Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков у ребенка (шаг 1)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 16.11.2020

Ваш малыш подрос.  Вам пора выходить на работу, а малыша, пришла пора, отдавать в детский сад. Для того, чтобы профилактировать и минимизировать у ребенка адаптационные риски и значительно облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, чтобы снизить адаптационные риски и уровень собственного беспокойства, родителям самим стоит подготовиться к поступлению в детский сад и заранее подготовить к нему ребенка.

По сути, родителям стоит принять простое решение на основе приоритетного выбора:

а) Родители принимают решение в пользу себя и своего негативного психоэмоционального состояния,

 вызванные родительскими (в основном материнскими) переживаниями от разлуки с ребенком из-за:
*страх неизвестности, вызванный недоверием к персоналу детского сада, например, от негативной информации получаемой извне: как бы с ребенком ничего не случилось, обратят ли на ребенка нужное количество внимания,  не накажут ли малыша, не обидят ли малыша, будет ли ребенок вовремя накормлен и уложен спать и др;
*бессознательное сопротивление матери растущей самостоятельности малыша (часто не осознаваемый матерью), выход ребенка в детский сад -это еще один шаг сепарации ребенка от матери, это открытый выхода малыша из-под непосредственного родительского контроля и опеки.

Традиционно этот выбор основан на активной жалости матери к себе самой, благодаря которой мама изначально вводит ребенка стрессовую атмосферу её страданий, формирует у ребенка страх новизны, а сама:
*входит в роль «несчастной жертвы обстоятельств», обсуждающей свои  героические страдания из-за «отрывающей» и отдающей от своего сердца малыша в чужим, не профессиональным и жестоким, людям, которые никогда не присмотрят за ним так, как она;
*видит и акцентирует внимание только негативной информацию о детских садах и их сотрудниках (негативные отзывы о форумах, родственников, подружек и др.), игнорируя позитивную и положительную информацию, тем самым подкрепляя собственные страхи.

Результат выбора: адаптация ребенка в детском саду может иметь среднюю, тяжелую или очень тяжелую степень (малыш начинает часто болеть, может терять в весе, формируются патологические привычки и др), длительность адаптации может продолжаться от шести месяцев и более;

б)Родители принимают решение в пользу ребенка и его психоэмоционального благополучия.

В этом случае думающие и любящие родители ставят перед собой основную глобальную важнейшую задачу-грамотно подготовить ребенка к детскому саду, минимизируя все адаптационные риски, с которыми их малыш может столкнуться в детском саду.

Это родительское решение основано на признании ими необходимости и важности для их малыша выхода в детский сад и понимании того, что выход ребенка детский сад:

*это очередной этап сепарации малыша от родителей, такой же, как и перерезание пуповины при родах, отлучение от груди и переход малыша на самостоятельное питание, прямохождение и растущая автономность и самостоятельность ребенка (кризис «я сам») и т.д., позволяющий ему перейти на следующую ступень своего развития, продолжать формировать самооценку, начать приобретать важнейшие личностные качества (автономность, самостоятельность и коммуникабельность и т.д.), выстраивать личностные границы и т.д.;

*это ответственный момент, важнейший и необходимый для социализации и  гармоничного развития ребенка,  позволяющие ему освоить первые адаптационные модели поведения (в последствии ребенок будет использовать в своей практике, например, при переходе из детского сада в школу и т.д.); чувствовать, осваивать и защищать свои личные границы;  начать осваивать методы межличностных коммуникаций; применять нарождающиеся и формируемые важнейшие личностные качества (активность, самостоятельность, смелость и др), новые модели поведения и методы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новом сообществе.

Результат выбора: адаптация ребенка в детском саду может иметь легкую степень (ребенок будет активен, не будет внешних изменений, первые адаптационные сдвиги в поведении малыша нормализуются в течение двух -четырех).

Принятие решение в пользу ребенка позволит родителям грамотно решить эту новую глобальную задачу- сформировать у себя готовность грамотной помощи малышу в его легкой адаптации к новым условиям жизни (к новому режиму, к новым требованиям детского сада и т.д.), «выключить» эмоции, начать действовать рационально и прагматично, создавая условия для  подготовки малыша (и себя) к адаптационные рискам и к очередному этапу сепарации.

Рекомендации для любящих и грамотных родителей:

1.Начните подготовку ребенка к  детскому саду за полгода (год) до начала посещения.
2.Изучите все адаптационные риски, с которым предстоит столкнуться ребенку при посещении детского сада. К таким рискам относятся  различия в организации жизни ребенка между домом и детским садом, например:
*смена режима дня малыша;
*смена меню, рацион и режим питания малыша;
*смена требований к культуре поведения и к культуре общения ребенка;
*смена общения ребенка и расширение круга взаимодействия ребенка (социализация)
3.Подумайте от грамотной поддержке своего малыша в адаптационный период. Слова поддержки родителей становятся базовыми  установками для поведения ребенка в стрессовой ситуации (адаптации). Например. Слова поддержки малышу-установка, типа: «Мы очень любим тебя! Мы понимает как тебе сложно! Мы сопереживаем тебе. Ты знаешь, нам тоже нелегко. Но мы уверены -ты обязательно справиться. В этом нет никаких сомнений. Мы в тебя верим, и мы всегда тебе поможем» формирует у ребенка уверенность в себе, веру в собственные силы и собственные возможности. Слова -установки (при первом варианте принятия решения), типа: «Как же ты будешь без меня!  Ты еще такой маленький! Ты еще такой слабенький! Тебя могут обидеть!» формирует у ребенка чувства страха,  неуверенности в себе и невротичности.
4. Создайте условия минимизирующие или снимающие адаптационные риски, с которыми столкнется малыш в детском саду. О рекомендациях по  снижению адаптационных рисках Вы сможете прочитать в следующих статьях.
5. Устройте ребенку  праздник в честь первого дня посещения детского сада и т.д. Придя за ребенком в детский садик, скажите ему: например: «Милый! Мы так гордимся тобой! Ты такой смелый! Ты -такой молодец! Ты -такой самостоятельный! Ты целый день пробыл без нас! Мы очень гордимся таким смелым и умным ребенком! Мы тебя любим!»  Вместо традиционных причитаний и вопросов, типа: «Кто тебя обидел?»/«Тебя никто не обижал?», «Что ты кушал?/Тебя накормили?», «Тебя ругали?/Тебя наказывали?», скажите малышу, что

Рекомендации руководителям детского сада:

1.Начните устанавливать контакт с родителями будущих воспитанников и с  малышами примерно за полгода-год до начала нового учебного года. Программа работы с родителями представлена в книге «Адаптация без хлопот: подготовка ребенка к детскому саду»
2. Организуйте:
*«Дни открытых дверей»/«Дни знакомств с детским садом»  для будущих воспитанников группы и их родителей. Важно, чтобы родители и дети увидели как устроен детский сад изнутри и познакомились с большим коллективом детского сада, который будет заботиться о малышах.
*Три  родительских собрания для родителей будущих воспитанников, которые будут посвящены трем основным темам:
*«Адаптация, адаптационные риски и чувства родителей»
*«Подготовка ребенка к посещению детского сада-минимизация адаптационных рисков»
*«Знакомство  с особенностями нахождения ребенка в детском саду (режим питания,  режим дня, система занятий, требованиями, пожелания и др)
3.Напечатайте для родителей памятки -рекомендации «Подготовка ребенка к детскому саду» и «Подготовка родителей к переходу ребенка из дома в детский сад», «Посещение родителей вместе с ребенком детского сада», которые Вы можете или раздавать на родительских собраниях, или разослать по емейл, или на домашний адрес, или отправлять месенджами (СМС)

Статьи по теме:

Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков у ребенка (шаг 1)

Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков (шаг 3)

Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков (шаг 4)

Видео по теме:

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: