Ребенок в подростковом кризисе -это очередная сепарация ребенка, это личностное становление, промежуточный результат и следствие родительского воспитания, это яркая демонстрация родителям их собственных воспитательных достижений, промахов и ошибок, которые, еще они могут скорректировать. Перед родителями внезапно происходит разительное превращение их милого и послушного ребенка, которым они всегда гордились, в «непослушного незнакомца» с которым они не знают как вести себя Родителям важно понимать: их ребенок уже перестал быть ребенком, но пока еще не стал взрослым-именно это и требует от родителей изменений, которые позволят им чутко, корректно и тактично держать хрупкий воспитательный баланс между родительским тотальным надзором и подростковой анархией.
Подростку, как бы он не требовал свободы и не гордился собственной независимостью, необходима родительская поддержка, их терпение и лояльность, опосредованный и тактичный родительский контроль. Подростковый кризис требует автоматического перехода родителей на новую ступень развития «родительства», выраженного в коррекции или в кардинальной смене трех основных воспитательных систем:
-системы «родитель-ребенок»,
-системы требований,
-системы «поощрения и наказания».
Любые изменения в воспитательной системе «родитель-ребенок» демонстрируют готовность родителей к неизбежным изменениям, к их уходу от привычных поведенческих стереотипов и методов взаимодействия с ребенком, на новые, в которых родители включают на «полную мощь» родительское терпение и мудрость, гибкость и лояльность, чувство юмора и самоиронии, что позволяет родителям бережно относиться к ребенку, не драматизировать поступки, поведение и собственные отношения с подростком.
Скорректировать и создать новую родительскую воспитательную стратегии помогают знания о важнейших особенностях протекания подросткового кризиса. Эти знания позволят родителям не только увидеть, но и грамотно распределить психоэмоциональные ресурсы и воспитательные средства по основным временным вехам протекания подросткового кризиса, которые позволят минимизировать для себя и ребенка все негативы, неизбежные в период прохождения им подросткового кризиса.
Первая особенность— знание временного периода протекания подросткового кризиса, с 11до 17 лет.
Вторая особенность —знание фаз протекания подросткового кризиса:
-с 12 лет до 13/14 лет -это фаза ломки старых привычек и стереотипов (негативная/ предкритическая);
-с13/14 до 15/16лет — это фаза кульминации кризиса, когда старое сломано, а новое не построено;
-с 15/16 до 17/18 лет-это фаза формирования нового: привычек, структур, поведенческих моделей и т.д.
Третья особенность -знание двух моделей (по Выготскому) протекания подросткового кризиса.
*Модель «независимость». Это вариант самоопределения «Я уже не ребенок». Это самый распространенный путь, который проявляется в упрямстве, негативизме, обесценивание взрослых, протестном бунте, ревностном отношении к своему пространству и вещам, выражающихся в жестких требованиях, предъявляемых окружающим. Например: не входить в комнату подростка без его согласия, не трогать его вещи, не пытаться говорить по душам-не лесть в его душу и т.д.;
*Модель «зависимость». Это вариант самоопределения «Я- ребенок и хочу оставаться им». Это менее распространённый путь, который проявляется в чрезмерном послушании и в крепкой зависимости от родителей, возвращении-регрессе к привычным интересам, поведенческим моделям и т.д.. Родителям нужно осознавать: в этом случае, кризис вернется, когда подростку станет 17-18 лет.
Скорректированная или сформированная родителями, с учетом представленных особенностей возможностей уникальную и максимально эффективную воспитательную стратегию, которая позволит родителям показать личным примером, как нужно помочь своему подростку преодолеть сложный период, не навредить ему в этот сложный и трудный кризис, и который, в будущем, вполне возможно, перенесет Ваш пример на своих детей и много раз поблагодарит Вас за это!
Статьи по теме.
Клиентская история Марии и Влада. Подростковый кризис дочки
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.