Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Клиентская история Светланы. Воспитание мужчины

воспитание мальчика
Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 31.07.2020

По имеющейся статистике число распадов официальных и ,так называемых, «гражданских» браков возросло до критического уровня. Дети, как правило, остаются жить с матерями. К сожалению, зачастую некоторые отцы избегают участия в процессе воспитания своего ребенка, откупаясь от него,  в лучшем случае, игрушками, алиментами или формальным присутствием в жизни (так называемые «воскресные папы»). Но… обвинять мужчин во всех «смертных грехах» жизни замужней женщины, в разводе и отсутствии отца в жизни ребенка было бы несправедливо. На многих моих публичных выступлениях часто женщины задают  вопрос: «Почему мужчины такие безответственные в семейной жизни и по отношению к детям?». Ответ прост: мужчина — это результат и следствие женского воспитания.

Клиентская история жизни. Светлана, 23 года. Мать -одиночка. Ребенку 4 года.Воспитывает ребенка одна, записала ребенка на себя. Отца не вписала в «Свидетельство о рождении» ребенка. Считает, что связалась с «подлецом», потому что он не поступал так, как она этого хотела. «Подлец» всегда сопротивлялся тому, что говорила Светлана,  а она всегда знала, как лучше и правильней действовать. Светлана, если отец-«подлец» не выполнял того, что она говорила, наказывала его — не подпускала к ребенку, не позволяла  видеть малыша. Это было удобно для Светланы — так она добивалась от отца ребенка того, чего хотела. Как — то Светлана поставила в очередной раз отцу ребенка запрет на общение, и он пропал. В настоящее время отца нет в жизни ребенка: отец перестал проявлять интерес к жизни малыша, перестал просить встречи с ним, перестал выпрашивать ребенка на выходные. Светлана стала считать мужчину еще большим подлецом. Светлана обратила внимание на то, что мужчин вокруг нее стало очень мало, ей кажется, они стали её избегать. У Светланы возникли серьезные проблемы с сыном, который стал сопротивляется любым материнским воздействиям. Непослушание сына Светлану очень раздражает, и она срывается, кричит на ребенка, оскорбляет, временами бьет. Мать Светланы, мужененавистница, поддерживает такое воспитание («так им мужикам и надо»).Светлана воспитывалась без отца. Временами Светлане становится жалко ребенка, но она не знает, как правильно воспитывать сына, чтобы он не вырос таким же подлецом, как его отец и вообще все мужчины.

Запрос. Как воспитать настоящего мужчину из мальчика 4 лет, чтобы Светлана была довольна сыном.

Предложено.  Психологические консультации (5)

Первая психологическая консультация. Светлане было предложено проанализировать себя по двум основным позициям:
1.Отношения Светланы с мужчинами, бывшими в её жизни, и с сыном.
2.Система воспитания, которую применяет Светлана по отношению к сыну.

Анализ основных позиций позволил выявить первопричину проблем Светланы с мужчинами и с четырёхлетним сыном- деформированные установки, заложенные матерью Светланы в ней с самого детства.

Светлане было предложено:
*подумать над тем, каким она хочет видеть сына взрослым: характер, жизненная активность, увлечения, отношения с женщинами и др.;
*спросить сына о его мечтах и о том, каким он хочет быть в будущем (взрослым);
*подумать, какие бы установки она изменила и почему;
*составить по специальной таблице систему её родительского воспитания.

Вторая психологическая консультация. Со Светланой были проведены сравнительные анализы домашнего задания, результатами которых она была очень удивлена. Светлане были предложены прогнозы результатов её воспитания, если она не осознает и не примет решения измениться. С большой долей вероятности Светлана воспитает из сына:
*либо невротичного мужчину, не доверяющего всем женщинам, который будет мстить им (на уровне бессознательного);
*либо слабого, легко управляемого и покорного мужчину, полностью подчиненного воле женщины и выступающего в роли «подкаблучника», безответственного, «великовозрастного инфантильного ребенка», «маменького сыночка», ленивого и пустого мечтателя и др.;
*либо убегающего в зависимость мужчину (алкоголизм, курение и др.);
*либо домашнего тирана, деспота и садиста.

Кроме того, со Светланой скорректированы её представления о воспитании сына с её целью, построенной на противоречии: воспитание «настоящего мужчины», с одной стороны , и мужчины, который должен соответствовать требованиям матери, «чтобы мать была довольна», с другой стороны.

Цель воспитания всегда определяет его результат: «как корабль назовешь, так он и поплывет». Основой для цели воспитания сына, то есть воспитания из мальчика мужчины, для Светланы стал её персональный идеальный образ того «настоящего мужчины», которого она себе представляла, который она описала, исходя из двух основных составляющих:
*внешней, то есть того, какой должна быть фигура, внешность, имидж, гигиена, прическа и т.д.;
*внутренней, то есть какой должна стать личность ребенка: характер (сильный и волевой или слабый и послушный), морально-нравственные, личностные и волевые качества, интересы, жизненная стратегия и др.

Светлана решила, что целью её родительского воспитания должно стать формирование у сына:
*личностных качеств (самостоятельность, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, эмпатийность, креативность, познавательный интерес, творческое воображение),
*моделей поведения и методов взаимодействия с окружающими (сильными, уверенными, харизматичными, лидерскими, дипломатичными особенностями и др.), которые позволят ему иметь активную жизненную стратегию, преодолевать жизненные трудности и решать проблемы, возникающие на его жизненном пути.

Учитывая, что базовые основы личности закладываются в ребенке по определенной системе и до 5 лет, а затем идет их развитие, закрепление и коррекция, внимание Светланы было акцентировано именно на коррекционном процессе. Любовь матери для сына безусловно важна и играет огромную роль, но любовь не должна быть фанатичной.

Светлане была раскрыты негативная суть и влияние выявленных у неё:
*деформированных установок в отношении мужчин и роли женщины в любовно- семейных отношениях: «Все должно быть только так, как я сказала, и никак иначе», «Если мужчина не делает так, как я этого хочу, значит, он меня не любит»,  «Все мужики —  сволочи и гады», «Мужчина обязан…», «Мужчина должен..» и др.;
*бессознательного переноса на сына её недовольства отцом ребёнка («папашкин выродок», «змееныш» и др.) в виде негативных эмоциональных реакций (раздражение, досада, злость и др.), распространение этих установок на любые поступки и слова сына, превращение их в деформированные модели поведения и методы взаимодействия с сыном, в результате которых ребёнок получает регулярные психотравмы и уже пытается сопротивляться установкам матери.

Светлане представлены основные принципы воспитания ребенка, которыми она может руководствоваться в воспитании сына и модели её поведения в этом случае:
*свобода выбора и самостоятельность ребенка;
*учет психоэмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка и опора на них;
*учет интересов и потребностей ребёнка;
*определение приоритетов в воспитании, например, гармоничного воспитания, эстетического (физического, интеллектуального) или их различных сочетаний.

Третья психологическая консультация. Со Светланой определены основные позиции, важные для системы поощрения и наказания ребенка:
*четкие и ясные критерии оценивания поступков ребенка, за которые он может быть наказан или поощрен. Светлане было предложено подумать о наказании ребенка за непослушание, которое может не зависеть от самого ребенка, например, вызвано нормативным кризисом, или нежеланием что-то делать, или отсутствием интереса к чему-либо и т.д.
*Справедливость и неотвратимость наказания.
*Доступность и понятность для ребенка меры наказания или поощрения.
*Понимание и учет мотивов поступков сына.
*Отказ от физического наказания, морального унижения и психологического давления, запугивания, шантажа и т.д.

Со Светланой рассмотрен полный набор классических реакций любящих родителей на различные поступки ребенка (обдуманный выбор), направленных на поддержку ребенка, даже во время его непослушания или капризов. Светлане объяснено: любой поступок ребенка (позитивный или негативный) – это, прежде всего, приобретение малышом жизненного опыта, и очень важно научить малыша грамотно анализировать себя, понимать причинно-следственные связи и прогнозировать результат (например, «если я ударю кого-то, то мне дадут сдачи»).

Светлане предложены ведущие психолого-педагогические средства воспитания детей, основанные на вовлеченности мальчика в систему родительского воспитания. Например:
*Для воспитания у сына трудолюбия Светлане предложено создать «зону ответственности сына», например, признать необходимым  для сына убирать за собой игрушки или заправлять постель, помогать убрать в квартире  маме и что -то делать вместе с ней (совместный труд).
*Для воспитания у сына самостоятельности и ответственности Светлане предложено продемонстрировать сыну её доверие к собственному ребенку, веру в его силы и возможности.
*Для воспитания доброты, без которой невозможно проявление эмпатии (сопереживание, сострадание, сорадость), проявлять больше заботы, ласки и внимания к ребёнку и поощрять эти проявления по отношению к матери. Необходимо показать сыну примеры, например, делиться конфеткой, помогать, ухаживать и заботиться.
*Для воспитания культурно-гигиенических привычек и аккуратности следует вооружить ребёнка необходимыми умениями и навыками по уходу за собой (чистить зубы, принимать душ и др.), своим рабочим местом, своими вещами.
*Для формирования познавательного интереса как средства успешного обучения и саморазвития вместе читать книжки, играть, в том числе и в развивающие игры, посещать вместе кино, спектакли и т.д.
*Для обучения компромиссу показывать примеры решения разных ситуаций и анализировать варианты их решения — это позволит Вашему ребенку достойно решать многие сложные ситуации.

Научение многообразным поведенческим методам взаимодействия с окружающими позволит мальчику не только в детстве, но и самое главное, во взрослой жизни грамотно и достойно вести себя в различных критических, конфликтных ситуациях.

Для предъявления образца и демонстрации сыну типов мужского поведения и методов взаимодействия с окружающими Светлане предложено использовать примеры поведения других людей, например, тренера спортивной секции, в которую она может определить ребенка (опосредованный пример), военных, записав сына в кадетский класс и т.д.

Светлане предложено на четвертую психологическую консультацию привести сына, если она посчитает нужным.

Четвертая психологическая консультация. Светлана пришла с ребенком. Ребенок рисует свои страхи и тревоги. Рассказывает, почему не слушается маму, говорит,  что ему не нравится в ней, рисует образ матери, рассказывает, какой он хотел бы видеть свою маму, как бы он помогал, заботился о маме, как он любит маму.  Маме предложено сказать ребенку о своей любви к нему, попросить прощение за обиды, которые она нанесла сыну. Проиграны ситуации спора между мамой и сыном.

Пятая психологическая консультация.  Анализ Светланой времени, проведенного с сыном после посещения психотерапевта.  Подведены итоги консультирования. Светлана попросила перевести психологическое консультирование в психотерапию, совместную с сыном.

Статьи по теме:

Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков у ребенка (шаг 1)

Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков (шаг 3)

Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков (шаг 4)

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: