Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Внутренние (психологические) личные границы человека (часть 1)

внешние физические границы
Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 09.11.2019

Каждый человек имеет собственные представления о себе, свои интересы, потребности, увлечения, желания, свое место, собственные вещи и многое другое, что, в совокупностипредставляет внутренний и внешний мир личности, и обозначает её персональное пространство (personal apace). Именно поэтому личность рассматривает свое персональное пространство как не неотъемлемую и важнейшую часть своего истинного «ЭГОЯ», а любую не санкционированную попытку войти в это пространство воспринимает как опасность и угрозу для своей личности, как покушение на его персональную частную собственность, принадлежащую только ей.

Персональное личное пространство есть у каждого человека, вне зависимости от его возраста, пола, вероисповедания, цвета кожи, образования, национальности и социального статуса.
Персональное личное пространство охраняется и защищается двумя видами личных границ: внутренними (психологическими) и внешними (физическими).

Основной функций этих личных границ является дипломатическое сохранение уникальногоперсонального «ЭГОЯ» личности.

Внутренние (психологические) личные границы человека, основаны на принципах «системы систем» и «динамического равновесия систем». По мнению теолога А. Богданова принципы системы и её динамического равновесия являются важнейшим и обязательным структурным элементом любой системы и любого живого организма, к которому относиться и человек. Человек представляет собой одновременно отдельную целостную систему (он состоит из множества систем: нервной, костной, кровеносной и иных) и отдельную единицу в общей системе (общности других людей) своей среды обитания. Равновесие личности, как системы, достигается засчет её сбалансированности с другими людьми (системами). Традиционно вектор развития личности и векторы развития других людей имеют различные направления, поэтому создается  конфликт, приводящий к «системным противоречиям»:  между стремлением личности (как системы) к равновесию и одновременным понижением её устойчивости. У личности с высоким уровнем организованности (как системы) гармонично  сочетаются все элементов системы, минимизирующие возникающие «системные противоречия». У личности с низким уровнем  организованности нет гармоничного сочетания всех элементов системы, поэтому возникающие системные противоречия ломают или деформируют действующую организационную связь внутри системы и приводят человека: либо к его преобразованию (новый виток развития системы), либо к его распаду (крушению системы).

Личные границы личности являются, одновременно, областью взаимодействия личности с внешним миром и демонстрацией личностью внешнему миру своего «ЭГОЯ»: уровня адаптационной гибкости, самоценности (самооценки) и самостоятельности Например.

1. Адаптационная гибкость личных границ позволяет им видоизменяться в зависимости от условий, контекста и окружения, например: они могут быть прочными твёрдыми для одних людей и абсолютно размытыми для других. Адаптационная гибкость личных границ позволяет личности эмоционально не миксироваться и смешиваться с окружающими.

2.Самоценность личности, выраженная в личных границах, демонстрирует:
а) Любовь личности к себе самой. Ценность и уважение личностью собственных взглядов, убеждений, желаний, интересов и мнения, позволяет ей всегда чувствовать, понимать и ощущать «собственный вес» и определять свое присутствие в этом мире.
б) Собственную самооценку. Например:
Адекватная самооценка проявляется в демонстрации окружающим:
*собственного ценностного, уважительного и любящего отношения к себе самому;
*своего мировоззрения (убеждений, мнения, установок и др.);
*персональных требований к отношению окружающих к себе;
*понимание уровней защиты личных границ и критериев допуска окружающих в них;
*уважение и признание личных границ других людей;
*сильных личностных качеств;
*сохранение и защита личных границ от несанкционированного вторжения;
*самодостаточности;
*уверенности в собственных возможностях и силах.
Низкая самооценка проявляется в демонстрации окружающим:
*неуверенности в себе, отражающей страхи, тревогу, волнения и опасения  за собственные границы и из сохранность;
*активной жалости к себе, как результат отсутствия любви к себе, выраженной в беспомощности, ожидания помощи извне и др.;
*подстраивания под мнение окружающих (отказ или отсутствие собственных убеждений, мнения, установок и др.);
*проблемы привязанности (созависимости, зависимости, навязчивости, поиск «авторитетов и учителей» и др);
*отсутствия понимания личных границ (своих и других людей), их уровней, методов защиты, активное нарушение личных  границ других людей и др;
*отсутствия какихлибо требований к окружающим и др.
Завышенная самооценка (комплекс неполноценности) проявляется в демонстрации окружающим:
*искаженного представление человека о собственных возможностях;
*уровня переоценивания собственных сил и значимости;
*агрессивного нарушения личных границ окружающих;
*преобладания негативных личных качеств (например, высокомерия, надменности, гордыни и др);  *построения отношений с окружающими на основе личной выгоды, «нужности и полезности»;    *отсутствия критического отношения к себе самому и др.
в) Персональные представления личности о себе (о своем физическом теле, о своих интеллектуальных и творческих способностях), выраженных в моделях поведения и методах взаимодействии с окружающими. Персональное представление личности о себе происходит на основе сравнения себяреального с собойидеальным (идеалы у каждого свои). Формирование персонализированного идеального «Яобраза» (отношение личности к себе на основе представлений о себе) всегда формируется родителями и значимыми людьми. Родители любят своих детей и всегда желают им самого хорошего. Однако, родители не Боги, и они допускают свои ошибки и промахи в воспитании ребенка, например: родители вкладывают в маленькую растущую личность собственные не реализованные мечты и планы, мировоззрение и установки, свои представления о мире, собственные модели поведения и методы взаимодействия с окружающим миром, закладывая и формируя у ребенка представления о себе и отношение к себе, о жизни и действиях в ней, о своих личных границ и методам их защиты. К сожалению, зачастую, родители и значимые люди, не задумываются о самом главном в воспитании растущей и формирующейся личностио передаче ребенку своих личных (взрослых) набор критериев:
*по оценивания уникальности, ценности и индивидуальности ребенка и с этих позиций всех действий ребенка;
*по  самооцениванию ребенком своего поведения и его методов взаимодействия с окружающими.

3. Самостоятельность личности, выраженная в личных границах, демонстрирует:
*умение вслух и твердо заявлять окружающим о своих требованиях к отношению к себе иметь отказывать, говоря  «нет» окружающим;
*ответственность за сохранение и защиту своих личных границ корректными, и тактичными методамипсихологической защиты;
*осознание четкости или размытости личных границ;
*постоянное саморазвитие, как условие укрепления и коррекции личных границ, и повышение их комфорта;
*свою отдельную автономию и свои персональные потребности, и деятельность по их удовлетворению.

Статьи по теме:

Внешние (физические) личные границы человека (часть 2)

Личные границы и ЭГО ребенка: как научить малыша говорить «Я»

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: