Как показывает опыт эффективной психотерапии, кризис к жизни человека (нормативный, внутриличностный, межличностный, профессиональный), в противовес бытующему мнению , прежде всего:
*демонстрирует личности назревшие у неё противоречия и проблемы, требующих своего своевременного решения;
*предоставляет личности право и возможность измениться так, как хочется и свойственно именно ей самой;
*создает шанс создать новую внутреннюю гармонию и новую зону комфорта, адаптировавшись к динамически меняющимся внешним условиям жизни, «повзрослевшим» и изменившимся внутренним психологическим миром.
Кризисные явления личности можно сравнить со стаканом чистой, прохладной и свежей водой, предлагаемый жизнью, в жаркий палящий летний зной. Примет человек этот стакан или откажется от него, выпьет эту животворящую влагу или выплеснет её не попробовав, зависит от моральной конструкции, иерархии ценностей, смыслов и значения, которое человек придает различным жизненным явлениям (кризису), и которое определяет его стратегию нахождения, движения по кризисному периоду и решению кризисных вопросов, определяющих индивидуальную и персонализацию интенсивности кризисных явлений. Как пример.
«Стратегия сопротивления кризисным явлениям» формируется на основе возникшего у личности страхе новизны (страх неизвестности). Эта стратегия характеризуется деморализацией, смятением и моральной подавленностью, депрессивным состоянием, резкими перепадами настроения, неуверенностью в себе, глубоким внутренним переживаниям и сопротивлением.
Результатом этой стратегии становятся конфликтность личности, её глубинные переживания и неуверенность в себе, приводящие её к нервным срывам и прокрастинации, к формированию из кризисных явлений персональную ситуации длительного стресса. Для этих людей, предлагаемый жизнью «стакан со свежей и чистой водой» будет всегда наполовину пуст, чем полон.
«Стратегия инфантильности в кризисных явлениях» формируется на основе имеющейся у личности апатии или безразличия. Эта стратегия характеризуется равнодушием, покорностью и неудовлетворенность жизнью и другими людьми, превалированием негативных эмоций и реакций, отрицательная оценка всего происходящего, смутным беспокойством, вызванного динамикой кризисных явлений.
Результатом этой стратегии становятся усугубленее имеющиеся проблем и жалость к себе, недовольство жизнью. Для этих людей, предлагаемый жизнью «стакан со свежей и чистой водой» всегда остается невидим или отталкивается (какой стакан? какая вода? Зачем они мне? и др.)
«Стратегия динамичного саморазвития в кризисных явлениях» формируется на желании перемен и принятого твердого решения меняться. Эта стратегия характеризуется особой осознанностью, потребностью меняться и готовностью к переменам и объективным пониманием возможных трудностей и рисков, самомониторингом, самоанализом и самоконтролем собственного психоэмоционального состояния, мыслей и действий, позитивная рефлексия, преобладающим состояние спокойствия и внутреннего равновесия, ориентированность на происходящие и предстоящие изменения, концентрацию и мобилизацию в постановке и в достижении новых целей и задач, в принятии изменений и адаптация к новому и др.
Результатом этой стратегии становятся яркое проявление активной жизненной позиции, приобретение новых смыслов и коррекция мировоззрения, переформатирование деформированных установок, освоение новых поведенческих моделей и методов взаимодействия, насыщенно наполненная жизнь во всех её проявлениях (в том числе, в общении, в сексе, в профессии и др.), чувство удовлетворения от изменений, даже, если эти изменения не совпадают с ожидаемыми результатами, состояние счастья. Для этих людей, предлагаемый жизнью «стакан со свежей и чистой водой» всегда будет всегда наполовину или полностью наполненным. Эта стратегия отражает понимание важности диалектики кризисных явлений, выраженной в необходимости саморазвития, как постоянного движения личности к своему обновлению.
Каждый человек самостоятельно определяет свою стратегию нахождения, движения по кризисному периоду и решению кризисных вопросов.
Статьи по теме:
Эффективное саморазвитие: образ идеального «Я»
Эффективное саморазвитие: шаг второй — постановка цели.
Эффективное саморазвитие. Постановка цели.
Саморазвитие: диалектика и смыслы личностного кризиса
Эффективное саморазвитие: новый имидж (часть 4)
Психологическая готовность к саморазвитию
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.