Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков у ребенка (шаг 1)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 24.09.2019

Малыш подрос.  Мама устала находиться с ребенком целыми сутками и рвется на работу. Значит пришла пора отводить малыша в детский сад. Жесткий сад и манит и страшит родителей, особенно мам, процессом адаптации ребенка к нему. Для того, чтобы профилактировать и минимизировать у ребенка адаптационные риски и значительно облегчить процесс его адаптации к условиям детского сада, чтобы понизить уровень собственного, родительского беспокойства за малыша, родителям стоит начать готовить себя и ребенка к поступлению в детский сад.

Родителям предстоит принять принять сложное решение, которое формируется на основе их приоритетного выбора «сам родитель» или «ребенок». Например.

Родители принимают решение в пользу себя и своего психоэмоционального состояния, вызванные родительскими (в основном материнскими) переживаниями, связанными разлукой с ребенком. Причины этих тяжелых психоэмоциональных переживаний.

*Страх неизвестности. Этот страх формируется  на основе имеющегося родительского недоверия к персоналу детского сада в результате полученной извне негативной информации. Негативная информация рождает тяжелые переживания у родителей: как бы с ребенком ничего не случилось, обратят ли на ребенка нужное количество внимания,  не накажут ли малыша, не обидят ли малыша, будет ли ребенок вовремя накормлен и уложен спать и др.

*Бессознательное сопротивление матери растущей самостоятельности малыша.  Зачастую сопротивление не осознается матерью. Выход ребенка в детский сад -это еще один шаг сепарации ребенка от матери, это открытый выход малыша из-под непосредственного родительского контроля и опеки.

Традиционно принятие матерью (родителями) этого решения основано на активной жалости матери к себе самой и к своему малышу. Благодаря своей жалости мать изначально вводит ребенка стрессовую атмосферу её страданий, формирует у ребенка страх новизны. Сама же мать активно и публично жалеет себя:
*Мать входит в роль «несчастной жертвы обстоятельств», переносящий героические страдания из-за «отрыва» от своего сердца малыша и передачи его в чужие руки -профессионалам с «холодным сердцем», которые никогда не присмотрят за ребенком так, как это делает мать.
*Мать видит и акцентирует внимание только негативной информации о детских садах и их сотрудниках (негативные отзывы о форумах, от родственников, подружек и др.). При этом блокируется или игнорируется позитивная и положительная информация о детском садике. Тем самым мать подкрепляет собственные страхи.
Результат выбора. Адаптация ребенка к детскому саду может иметь среднюю, тяжелую или очень тяжелую степень: малыш начинает часто болеть, может терять в весе, формируются патологические привычки и др), длительность адаптации может продолжаться от шести месяцев и более.

б)Родители принимают решение в пользу ребенка и его психоэмоционального благополучия.
В этом случае думающие и любящие родители ставят перед собой основную глобальную важнейшую задачу-грамотно подготовить ребенка к детскому саду, минимизируя все адаптационные риски, с которыми их малыш может столкнуться в детском саду. Это родительское решение основано на признании родителями необходимости и важности для их малыша выхода в детский сад, который они правильно рассматривают:
*Как очередной этап сепарации малыша от родителей, такой же, как и перерезание пуповины при родах, отлучение от груди и переход малыша на самостоятельное питание, прямохождение и растущая автономность и самостоятельность ребенка (кризис «я сам») и т.д. Сепарация ребенка от родителей, позволяющий ему перейти на следующую ступень своего развития, продолжать формировать самооценку, начать приобретать важнейшие личностные качества (автономность, самостоятельность и коммуникабельность и т.д.), выстраивать личностные границы и т.д.;
*Как ответственный период, необходимый для эффективной социализации и  гармоничного развития ребенка, позволяющих ему освоить первые адаптационные модели поведения (в последствии ребенок будет использовать в своей практике, например, при переходе из детского сада в школу и т.д.); чувствовать, осваивать и защищать свои личные границы; осваивать методы межличностных коммуникаций: новые модели поведения и методы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новом сообществе; применять нарождающиеся и формируемые важнейшие личностные качества (активность, самостоятельность, смелость и др) и др .
Результат выбора . Адаптация ребенка к детском саду может иметь легкую степень: ребенок будет активен, не будет внешних изменений, первые адаптационные сдвиги в поведении малыша нормализуются в течение двух -четырех недель.

Принятие решение в пользу ребенка позволит родителям грамотно решить эту новую глобальную задачу родительского саморазвития: сформировать у себя психологическую готовность в организации грамотной помощи малышу, для его дальнейшей сепарации и эффективной адаптации к новым условиям жизни: к новому режиму, к новому коллективу,  к новым требованиям детского сада , к новому режиму дня, к новой еде и т.д.
Это позволяет родителям «выключить» и контролировать свои эмоции, действовать рационально и прагматично.

Рекомендации для любящих и грамотных родителей.

1.Начать подготовку ребенка к  детскому саду за полгода (год) до начала его посещения.
2.Изучить адаптационные риски, с которым предстоит столкнуться ребенку при посещении детского сада. К таким рискам относятся  различия в организации жизни ребенка между домом и детским садом, например:
*различия в организации режима дня малыша;
*различия в меню, в рационе и режиме питания малыша;
*различия в требованиях к культуре поведения и к культуре общения ребенка;
*различия в общении ребенка и расширение круга его взаимодействия ребенка (социализация)
3.Подумать от грамотной поддержке своего малыша в адаптационный период. Слова поддержки родителей становятся базовыми  установками для поведения ребенка в стрессовой ситуации (адаптации). Например. Слова поддержки малышу-установка, типа: «Мы очень любим тебя! Мы понимает как тебе сложно! Мы сопереживаем тебе. Ты знаешь, нам тоже нелегко. Но мы уверены -ты обязательно справиться. В этом нет никаких сомнений. Мы в тебя верим, и мы всегда тебе поможем» формирует у ребенка уверенность в себе, веру в собственные силы и собственные возможности. Слова -установки (при первом варианте принятия решения), типа: «Как же ты будешь без меня!  Ты еще такой маленький! Ты еще такой слабенький! Тебя могут обидеть!» формирует у ребенка чувства страха,  неуверенности в себе и невротичности.
4. Создать условия минимизирующие или снимающие адаптационные риски, с которыми столкнется малыш в детском саду. О рекомендациях по  снижению адаптационных рисках Вы сможете прочитать в следующих статьях.
5. Устроить ребенку  праздник в честь первого дня посещения детского сада и т.д. Придя за ребенком в детский садик, скажите ему: например: «Милый! Мы так гордимся тобой! Ты такой смелый! Ты -такой молодец! Ты -такой самостоятельный! Ты целый день пробыл без нас! Мы очень гордимся таким смелым и умным ребенком! Мы тебя любим!»  Вместо традиционных причитаний и вопросов, типа: «Кто тебя обидел?»/«Тебя никто не обижал?», «Что ты кушал?/Тебя накормили?», «Тебя ругали?/Тебя наказывали?» и так далее

Рекомендации для воспитателей и руководителей детских садов.

1.Начните устанавливать контакт с родителями будущих воспитанников и с  малышами примерно за полгода-год до начала нового учебного года. Программа работы с родителями представлена в книге «Адаптация без хлопот: подготовка ребенка к детскому саду»
2. Организуйте:
*«Дни открытых дверей»/«Дни знакомств с детским садом»  для будущих воспитанников группы и их родителей.Важно, чтобы родители и дети увидели как устроен детский сад изнутри и познакомились с большим коллективом детского сада, который будет заботиться о малышах.
*Три  родительских собрания для родителей будущих воспитанников, которые будут посвящены трем основным темам:
*«Адаптация, адаптационные риски и чувства родителей»
*«Подготовка ребенка к посещению детского сада-минимизация адаптационных рисков»
*«Знакомство  с особенностями нахождения ребенка в дестком саду (режим питания,  режим дня, система занятий, требованиями, пожелания и др)
3.Напечатайте для родителей памятки -рекомендации «Подготовка ребенка к детскому саду» и «Подготовка родителей к переходу ребенка из дома в детский сад», «Посещение родителей вместе с ребенком детского сада», которые Вы можете или раздавать на родительских собраниях, или разослать по емейл, или на домашний адрес, или отправлять месседжами (СМС)

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: