Недавно, в рамках социального проекта «Бесплатная психологическая помощь» мне был задан вопрос о моем персональном отношении к Богу и к вере, как психолога—психотерапевта. Вы можете посмотреть видео —вопрос и мой видео —ответ здесь:
В этой статье изложен мой письменный ответ на этот вопрос.
Должна сказать: «Да, я верю в Бога. Я—христианка», но вынуждена предупредить читателя о своем несколько нестандартном отношении к вере в Бога:
*Я не знаю ни одной молитвы. И не смогу прочитать даже «Отче наш». Увы!
*Я не соблюдаю посты. И вспоминаю о них по поздравлениям друзей из соцсетей.
*Я не была в церкви уже более 10 лет, если не больше. Русские храмы вызывают у меня умиротворение, спокойствие и желание придти в них, подумать и мысленно поговорить со всевышнем. Я живу и работаю в Великобритании, где, к большому моему сожалению, местная, стилизованная под русский храм, церковь когда —то вызвала у меня внутреннее неприятие и отторжение, не вызвала и не вызывает потребности посещать её.
*В нашем доме есть много икон— настоящих, писанных монахами и освященных в настоящих русских монастырях.
Как видит, уважаемый читатель, я не вписываюсь в классические каноны и стандарты верующего человека.
Вторая ипостась Бога для меня—СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ. Самый надежный и самый мудрый персональныйспасательный круг, который выносит меня на спокойную и чистую воду, из водоворота самых сложных, критических и драматичных жизненных ситуаций.
Бог всегда давал и дает мне силы тогда, когда, казалось, иссякли все силы и возможности, когда наступила черта, за которой «конец, уже нельзя мне посыпаться бесполезным утром». Но Бог по утрам «будил» меня пением пичуги—соловья, и направлял мои пасмурные размышления в нужное русло, благодаря чему, мне посчастливилось:
*избежать многих непоправимых ошибок;
*изменить собственный взгляд на самые сложные, критические и драматичные жизненные ситуации и себя в них;
*придти к новым, как показало время, правильным размышлениям, к новому самоанализу и к новому виткусамоизменений (саморазвитию).
Прекрасным иллюстративным результатом моих размышлений могут быть мои статьи, например: «Жалостьсебе», «Алгоритм выхода из жалости к себе»
Поговорка: «Бог никогда не даст тебе больше, чем ты можешь вынести» — это обо мне.
Третья ипостась Бога для меня — ОБЪЕКТИВНЫЙ И СТРОГИЙ АРБИТР и ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ. Бог, как любой арбитр и судья, рассматривает поступки любого человека, в том числе и меня, через призму морально —нравственных и морально —этических ценностей, таких как: не убей, не укради, не сотвори себе кумира, уважайродителей, не завидуй (желай чужого), не лги (не лжесведельствуй), делай то, что любишь—люби то, что делаешь, умей отдыхать и др., являющимися общечеловеческими ценностями любого нормального и порядочного человекана планете Земля. Мои персональные критерии самооценки собственных поступков полностью совпадают сморально —нравственными и морально —этическими критериями, предложенными когда —то Богом, и записанных, как «10 заповедей Ветхого Завета».
БОГ ВСЕГДА ЖИВЕТ В МОЕМ СЕРДЦЕ. Бог меня любит, и исполняет все мои желания, поэтому я оченьаккуратна в них озвучивании.
Вера в Бога —это одно из активных средств моего бесконечного саморазвития. Вера предоставляетвозможность изменить себя, изменить свое отношение в себе (и не только) —это мое движение вперед, моедуховное и личностное саморазвитие. Например. Вера —это возможность усилить мои личностные качества, такиекак терпение, выдержка, корректность, уважение к людям, эмпатийность (сопереживание), уверенность в себе, смелость и решительность, дисциплинированность, организованность, трудолюбие и настойчивость, ответственность за свою триаду «мысль—слово—действие» и т.д.
Вера в Бога—это моя устойчивая система ценностей (убеждения, мировоззрение, установки и правила жизни), которая является моим персональным жизненным маяком, свойственным всему цивилизованному человечеству, который не дает мне сбиться с моего выбранного пути, и , который всегда позволяет мне либо минимизировать ошибки, либо избежать их. Вера —это моя роскошь быть собой, быть независимой, смелой ирешительной, иметь свободу морально—нравственного выбора и многое другое.
Вера—это моя возможность иметь принадлежность к многовековой истории, к традициям моего Великого Народа и своей великой Родины. Я, постоянно проживая в Великобритании, к счастью, не стала «Иваном, не помнящим своего родства». Я считаю себя маленькой частичкой истории и культуры своей Великой Родины и своего Великого Народа—я стала их достойным лицом в мире Запада. И я рада, что что мои западные коллеги, друзья и соседи принимают меня, часть моей Родины и Народа, уважают и выражают мощную поддержку (особенно, при каких—то политических коллизиях). Одна из философских гипотез утверждает: вера в Бога —это мнение общества о мире, которая происходит из потребности человека делиться с окружающими, в процессе совместного труда, своим опытом. Именно поэтому у верующих одного сообщества одинаковые представления о мире, именно поэтому они доверяют традициям прошлого—богатому опыту соплеменников. Вера, как мне кажется, делает меня чище и сильней, а жизнь мою светлой и радостной, она развеиваетсомнения и нерешительность.
Первая позиция. Терминология и её использование. Например.
*Термин «душа» используется в религии. Согласно религии и философским школам, душа —это бессмертная, нематериальная субстанция, выражающая божественную природу и сущность. Душа является стартом жизни, обуславливает её (способность чувствовать, ощущать и др). В теологических и идеалистических представлениях, «душа» — это является бесплотной сущностью, не материальным началом жизни, это то, что остается послесмерти тела.
*Термин «душа» используется в определении науки «Психология» («это наука о душе»), рассматриваемое синонимично к слову «психика», соотноситься и соответствует понятиям «психики»- внутреннего мира человека: его эмоций, чувств, переживаний, ощущений, поведения, сознания.
Следовательно, понятие «душа» используется как в религии, так и в науке «психология», причем в одних и тех жезначениях: эмоциональных, личностных и когнитивных особенностей личности.
Вторая позиция. Основные критерии и средства измерения «души» человека в религии и в науке «психология».
Основные критерии измерения «души» человека:
1.В религии основными критериями и измерителями «души» человека (его эмоций, его поступков и т.д.) являются:
*Основные заповеди, на которые ориентируются верующие в своей повседневной жизни: не возводи себе кумира, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидельствуй; не завидуй (не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ничего, что у ближнего твоего. Ставшими общечеловеческими мировыми ценностями.
*Основные грехи, которые верующие стараются не совершать в своей повседневной жизни: гордыня, жадность, гнев, обжорство, зависть, похоть, лень и уныние
2.В науке «Психология» основными критериями измерения «души» человека являются:
*Личностные качества.
*Нарушения поведения.
*Эмоции, чувства и ощущения.
Сравните основные критерии измерения:
Религия | Психология | Психиатрия |
не возводи себе кумира | низкая самооценка | |
не убий | жестокое поведение, насилие, домашний садизм и тирания | |
не прелюбодействуй | измены (неконтролируемое половое влечение) | |
не укради | клептомания | |
не лжесвидельствуй | вранье, ложь, обман | |
не завидуй | зависть, низкая самооценка | |
гордыня | завышенная самооценка | |
жадность | скупость | навязчивое поведение (силлогомания, синдром Плюшкина) |
гнев | отрицательно окрашенный аффект | |
обжорство | нарушение пищевого поведения | |
похоть | проблемы с выдержкой, самодисциплиной и самоконтролем | грубо-чувственное половое влечение |
лень | прокрастинация, страх (совершить ошибку, оценивания, критики, низкой компетентности и др.) | |
уныние | состояние апатии, подавленности, плохое настроение, отказ от выполнения своих жизненных обязанностей и др, характерно для различных депрессивных состояний |
Как видно из таблицы, основные критерии измерения «души» личности пересекаются (в религии, в науке «Психология» и в медицинской науке «Психиатрии») по четырем основным позициям:
*негативные эмоции, вызывающие аффектное поведение (гнев), жестокое поведение (садизм, насилие), прокрастинация (страх совершить ошибку, страх оценивания или страх критики) и др.;
*нарушения поведения (привычки), типа пищевого поведения (обжорство);
*негативные состояния, выраженные в подавленных и в депрессивных настроениях (уныние, апатия и др);
*нарушения в сексуальной сфере, например, похоть (не контролируемое грубо—чувственное половое влечение) идр.
1.В религии основным средством измерения «души» личности является:
*или её самоанализ (её самопокаяние перед Богом)-так поступаю я;
*или анализ священнослужителем поступков и дел кающегося (грех поступков), установок (грех мыслями) и грехотношения к себе (грех тела)
2. В науке «Психология» и в медицинской науке «Психиатрия» основными средствами измерения «души» личности являются:
*Психодиагностика, которая развивается с конца 19 века—начала 20 веков. Измерив внутренний, психический мир(чувства, эмоции, ощущения и т.д.), эмоциональные, личностные и когнитивные особенности человека, никто неможет утверждать, что полученный результат является прямым 100% отражением самого человека, его души. Любой психологический тест человек может обмануть. Увы!
*Клиническая лабораторная диагностика (генетическая, иммунологическая, МРТ, УЗИ и иное), которая сталактивно развиваться с конца 19 века—начала 20 веков. Особенно с открытием Х – лучей. Клинические измерителимогут определить скрытую угрозу человеческому здоровью, уровень физического недомогания человека, но не могут измерить душу человека. И, даже, эксперимент Д. Макдугалла, по «прямому взвешиванию души» потерпелкрах.
3.Длительность применения и использования средств измерения личности:
«Диагностические» методы религии формировались на протяжении всего периода появления и развития человека, как вида, на планете Земля. Религия и вера наблюдаются у всех народов и племён Земли, отражена внаскальных рисунках, в погребениях и др (многолетние исследования Буайе). В основе диагностических средств лежит определение соответствия между предлагаемой религией триады «мысль—слово—действие» (система морально—нравственных и морально—этических норм поведения и др., созданная на этапе формирования человечества и остающейся неизменной с тех пор) и реального поведения верующего человека.
Диагностические средства науки «Психология» (и науки «Психиатрия») формировались и развиваются с 19 века и по сегодняшний день. 20—ое столетие и настоящее время —это этап активного, бурного и интенсивного развития психодиагностики, образующую разветвлённую структуру тестов, шкал, методов и методик, которые классифицируются: на строго формализированные и мало формализованые методики. Важно понимать: ни один из имеющихся на сегодняшний день валидных тестов, опросников, шкал, методик и др. (кроме клинических исследований), не дают точного, 100% результата, в виде того, что их легко обмануть и обойти.
Я глубоко уверена, что не верующих людей нет. Вера и неверие — это две стороны одной медали.
*Кто— то верит в Бога и в существование души.
*Кто—то не верит в существование Бога и души, считая себя атеистом.
Однако, это неверие в Бога вызывает у меня много вопросов, на которые я к сожалению, не получила ответа, например: «Зачем атеисту утверждать свое неверие в то, чего нет и переубеждать верующего в его позиции?», «Зачем атеисту противопоставлять свою позицию неверия пустоте (по его утверждению, Бога нет) и заменять Бога или его отсутствие чем —то другим (космическими или иными теориями появления человека, или управления мирозданием)?
Атеист, на мой взгляд, это «спящий» человек, который еще не проснулся для того, чтобы обрести себя в вере и веру в себе.
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.