Утрата любимого человека всегда внезапна: вне зависимости от того, умер ли человек внезапно или в результате долгой болезни. Смерть любимого, близкого и родного человека-это всегда мощнейший шок, и моральный, и физический.
Клиентская история жизни. Клиентка Оксана. 54 года. Прожила в браке 30 лет. По словам Оксаны, жили хорошо, потому что муж очень любил её не- смотря на то, что он на протяжении всей семейной жизни злоупотреблял алкоголем (многократно лечился от алкоголизма), оскорблял её и много курил. У пары есть взрослая дочь, которая замужем за хорошим мужчиной и родила ребенка. Муж умер, когда Оксана была с подругой в церкви, более полтора года назад. Оксана сильно похудела из-за своих переживаний (хотя мечтала о такой фигуре долгое время). Оксану жалеют все окружающие (соседи, коллеги, родные друзья) из-за её тяжелого переживания смерти мужа и восхищаются её преданностью памяти умершего мужа.
Причина обращения. Оксана жаловалась на утрату интереса к жизни, на потерю смыла жизни, на апатичность, на депрессивное состояние, отсутствие аппетита, на состояние печали, плаксивость, которые не проходят уОксаны с момента смерти мужа. На первичном приеме Оксана много говорила о чувстве своей вины перед покойным (недоглядела, просмотрела, не обратила внимания), проклинала Бога и врачей, считая, что они виновны в смерти мужа. Оксана многократно проводила деформированные связи: мистический знак (сигнал) и последующее действие. По мнению Оксаны, эти сигналы посылалась ей сверху, и она их не заметила, не обратила внимания и др. Со слов Оксаны, она, чтобы чувствовать мужа, расставила по всей квартире его фотографии. С момента смерти мужа ежедневно к Оксане приезжает дочь с ребенком (новорожденным!) и мужем, чтобы утешить мать, прибрать в её квартире, приготовить покушать и покормить мать. Месяц назад дочь отказала матери в каждодневных утешениях при приездах к ней, объясняя это особенностями своей жизни и обязательствами перед своим маленьким ребенком, любимым мужем и занятостью, требующими внимания, заботы и времени. Упреки и обвинения Оксаны, адресованные дочери: дочь её не любит, не поддерживает; для дочери безразлична безутешно горюющая мать, потому что важнее ребенок и муж и др.)
Запрос. Заставить дочь вновь уважать чувства скорбящей матери, вновь регулярно приезжать к матери каждый день. Оксана уверена: мать — одна, а детей и мужей у дочери может быть много. Оксана считает, что окружающие обязательно думают: «Какая несчастная скорбящая мать, её предала и бросила родная дочь»
Предложено: психологическая психотерапия (15 сессий).
Первый, диагностический этап психотерапии.
1.Оксане были объяснены и раскрыты важные факторы:
*Длительность процесса горевания, на протяжении которого горюющему потребуется внешняя помощь, в том числе и родных людей.
*Основные причины «застревания» горюющего в процессе горевания.
*Наличие у горюющего собственных сил, ресурсов и возможностей для достойного выхода его из всех фаз периода горевания.
*Особенности адаптации скорбящего в новой жизни-жизни без любимого мужа.
2.Проведен анализ чувств, эмоций и ощущений Оксаны, её поступков, поведения и требований к окружающим, раскрывающий истинные цели и мотивы, роли, смыслы скорбящей триады «мысль-слово-действие» Оксаны, её (скорбящей) требований к дочери и к окружающим.
3.Сделаны выводы. Окружающие на первых и последующих фазах горевания активно жалели Оксану, относились к ней как тяжелобольному и беспомощному человеку, бессознательно формируя у Оксаны:
а) отказ от самостоятельности в преодолении всех фаз горевания и желание выключить себя из участия общественной жизни, при этом окружающие подчеркивали её слабость («ты не сможешь сама преодолеть горе») и демонстрировали ей собственную силу («я тебе помогу»);
б) ложные логические связи типа «страдаешь-худеешь» и др., погружали Оксану в бездонную пучину её скорби. Жалость понравилась самой Оксане, поэтому любой отказ в жалости она воспринимает как личную обиду и оскорбление её чувств, как жестокость и бессердечность;
в)роль «бесконечно скорбящей и горюющей жертвы», которой окружающие восхищаются;
г) стремление обесценивать прошлую жизнь Оксаны с мужем фразами типа: «все пройдет», «все будут хорошо», «надо жить дальше» и т.п., которые очень обижали и оскорбляли Оксану, потому что на тот момент ей казалось это невозможным в априори.
Именно благодаря жалости окружающих, Оксана зафиксировалась на долгое время в роли «безутешно страдающей жены», находящейся в «несчастном и беспомощном состоянии», которую она начала воспринимать как нормальную объективную реальность, это и помешало Оксане достойно пройти процесс горевания и адаптации к новой жизни без умершего.
Предложено. Оксане была предложена психологическая психотерапия, цель и результат которой не совпадали с её запросом, но были направлены на завершение процесса горевания и которые принесли бы несомненную пользу Оксане. Оксана обдумывала свое решение две недели и согласилась на психотерапию.
Второй, основной этап психотерапии. Этот этап начался со смены у Оксаны отношения к себе самой как к здоровой личности, попавшей в сложную жизненную ситуацию, вместо восприятия себя как тяжелобольного и беспомощного человека. Деформированное самовосприятие Оксаны было основано на вульгарно-бытовом представлении о скорби, процессе горевания и о себе в нем. Этими деструктивными установками Оксана стимулировала собственные страдания, необходимые ей для демонстрации окружающим себя в своем горевании.
У Оксаны были найдены и переформатированы смыслы деформированных установок, которые были сформированы за долгий период горевания, например:
*«длительная скорбь — это публичная демонстрация любви к умершему мужу», «что люди скажут обо мне, если перестану скорбеть», «все люди ожидают от меня длительного горевания по умершему мужу»;
*«горевание и длительная скорбь — это моя публичная демонстрация любви и верности к умершему мужу»;
*«радость, веселье и смех-это показатель того, что я забыла своего умершего мужа, значит, я смирилась с жизнью без него»;
*«забывание умершего мужа — это показатель предательства и измены ему» и т.д.
Эти и другие деформированные установки горевания вредили Оксане, став для неё огромным препятствием в принятии утраты мужа.Цепляние за скорбь о нем, бессознательное «любование» собой в «роли бесконечно скорбящей вдовы» выводили Оксану за временную норму длительности горевания, уводя её в депрессивное расстройство.
Затем разбивались и снимались все жалобы Оксаны. Например:
*Оксана жаловалась на свое плохое самочувствие после смерти мужа. Ей было предложено пройти полное медицинское обследование. Медицинское клиническое обследование позволило сделать заключение: Оксана физически здорова, у неё нет обострения хронических заболеваний (новообразований), нет каких -либо невротических расстройств (например, панических или депрессивных и иных расстройств).
*Оксана твердила, что не может жить без умершего мужа. Вопросы, заданные в логической последовательности, позволили Оксане придти к удивительному выводу и осознать формальность своих слов: муж умер более полтора года назад, а Оксана жива до сих пор, не предпринимала ни одной попытки суицида и не думает о своей реальной смерти. Оксане было предложено выбрать из семейного альбома смешные и веселые фотографии мужа. При рассматривании этих фото в кабинете психотерапевта Оксане было предложено вспомнить смешные и позитивные случаи, связанные с умершим мужем. Слезы и смех помогли Оксане испытать облегчение.
*Оксана жаловалась, что сильно похудела, и вся одежда стала слишком велика, ей нечего одеть. Логические рассуждения привели Оксану к выводу: она долгое время мечтала похудеть и делала все возможное для этого (диеты, спорт), но все было безрезультатно. Оксане было предложено кардинально измениться, например: сходить в салон красоты и изменить цвет волос, прическу и «примерить» новый макияж; посетить на целый день спа -салон, и расслабиться; сделать шопинг вместе со стилистом и серьезно обновить имидж и гардероб в целом; сделать профессиональную фотосессию.
Оксана сначала попыталась сопротивляться, пытаясь апеллировать ставшими деформированными установками типа «это предательство умершего мужа». Одним из средств убеждения Оксаны стал мотив радости умершего мужа удивительным преображениям во внешности любимой жены.
*Оксана винила в смерти умершего себя, Бога, окружение и др. Оксане задавались логические, провокационные и противоречивые вопросы, вызвавшие в ней сильные эмоции, которые проявлялись в крике, в истерике и в слезах. Такой выход эмоций позволил Оксане получить очередное облегчение, потому что она, наконец-то, публично освободилась от накопившего у неё внутреннего психоэмоционального напряжения. Это способствовало дальнейшему осознанию и принятию истинных причин смерти мужа, пересмотру себя на пути горевания и так далее. Например, Оксана винила Бога в смерти мужа из-за того, что в момент смерти мужа была с подругой в церкви. Оксане были заданы вопросы: «Почему Вы вините Бога?» Ответ Оксаны: «Потому что я была в церкви». «Ваш муж был абсолютно здоров и ничем не болел?» Ответ Оксаны: «Муж болел, у него было несколько хронических заболеваний, из-за которых он периодически на скорой попадал в больницу». «Кого бы Вы винили в смерти мужа, если бы он умер, например, на улице (или ночью дома в постели с Вами, или у дочери, или в магазине)?» и так далее. Ответа не последовало.
Беседа резюмировалась: болезни человека имеют накопительный характер, а не возникают внезапно и неожиданно. Они являются показателем небрежного отношения к себе самому, показателем ответственности человека за свое здоровье и жизнь.
Оксане было предложено найти логические ответы на ряд вопросов, типа: «Как её муж относился к своему здоровью?», «Почему Вы думаете, что Бог наказал Вас, забрав мужа?», «Почему не задумываетесь о собственных ошибках и не хотите исправить их?» и так далее.
Далее началась работа над выстраиванием новых отношений Оксаны с дочерью. Логические рассуждения позволили Оксане переформатировать деструктивные установки в отношении дочери и сменить деформированное отношение к ней. Для налаживания доброжелательных контактов с дочерью Оксане было предложено стать инициатором налаживания отношений с дочерью на качественно новом уровне, без обид и манипуляций. Например, Оксане было предложено:
*сменить содержание общения с дочерью: вместо разговора о собственной печали и себе в горе поговорить о внучке, о её зубках, о состоянии здоровья дочери, о помощи ей и др.
*менять место встреч, например, приглашать дочь и её мужа в ресторан или в кафе, приезжать к дочери и помогать ей с ребенком, приглашать в поездку на дачу и др.;
*рассматривать семейные фотографии и видео, вспоминая умершего мужа, теплые, добрые и смешные случаи, связанные с ним и др.;
*попросить дочь с зятем помочь создать клип в память об отце (муже и дедушке) и разместить его в Интернете и т. д.
Оксане так же было предложено вовлекаться в планы изменения реальной жизни и даже плакать при их выполнении, например, рассмотреть изменение домашнего интерьера, переклеить обои или сменить шторы, устроить генеральную уборку (перемыть окна и посуду, перетрясти вещи и т.д.). Мотив: сделать что-то, что могло бы понравиться умершему мужу, что-то сделать в последний раз для умершего мужа, собрать хорошие вещи мужа и подарить их нуждающимся или отнести в церковь.
Третий, заключительный этап. На этом этапе Оксане было предложено оценить собственное психоэмоциональное состояние (чувства, эмоции и ощущения), её установки, поведение и требования к окружающим, роль и триаду «мысль-слово-действие», её отношения с дочерью и с окружающими. Самоанализ позволил Оксане осознать: она завершила процесс горевания и вышла из него, она адаптировалась к себе и к своей жизни без мужа, она изменила отношения с дочерью, выведя их на иной, дружелюбный и качественно новый, уровень. Обращение Оксаны к психотерапевту не позволило ей навсегда погрузиться в бездну мрака горевания и мрачной скорби.
Статьи по теме:
Острое горе: как пережить смерть близкого человека
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.