Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Детские психотравматические воспоминания. Работа с деформированными установками: техника «Трансформация смыслов»

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 14.08.2022

Детская психотравма, знакомое многим слово, наполненное у каждого человека  своим содержанием, особыми переживаниями и запоминающимися событиями.  Питер Левин назвал психотравму «панцирем», заковывавшим «душу и тело в замороженные слезы», и, как бы это не было парадоксально, являющимся «главный входом» к осознанию своей персональной проблемы, пробуждению её решить и обрести свободу.

Детские психотравматические воспоминания прочно оседают в эмоциональной памяти маленького ребенка. Они вытесняются психикой в его бессознательное-это важно для психологического и психического взросления малыша. У эмоциональной  памяти человека существуют две особенности, постоянно поддерживающие в актуальном состоянии психотравмические события и переживания далекого детства.
Первая особенность эмоциональной памяти: отсутствие временных рамок. Для эмоциональной памяти неважно время совершения психотравмирующей ситуации (30 лет назад или пять минут назад)-она остается в ней такой же яркой и болезненной, какой была на момент её совершения.
Вторая особенность эмоциональной памяти: легкость и многократность воспроизведение психотравмирующих событий и переживаний, связанных с ними. Именно поэтому человек при воспоминании психотравмирующих событий детства может многократно, вновь и вновь, с той же силой и глубиной переживать боль и страдания, пережитые ранее.

По мере роста ребенка, вытесненные в бессознательное детские психотравматические воспоминания, на уровне подсознания, формируют когнитивные искажения в восприятии и деформации в оценивании объективной реальности, закрепляясь на уровне сознания в виде деструктивного отношения к себе самому, пессимистическое мировоззрение в виде деформированных и депрессивных установок и убеждений.

Став взрослым, такой человек чувствует себя глубоко несчастным. Для такого человека характерны:
*утрата собственной личностной ценности и идентичности;
*психологическая незрелость, выражающаяся в жалости к себе и в нахождении в роли «несчастной жертвы детства», устойчивых обвинений в адрес родителей (родственников, окружения и др.) в своих взрослых несчастьях, в ожидании помощи извне, в отказе от самостоятельности и от ответственности и др.;
*психологические комплексы и проблемы, например, низкая самооценка, эмоциональная зависимость от мнения значимого человека или окружающих, бессознательные страхи (одиночества), проблема привязанности, эмоциональная зависимость от значимых людей и др.;
*неприятие себя и своего прошлого, отказ от себя и от своего прошлого;
*нахождение во власти негативного комплекса эмоций (гнева, ненависти, злости, обид, досады, страхов), создающего внутреннее психоэмоциональное напряжение;
*деструктивные и конфликтные отношения с окружением;
*пессимистический взгляд в прогнозах на себя и свое будущее;
*депрессивно- упадническое настроение и мировоззрение;
*преобладание деформированного мировоззрения: убеждений и установок;
*отсутсвие навыка создания зоны личного психологического комфорта и сохранности её;
*наличие адаптационных проблем в социуме, в следствии отсувия необходимого жизненного комплекса (стрессоустойчивости, смелости, ответственности, самостоятельности и др.) и внутренней мотивации.
Важно знать!
Детские психотравматические воспоминания — это не пожизненный приговор, это фактические события, произошедшие в реальной жизни человека в далёком детстве. События, которые, к счастью, возможно проработать быстро и эффективно современными методами психотерапии. Например. Благодаря методу психотерапии «Psychotherapy of children’s traumatic memories in adults» (Manchester, UK, L. Ageeva) возможна работа в детскими психотравмирующим воспоминаниями у взрослых людей сразу на трех уровнях:
*на уровне бессознательного: корректируются психотравмирующие воспоминания в эмоциональной памяти;
*на уровне подсознательного: трансформируется восприятие психотравмирующих событий детства и поведение человека в них;
*на уровне сознания:  переформатируются психотравмирующие события детства в позитивный сценарий взрослой жизни и изменению отношения человека к самому себе.

Результатом работы, по имеющейся статистике, являются устойчивые психотерапевтические эффекты и длительные позитивные результаты.  Например.

1.Достаточно быстрое высвобождение  человека из «панциря детских психотравматических воспоминаний», приобретение им долгожданной свободы и независимости от прошлого. На работу с каждым психотравмирующим воспоминанием уходит от одной до двух сессий.

2.Преображение самого человека  и обретение им веры в себя и новым жизненных смыслов,  которые позволяют ему самостоятельно:
*отпустить свое прошлое и изменить отношение к нему;
*восстановить, раскрывать и приумножать собственные силы и возможности;
*включать внутренние мотивационные и энергетические резервы и значительно увеличить их;
*формировать новые позитивные сценарии и роли;
*кардинально менять свою жизнь в лучшую сторону, выводя её на качественно-новый уровень.

Техника «Трансформация смыслов» (работа с деформированными установками). Это одна из техник метода психотерапии «Psychotherapy of children’s traumatic memories in adults».
Инструкция. Приготовить несколько листов формата А-4. Ручку, карандаш, маркеры. Нарисовать четыре таблицы.
Первая таблица «Деформации». В первую графу вспомните и запишите все деформированные установки, которые у Вас есть. Например. «Я никому не нужен» и другие.
Во вторую графу запишите смыслы деформированных установок. Например, «не нужен».
В третью графу запишите антонимы к словосочетанию «не нужна». Например, нужный, важный, ценный, драгоценный, успешный, удачный и др.
Вторая таблица «Замена смыслов». В первую графу выпишите заново перепишите все Ваши деформированные установки.
Во вторую графу запишите установки, заменив в них негативные смысловые слова на позитивные. Например. «я важен», «я нужен» на «я успешен», «я уникален», «я значим» и др.
Третья таблица «Коррекция привычного мышления и поведения». Эта таблица заполняется по формуле «думаю-говорю-поступаю».
В первую графу запишите созданные Вами новые установки.
Во вторую графу запишите мысли, которые будут соответствовать новым установкам и которыми Вам предстоит думать.
В третью графу запишите новую лексику, слова и фразы, которыми Вы будете пользоваться в общении с окружающими.
В четвертую графу запишите свои новые действия и поступки, которые Вы будете совершать, руководствуясь новыми установками.
Четвертая таблица «Риски и их профилактика». В первую графу запишите возможные риски, например, риск рецидива и др.
Во вторую графе запишите Ваши действия по выходу из риска.
В третью графу запишите те средства, которые помогут Вам профилактировать риски.

Помните! Даже детские психотравматические воспоминания могут стать стартом в Вашем психологическом взросления и саморазвитии.

Самопомощь в психотерапии патологических страхов. Переформатирование деструктивных установок. Прием «эмоциональный захват» (10 часть)

Самопомощь в психотерапии патологических страхов. Переформатирование деструктивных установок. Техника «смысловые замены» (12 часть)

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: