Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Подростковый кризис: почему меняется ребенок и что делать родителям

подростковый кризис
Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 07.09.2018

Некогда замечательный, ласковый  и послушный ребенок, которым родители гордились, на которого возлагали надежды, послушный и веселый, хорошо учившийся и радовавший родтелями своими достижениями и успехами  в школе и в спорте, в одно мгновение вдруг изменился.

«Внезапно» ребенок стал другим: неуправляемым и самонадеянным, хамом и грубияном, как дома, так и в школе; ленивым — его комната превращается в «свалку»; агрессивным, депрессивным и раздражительным; его успеваемость стремительно летит вниз и ему больше не интересна школа; он примыкает к непонятным, пугающим родителей субкультурам (эмо, готы и др.); он забрасывает все то, чем всегда любил заниматься; перестает уважать родителей  старших; влюбляется и страдает; кардинально меняется его круг общения, пробует на вкус «взрослость» (никотин, алкоголь, наркотики, секс) .

Такое резкое изменение ребенка наполняет родителей негативными эмоциями (пугает, обижает, раздражает и злит). Знакомые и привычные методы воздействия на ребенка, которыми родители пользовались много лет, внезапно перестали работать. Унижающие и оскорбляющие скандалы, ругань и ссоры, запреты и наказания, попытки поставить  бунтующего ребенка на его место в системе «родитель-ребенок» не приносят ожидаемого результата: ребенок -подросток либо замыкается в себе, либо откровенно смеется над родителями.
Поздравляем. Родители не смогли заметить -ребенок вырос, Он вступил в  подростковый кризис-самый длительный, сложный и  трудный нормативно-возрасной кризис.

В этой статье предлагается оптимальный и эффективный алгоритм действий родителей, который не позволит им отдалиться от ребенка-подростка, не оттолкнуть его от себя и не даст родителям стать для ребенка  дополнительным стрессом во время кризиса.

Первое действие. Принятие родителями жизненно-важного решения:

*Родители принимают решение в пользу ребенка. Это означает, что родители принимают решение начать родительское саморазвитие, направленное на их самоизменения. Родительское саморазвитие предполагает научению новой любви к меняющемуся ребенку -подростку, который из послушного и замечательного, в одночасье стал непокорным, капризным, вредным, дерзящим и хамовитым. Родителям придется отказаться от бесполезных попыток изменить ребенка-подростка, вернув его в детское послушание. Родителям нужно научиться  признавать и уважать взрослость ребенка -подростка.  Родителям придется выстраивать новые отношения с ребенком -подростком, на основе понимания причинно-следственных связей его нестабильного психоэмоционального состояния, учитывать его  личностные и физические изменения и так далее

*Родители принимают решение в пользу себя. Это значит, что родители не будут меняться сами, а будут пытаться менять ребенка, пытаясь вернуть его в послушную роль, привычную для родителей. Ребенок-подросток, в свою очередь, начинает категорически отказываться выполнять родительские требования, ожидания и реализации родительских амбиций (достижения успехов в учебе, в спорте и прочее). Родители конфликтуют с ребенком -подростком. Они жалеют себя, разочаровываются в собственном ребенке, акцентируются на своих негативных эмоциях и переживаниях, вызванные поведением или высказываниями подростка, обвиняя его в этом. Родительское давление на ребенка -подростка в условиях подросткового кризиса, приводит к возрастанию опасных рисков.  Например, самоизоляции ребенка (чувство одиночество), собственной ущебности, появление депрессии, совершение суицида и др.

Принятие родителями решения определяет родительскую стратегию взаимоотношений с детьми и психологическую атмосферу отношений.

Второе действие. Анализ системы отношений «родители-ребенок».  Анализ системы «родители-ребенок» требует тщательного анализа воспитательных целей и  результатов, когда -то поставленных родителями и системы «поощрение-наказание», когда -то созданных родтелями.  Отдельного анализа требуют родительские модели поведен и методы взаимодействия с  ребенком.

 

 

Объективный, прагматичный и рациональный анализ, выводы по нему  принятые решения лягут в основу коррекции родительской стратегии взаимодействия с ребенком-подростком в самый сложный  трудный нормативно-возрасной кризис.

Третье действие. Сбор и изучение информации о нормативно-подростковом кризисе. Это позволит родителям осознать главные тезисы.
1. Подростковый кризис — это один из самых трудных и важных этапов нормативной сепарации от Вас, родителей. Это кризис самостоятельности, означающий переход ребенка с одного этапа своего развития на другой, спровоцированный двумя основными факторами: перестройкой всего организма, обусловленной прежде всего половым созреванием, и сформировавшимся ярко выраженным противоречием между уровнем достигнутого личностного развития ребенка и его операционно-техническими возможностями.
2. В период подросткового кризиса в организме и психике Вашего ребенка-подростка происходят серьезные изменения на трех основных уровнях: гормональном, морфологическом и психофизиологическом, которые выражаются у подростка в срывах, подъемах и спадах, во внутриличностных конфликтах и конфликтах с окружающими. Например. Изменения на гормональном уровне сопровождаются неконтролируемым выбросом половых гормонов в кровь подростка, которые и дают резкую смену настроения, раздражительность, агрессию и т.д. Особенно хорошо своего ребенка может понять мама, которая испытывает подобные гормональные взрывы перед менструацией (ПМС).

Знание информации о нормативно-подростковом подрстоковом кризисе позволяет родителям профилактировать негативные проявления подросткового кризиса и значительно минизировать их. 

Четвертое действие. Переход родителей на новый этап «родительства». Подростковый кризис является открытым сигналом для родителей к старту их собственных изменений. Обычно родители, в период нахождения ребенка в нормативном кризисе, требуют привычного подчинения ребенка и кардинальных изменений от ребенка-подростка. Это выражается в родительских требованиях в ребенку: либо завышеных — «ты уже взрослый», либо  заниженых — «ты еще маленький».

 

Переход родителей на новый этап родительства позволяет сформировать новые требования к ребенку -подростку  и скорректировать систему взаимоотношений с ним  между собой.

Мало кто из родителей задумывается о том, что наступивший кризис требует изменений, прежде всего, от них самих, потому что это важнейшее условие  для минимизации всех рисков прохождения ребенком через этот сложный и важный этап.

Родителям, как любящим, взрослым и мудрым людям стоит понять простую истину-любой нормативно-возрастной кризис ребенка требует от родителей перехода на качественно-новый уровень родительства. Именно этот новый уровень родительства позволит им:
*стать для своего ребенка самым терпеливым, любящим и понимающим другом;
*не войти в конфронтацию с собственным ребенком в один из самым сложных периодов его жизни;
*не развязать «гражданскую войну» с собственным ребенком и не стать ему дополнительным стрессом;
*профилактировать конфликтные, острые и спорные ситуации, на которые родителей может провоцировать подросток;
*прогнозировать поведение ребенка и предпринимать грамотные, конструктивные родительские действия по нивелированию негативных моментов подросткового кризиса.

Только «через тернии к звездам», только при родительской помощи и поддержке «гадкий утенок» достойно пройдет сложный период и станет настоящим «прекрасным лебедем», которым родители будут всегда гордиться.

Каждое родительское слово, сказанное с любовью к  ребенку в кризис и вне его, обязательно вернется родителям сторицей.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: