негативный жизненный опыт. Жизненный опыт, в том числе и негативный -это один из самых ценных жизненных капиталов человека.»И опыт-сын ошибок трудный» (А. Пушкин). Негативный жизненный опыт — это персональные жизненные уроки собственных ошибок, тяжелых переживаний, утрат, лишений и фиаско. Выводы из уроков негативного жизненного опыта могут стать или основанием для саморазвития, повышающим качество собственной жизни, или серьезным препятствием, тормозящим и останавливающим жизненное движение человека, обрекая его ходить по глубокой колее замкнутого круга негативных переживаний и воспоминаний. Пытаясь построить отношения, такой человек опирается на свой негативный опыт и на собственные когнитивные искажения в вопросе нормы и морали.
*Психотравма измены. Измена является одной из мощнейших психотравм, которая требует своего адекватного лечения. Измена переживается любым человеком, а тем более ревнивцем, глубоко и достаточно тяжело, потому что она наносит мощный удар по самооценке, поселяет страхи, усугубляет неуверенность в себе, крадет доверие и, в ряде случаев, приводит к формированию невротических расстройств и др. Психотравма измены, если она остается не проработанной, выводи на первый план подозрительность, которая может серьезно деформировать личность ревнивца и его «Я-Концепцию».
*Искаженные социальные нормы и моральные убеждения. Недоверие и подозрительность, вызванные ревностью искажают представления о социальных нормах, о моральных убеждениях и деформируют восприятие нормальных компонентов общения и поведения: проявление эмоционального компонента (в виде радости, восхищения, внимательного слушания и др.), вербального компонента (в виде шуток, комплиментов, поддержки, одобрения и др.) и тактильного компонента (в виде пантомимики, мимики, жестов, улыбок, взглядов, дотрагивание до тела собеседника: руки, плеча, колена, спины и др). Искаженные представления ревнивца о социальных нормах, о моральных убеждениях и деформированное восприятие нормальных компонентов общения и поведения заставляют ревнивца концентрироваться на поведении и общении партнера с окружающими, которые он сравнивает со своими искаженными представлениями о социальных нормах и морали. Традиционно это сравнение не совпадает, что дает ревнивцу основание признать поведение партнера -неприемлемым, недопустимым, угрожающим, фривольным и легкомысленным, порочащим, позорящим и бьющим по самооценке ревнивца и его самолюбию.
*Собственная измена (измены). У человека, считающего возможным совершать измены в отношениях, отсутствует такие личностные качества, как надежность и верность собственным чувствам к человеку, которого он выбрал для отношений и ответственность за свои поступки и за сохранность отношений. Выстраивая новые отношения, основные на любви, ревнивец проводит бессознательное отожествление себя с партнером и переносит на него собственной модели поведения. Это вводит ревнивца в режим тревожного ожидания измены партнера (ситуация длительного стресса), рождающего и укрепляющего недоверие и подозрение к партнеру. По сути. ревнивец бессознательно проверяет партнера на соответствие своему искаженному убеждению: «если я изменял, значит мой партнер изменит мне».
4.Психологические защиты. Психологические защиты личности являются одним из адаптивных механизмов психики, направленные на избегание, устранение избавления от подсознательного страха (тревоги). Страх, возникший в онтогенезе, стимулирует развитие широкий диапазон защитных механизмов психики. Бессознательный страх (бессознательная тревога) формируется в результате:
*реальных угроз, идущих от внешнего мира (реалистический страх);
*формальных угроз, идущих от внутреннего «морального цензора» (формализованный страх не соответствия моральным ценностям), включающего дуальное чувство «вины -стыда» и комплекс мучающих негативных переживаний (совесть), вызванных им;
*скрытых угроз, идущих от вытесненных желаний, силой, глубиной и тяжестью переживаний, вызванных ним (невротический страх).
Психологические защиты могут иметь или бессознательный (автоматический) или сознательный (осознанный, целенаправленный) характер. Пример. Механизм включения бессознательной психологической защиты ревнивца. Ревнивец не получает желаемого или ожидаемого сексуального удовлетворения. В результате у него возникает бессознательное желание изменить партнеру. У ревнивца включается внутренний «моральный цензор», который анализирует возникшее желание изменить партнеру на соотвествии нравственной норме и делает не утешительный вывод-возникшее желание аморально. Ревнивец пугается своего желания и начинает испытывать бессознательные страх совершить «не правильный поступок (своей измены своему партнеру). В свою очередь страх включает у ревнивца дуальное чувство «стыд-вина», вызывающий негативные переживания (мучающая совесть). Психика ревнивца, стараясь уберечь его от «не правильного» желания измены, страха ее совершить и негативных переживаний, вызванных ими. Психика автоматически (бессознательно) включает у ревнивца психологическую защиту, которая позволяет ревнивцу:
*проецировать на партнера свой страх, свое бессознательное желание «совершить измену» и свое мучающее чувство «стыд-вина»;
* и начать обвинять, ни в чем не повинного партнера, в желании изменить ревнивцу, заставлять партнера оправдываться и доказывать свое не виновность, испытывая чувство «стыд-вина» и переживать негативный комплекс, вызванный им.
5.Психические расстройства, заболевания, девиации. Ревность, имея целостный симптомокомплекс, входит в структуру группы девиантных и болезненных состояний. Симптомокомплекс вызывает у человека мощные болезненные переживания, меняющие его личностную, эмоциональную, когнитивную и поведенческую сферу, дополнительно усугубляя его душевное состояние и причиняя тяжёлые страдания самому ревнивцу, его партнеру и его окружению.
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.