Цель этого шага: минимизировать основные различия в организации жизни ребенка между домом и детским садом.
Жизнь детей дома подчинена и включена в рамки существования семьи: её ритму и режиму жизни. В воспитании детей родители используют знаниями и представлениями, полученными ими от своих родителей-так называемый бессознательный перенос. Зачастую родители не задумываются ни о цели и задачах семейного воспитания, о системе воспитания, развития и обучения своего ребенка, о системе поощрения и наказания, о требованиях к поведению ребенка. Именно эти позиции разнятся с содержанием работы детских садов.
Жизнь детей в детском саду организована по действующему государственному стандарту (действующее законодательство, САНПиНы, Программы воспитания, развития и обучения в детском саду: «Детство», В. Васильевой, «Истоки», «Радуга « и др). Государственный стандарт -это обязательный государственный документ, разработанный командами специалистов (психологами, педагогами, педиатрами, диетологами и гигиенистами), с учетом особенностей возрастного и психического развития детей.
Выход ребенка из привычных семейных условий в детский сад- это адаптационный стресс, вызванный привыканием ребенка к новым, не привычным для него, условиям: новому, регламентированному режиму жизни, к новым требованиям к поведению и взаимодействию, к новому содержанию и режиму питания и т.д.
Родители, при желании, могут минимизировать адаптационные риски для своего малыша, сократив основные различия между условиями жизни ребенка в семье и условиями жизни ребенка в детским садом. Для этого стоит начать подготовку ребенка к детскому садику, как минимум, за полгода до поступления ребенка в детский сад. Родителям стоит сходить в детский, в который они планируют водить малыша, поговорить в руководителями образовательного учреждения, и узнать важнейшие аспекты новой жизни малыша: режим дня, расписание занятий, меню, режим и рацион питания, требования к поведению ребенка и его взаимодействия с окружающими, особенности социализации ребенка, применяем в саду систему адаптации ребенка и др. Полученная информация может стать основой семейной системы подготовки малыша и самих родителей к адаптационным рискам.
Внесение коррекции в систему семейной подготовки позволяет родителям увидеть возможные собственные ошибки, спрогнозировать появление рисков и принять профилактические меры по отношению к ним. Родители, при внедрении новшеств дома, смогут увидеть свои ошибки и возможные риски по двум направлениям.
Первое направление. Наблюдение за психоэмоциональными реакциями и поведением своего ребенка на вносимые родителями новшествами. В основном дети применяют протестное поведение, выражающиеся в слезах, в капризах и истериках-это попытка ребенка «вернуть все на круги своя».
Второе направление. Самонаблюдение за собственным психоэмоциональным состоянием и реакциями на протестное поведение ребенка при вносимым новшеств.
Первый риск. Смена режима дня малыша. Первопричина возникновения адаптационного риска- разница между режимом дня ребенка дома и режимом дня ребенка в детском саду.
Режим жизни детей в детском саду. Режим дня ребенка в детском саду учитывает учитывает психологические и физиологические особенности и нюансы развития детей, их возрастные потребности и возможности, и ориентирован на их удовлетворение и реализацию, в гармоничной и регламентированной смене всех видов детской деятельности. Например. Учитывая, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста -игра, все занятия в детском саду проходят только в игровой форме; дети много играет в различные игры (сюжетные, настольные, дидактические и др). Количество и длительность всех занятий регламентирована (причем, длительность занятия не может превышать допустимого времени: с детками 2 лет длительность занятий не могут составлять более 5-7 минут, в два-три годика не могут быть более 10-15 минут, в три-четыре годика не могут быть более 20-25 минут, в пять -шесть лет не могут быть более -25-30, в 6-7 лет не могут быть ). Определен уровень знаний, умений и навыков, которыми ребенок может овладеть (за квартал, за полугодие и за год) и т.д. Система воспитания, развития обучения ребенка в детском саду -это система гармоничного развития интеллектуальных, творческих, физических и коммуникативных способностей детей, раскрытие их возможностей и способностей. Домашний режим лоялен и свободен в своем проявлении, потому что в нем тесно и неразрывно переплетаются желания, интересы, увлечения и потребности семьи, матери и малыша. Ребенку, впервые пришедшему в детский сад, нужно привыкнуть и приспособиться к новому, регламентированному образу и режиму жизни, что согласитесь, после полной домашней свободы, вызывает у ребенка протест.
Рекомендации родителям по минимизации адаптационных рисков. Попробуйте начать регламентировать жизнь ребенка в соответствии с режимом дня в детском саду. Например, начните приучать ребенка в одно и тоже время:
*Укладываться спать вечером и просыпаться утром-это важнейший момент и для родителей и для ребенка. Это позволяет родителям на этапе подготовки, рассчитать свое время и время, потраченное на ребенка. Рассчитанное время позволит родителям значительно сократить сборы на работу и на спокойную подготовку малыша к выходу из дома (разбудить, помочь умыться и одеться). Обратить особе внимание на вечерний период. В период адаптации к детскому саду малышу потребуется больше внимания и ласки. Не путайте с жалостью. И, если родители хотят, чтобы их малыш легко и радостно вставал утром, его нужно укладывать спать не позднее 19:30 часов, чтобы малыш «выспал» свое время.
Ниже представлена таблица длительности сна малыша
Возраст малыша | Дневной сон | Длительность дневного сна | Ночной сон |
От 1 года до 1,5 лет | 2 раза | 1,5 – 2,5 часа | 9-10 часа |
От 1,5 до 2 лет | 1 раз | 2,5 — 3 часа | 10-11 часа |
От 2 до 3 лет | 1 раз | 2 – 2,5 часа | 10 — 11 часа |
От 3 до 4 лет | 1 раз | 1,5 — 2 часа | 10 – 10,5 часа |
От 4 до 5 лет | 1 раз | 1,5 — 2 часа | 9 – 9,5 часа |
Согласитесь, ребенку (впрочем, как и родителям) сложно и тяжело встать утром рано, если вечером поздно легли спать. Отсюда его слезы: «я хочу спать», « я не хочу идти в детский сад», «я не люблю детский сад» и другое. Так формируется негативное отношение ребенка и родителей к детскому саду. Ребенка нужно приучать в режиму дня-это один из эффективных способов воспитания дисциплинированности, настойчивости и отношения к себе, к своему здоровью. Именно поэтому так важно научить ребенка
*кушать четыре -пять раз в день: завтрак, обед, полдник и ужин;
*регулярно гулять два раза в день по полтора -два часа;
*к смене деятельности и игры, опора на игровую деятельность-это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста;
*заниматься деятельностью в определенный временной период, проведение занятий: рисовать -лепить, или петь-танцевать, или читать-рассматривать книжку и так далее;
*к длительности занятий (от пяти минут в раннем возрасте и дольше по мере взросления ребенка пять минут) -это позволит сформировать у ребенка усидчивость и т.д.
Второй риск. Смена меню, рацион и режим питания малыша. Первопричина возникновения риска- разница между меню, рационом и режимом питания ребенка дома и в детском саду.
Меню, рацион и режим питания детей в детском саду. Меню, рацион и режим питания детского сада разрабатывается и составляется высокопрофессиональными специалистами в области медицины, диетологии и др. Меню, рацион и режим питания детей в детском саду сбалансированы в соответствии возрастом ребенка, с учетом его физиологических особенностей и потребностей: каждый продукт рассчитан по калориям, необходимым для гармоничного роста и развития ребенка; каждая порция для ребенка выверена выверены до грамма; по времени приема пищи; по весу (порции) и т.д., необходимых малышу для гармоничного развития, роста и рассчитан на поддержание полноценной жизненной активности ребенка в течении дня. Домашнее же меню, рацион и режим питания ребенка свободны в своем проявлении, потому что в нем тесно переплетаются пищевые предпочтения, желания и потребности семьи, матери и малыша. Ребенку, пришедшему впервые в детских сад нужно приспособиться к новым для него продуктам, блюдам и к порциям.
Рекомендации родителям по минимизации адаптационных рисков. Попробуйте водить новшества в пищевой режим и в пищевое поведение ребенка. Например, начните , в одно и тоже время, приучать ребенка:
*к приему пищи: завтрак, обед, полдник и ужин;
*к дозированным порциям;
*к новому меню;
*к новым продуктам.
Третий риск. Смена требований к культуре поведения и к культуре общения ребенка. Первопричина возникновения риска- разница между требованиями родителей к поведению и общения ребенка и требованиями к поведению и общению ребенка в детском саду. Разницу в требованиях к поведению и общению ребенка определяют цели и задачи воспитания, используемая система воспитания (в случае родителей-это их представления, и наличие собственного опыта), система поощрения и наказания и др. воспитания, развития и обучения ребенка, и детского сада. Система требований к поведению и общению ребенка в детском саду разработана коллективами высокопрофессиональных специалистов в области детской психологии, педагогики и др., и отражена в концепциях образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений в виде целей и задач (основаны на общечеловеческих ценностях), системы воспитания, развития и обучения ребенка, в системах поощрения и наказания, учитывающих особенности развития психоэмоциональных и психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения и др), возрастные особенности детей (их возможности, способности, мотивацию, интересы и потребности) и ориентирована на их удовлетворение и реализацию, в гармоничной и регламентированной смене основных видов детской жизнедеятельности, и основаны на общее. Это важнейший аспект формирования личных и морально-нравственных качеств малыша и его социализации во внешнем мире. Родительская (семейная, домашняя) система воспитания, развития и обучения ребенка -это зеркальная демонстрация имеющихся в семье взаимоотношений, мировоззрения, установок, морально-нравственных ценностей всех членов семьи. Ребенку, впервые пришедшему в детский сад, нужно приспособиться к новым требования к нему: быть вежливым и корректным, быть самостоятельным и аккуратным, быть доброжелательным и т.д
Рекомендации родителям по минимизации адаптационных рисков. Попробуйте водить новшества в семейные системы расписания ребенка. Например:
*Проанализируйте и скорректируйте (при необходимости) родительские требования к собственному ребенку.
*Начните предъявлять новые требования к культуре поведения и культуре общения ребенку как дома, так и в публичных местах (в идеале, если эти требования едины), к культуре еды, к культурно-гигиеническим нормам и др.
Четвертый риск. Социализация: смена общения ребенка и расширение круга взаимодействия ребенка. Первопричина возникновения риска- разница между родительским кругом общения и взаимодействия ребенка, и кругом общения и взаимодействия ребенка, с которым ему предстоит столкнуться в детском саду.
Социализация: общение и круг взаимодействия ребенка. Системы воспитания, развития и обучения ребенка в детском саду разрабатываются коллективами высокопрофессиональных специалистов в области детской психологии, педагогики, медицины и др. Вся система дошкольного воспитания, развития и обучения в государственных образовательных учреждениях учитывает и ориентирована:
*на особенности развития психических и психологических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения детей;
*на возрастные особенности детей: их возможности, способности, мотивацию, интересы и потребности;
*на реализацию гармоничной и регламентированной смены основных видов детской жизнедеятельности детей: игровой, интеллектуальной, творческой и двигательной.
Система воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду -это система гармоничного развития его личности и его способностей в разнообразных сферах: интеллектуальной, творческой, физической, социальной и коммуникативной способностей детей, раскрытие его задатков, возможностей и способностей, формирования личных и морально-нравственных качеств. Семейная (родительская) система воспитания, развития и обучения ребенка, как в зеркале, всегда отражает имеющиеся у родителей мировоззрение, установок и морально-нравственные ценности всех членов семьи.
Основными критериями анализа адаптации ребенка к детскому саду, позволяющему ему приспособиться к новым требования к нему-это умение обращаться и взаимодействовать с окружающими (взрослыми и детьми) доброжелательность, вежливость и корректность, навыки самостоятельности и аккуратности и т.д. Задел этому у ребенка происходит в родительской семье
Рекомендации родителям по минимизации адаптационных рисков. Попробуйте:
*начать расширять круг общения и взаимодействия ребенка, выходя в публичные места на прогулку, например, по предварительной договоренности с руководством детского сад, приводите ребенка погулять на участок группы, которую будет посещать ребенок: Вы и воспитатель сможете помочь малышу познакомиться с детками группы, начать самому устанавливать с ними первые контакты, встретить первых друзей-приятелей, которые с удовольствием примут малыша в свои игры и поддержат его в детском саду на первом этапе адаптации;
*поощряйте доброжелательное общение ребенка с родными, с другими детьми и людьми и т.д.;
*обучать ребенка культуре поведения и культуре взаимоотношения, культуре еды, культурно-гигиеническим навыкам и др.;
*скорректировать (при необходимости) требования к поведению малыша дома и в публичных местах (в идеале, если эти требования едины), к взаимодействию малыша с окружающими (взрослыми и детьми) и др.
Продолжение следует….
Статьи по теме:
Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков у ребенка (шаг 1)
Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков у ребенка (шаг 1)
Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков (шаг 4)
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.