Заблаговременная подготовка и приучение малыша к посещению детскому садику-это третий шаг по снижению адаптационных рисков.
Цель этого шага: минимизировать основные различия в организации жизни ребенка между домом и детским садом.
Жизнь ребенка дома включена в рамки существования семьи:
*семейному укладу, ритму и режиму жизни взрослых членов семьи;
*родительским представлениям о цели и задачах воспитания, о системе воспитания, развития и обучения ребенка, о системе его поощрения и наказания;
*родительским требованиям к поведению ребенка и так далее.
Жизнь детей в детском саду организована по действующему государственному стандарту (действующее законодательство, санитарные правила (САНПиНы), Программы воспитания, развития и обучения в детском саду: «Детство», «Программа воспитания» В. Васильева, «Истоки», «Радуга», Детский сад-дом радости» и др). Государственный стандарт -это обязательный государственный документ, разработанный командами специалистов (психологами, педагогами, педиатрами, диетологами и гигиенистами), с учетом особенностей возрастного и психического развития детей.
Выход ребенка из привычных семейных условий в детский сад- это мощный адаптационный стресс, который будет испытывать малыш. Адаптационный стресс вызывается выходом ребенка из привычной зоны комфорта и входом его в новые условия, кардинально отличающихся от семейных: привыкание к незнакомым людям, к новому, регламентированному режиму дня, к новым требованиям к поведению и взаимодействию, к новому режиму и рациону питания и т.д.
Одним из средств минимизации адаптационного стресса малыша является сокращение основных различий между условиями жизни ребенка в семье и условиями жизни ребенка в детском саду. Для этого родителям стоит сходить в детский сад, в который они планируют водить малыша, поговорить в руководителями образовательного учреждения, чтобы узнать важнейшие аспекты новой жизни малыша: режим дня, расписание занятий, меню, режим и рацион питания, требования к поведению ребенка и к его взаимодействию с окружающими, особенности социализации ребенка, помощь, оказываемую сотрудниками жесткого сада в период адаптации малыша. Информация о жизни детского сада, родители смогут положить в основу семейной подготовки малыша (и самих родителей) к адаптационным рискам. Семейную подготовку малыша к поступлению в детский сад стоит начать за 5-6 месяцев до приема в группу.
Родителям стоит вносить запланированные поэтапные изменения в привычную жизнь ребенка дома. При этом родителям стоит помнить о двух взаимосвязанных позициях:
*у ребенка уже сформированы достаточно устойчивые состояния личного комфорта и безопасности, привычки и предпочтения (пищевые, режимные и др.), сформированные родителями ранее, от которых ребенок не собирался и не собирается отказываться «без боя»;
*именно поэтому родителям нужно просто, доступно и понятно объяснить ребенку причину, по которой нужно менять привычное для ребенка на новое.
Родителям предстоит внимательно наблюдать за эмоциями и поведением ребенка при внесении новшеств и за своими возникшими чувствами. Например. Ребенок на внесенное новшество в его жизнь дома, показал протестное поведение: слезы, капризы, истерики, обиды и наивные манипуляционные попытки «вернуть всё на круги своя». Родителям, в том случае, стоит обратить внимание на себя, на возникшие у себя эмоции и чувства, ощущения и желания, реакции на протестное поведение ребенка. Именно над этими своими реакциями и психоэмоциональными состояния родителям стоит поработать.
Рекомендации для родителей по основным адаптационным рискам, связанных с новой организацией жизни малыша в условиях детского сада.
Первый адаптационный риск. Смена режима дня малыша. Первопричина возникновения адаптационного риска- разница между режимом дня ребенка дома и режимом дня ребенка в детском саду.
Домашний режим дня ребенка лоялен и свободен в своем проявлении, потому что в нем тесно переплетаются желания, интересы, увлечения и потребности малыша, матери и других членов семьи.
Режим жизни детей в детском саду. Режим дня ребенка в детском саду учитывает психологические и физиологические особенности и нюансы развития детей, их возрастные потребности и возможности. Режим дня ориентирован на удовлетворение нормативно-возрастных потребностей ребенка в гармоничной и регламентированной смене всех видов детской деятельности. Например. Учитывая, что ведущий вид деятельности детей младшего и дошкольного возраста -игра, все занятия в детском саду проходят только в игровой форме. Игра окружает деятельность детей в свободное время и на занятиях-дети много играют в различные игры: сюжетные, настольные, дидактические и др.
Рекомендации родителям по минимизации адаптационных рисков.
Первый адаптационный риск. Перестройка режима дня ребенка. Перестраивать полную свободы домашнюю жизнь ребенка на соотвествие с регламентированным режим (как в детском саду), родителям стоит начинать с коррекции времени режима с ориентацией на детский сад. Например.
1.Приучайте ребенка в одно и тоже время укладываться спать на дневной и ночной сон и вставать в одно и тоже время.
Дома, зачастую режим сна и бодрствования ребенка зависит от режима сна и бодрствования его родителей. Длительность время засыпания и сна регулируется мамой.
В детском саду длительность сна зависит от возраста ребенка и регулируется воспитателем по времени.
Рекомендации. Нормализуйте режима сна и бодрствования малыша, приучив его засыпать и вставать в одно и тоже время. Это позволит родителям знать время спокойного засыпания и радостного подъёма выспавшегося малыша, и в соотвествии с ним согласовать свой подьем и свой неторопливый сбор на работу и ласковое будение ребенка и не спешное его одевание в жесткий садик.
Помните. Ребенку достаточно сложно и тяжело встать утром рано, если он вечером лег спать поздно вечером. Отсюда, утренние слезы при пробуждении («нужно идти в детский сад») и ответ «я хочу спать». И как следствие, у ребенка формируется негативное отношение к детскому саду (« я не хочу идти в детский сад», «я не люблю детский сад» и др.), На таблице ниже представлен режим сна детей раннего и дошкольного возраста.
Возраст малыша | Дневной сон | Длительность дневного сна | Ночной сон |
1 — 1,5 г | 2 раза | 1,5 – 2,5 ч | 9-10 ч |
1,5 -2 г | 1 раз | 2,5 — 3 ч | 10-11 ч |
2 — 3 г | 1 раз | 2 – 2,5 ч | 10 — 11 ч |
3 — 4 г | 1 раз | 1,5 — 2 ч | 10 – 10,5 ч |
4 -5 г | 1 раз | 1,5 — 2 ч | 9 – 9,5 ч |
Это позволит родителям сформировать у ребенка режим дня, который наиболее близок к биологическому, укрепить нервную систему ребенка и ее процессы.
2. Прогулки. Дома прогулки проводятся исходя из состояния или настроения мамы. Прогулки могут быть, а могут и не быть-все зависит от мамы.
В детском саду прогулки проводятся согласно режиму дня детей. Все прогулки чередуют активную и познавательную деяться: бег, подвижные игры и наблюдения за природой. В ненастье дети гуляют под навесом беседок.
Рекомендации. Приучайте ребенка гулять два раза в день (утром и вечером) в любую погоду. Постарайтесь, чтобы игры на прогулке были активными (бег за листочком, прыжки за снежинкой и др)-это позволит ребенку высвобождать естественную энергию, которая присуща всем детям. Не одевайте ребенка теплоизоляциях неуклюже-это плохо отразиться на его терморегуляции. Ребенок на прогулке должен чувствовать себя свободно и легко. Он будет двигаться, ему станет жарко и он начнет потеть. В легкой одежде терморегуляция малыша работает без сбоев. Одежда должна «дышать» и она не должна мешать малышу двигаться, бегать, и скакать. Не стоит забывать и познавательную функцию прогулки: обращайте внимание малыша на погоду, на природные явления и изменения в природе.
Это позволит родителям заложить в ребенке зачатки познавательного интереса к природе и любовь к активным видам спорта.
3. Занятия. Дома проведение регулярных занятий, как правило, не возможно. Мама занимается ребенком урывками, свободное время от ведения бытовых дел.
В детском саду проведение разнообразных занятий носит чередующий, системный и последовательный характер, согласно реализуемой жестким садом программой. Учебные занятия чередуются с активной деятельностью. Количество и длительность занятий регламентированы, например:
*в 1.5-2 года длительность занятий составляет не более 5 -7 минут: два занятия (одно утром, второе вечером);
*в 2-3 года длительность занятий составляет не более 10-15 минут: три занятия (одно утром, одно вечером);
*в 3-4 года длительность занятий составляет не более 20-25 минут: ;
*в 5-6 лет длительность занятий составляет не более 25-30;
*в 6-7 лет длительность занятий составляет не более 30-35 минут.
Государством определены уровни знаний и представлений, умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть (за квартал, за полугодие и за год) и т.д. Государственная система воспитания, развития обучения ребенка в детском саду -это система гармоничного развития интеллектуальных, творческих, физических и коммуникативных способностей детей, раскрытие их возможностей и способностей.
Рекомендации родителям по минимизации адаптационного риска. Приучайте ребенка заниматься два раза в день (утром и вечером). Вместе с ребенком: рисуйте, лепите и аппликатируйте, пойте и танцуйте, читайте книжки и рассматривайте иллюстрации в них, смотрите старые советские мультики, беседуйте по из содержанию с моральной оценкой поступков их героев (хорошо-плохо).
Не превышайте длительность домашних занятий 5-7 минут. Все занятия проводите в игровой форме (мы с тобой как птички, как медвежата, как лисички или зайчишки и др) и т.д. Ребенку, впервые пришедшему в детский сад, нужно привыкнуть и приспособиться к новому, регламентированному образу и режиму жизни, что согласитесь, после полной домашней свободы, вызывает у ребенка активный протест.
Это позволит Вам сформировать у ребенка усидчивость, внимание и интерес к чтению, рисованию, танцам и другому, творческие задатки малыша через творческие занятия.
Второй адаптационный риск. Смена меню, рациона и режима питания малыша.
Домашнее меню кардинально отличается от меню жесткого сада. Домашнее меню, рацион и режим питания ребенка свободны в своем проявлении, потому что в нем тесно переплетаются пищевые предпочтения, желания и потребности семьи, матери и малыша. Дома мама готовит то, что любят есть все члены семьи. Ни кто из семьи не следит за калориями, объемом и количеством съеденной пищи ребенком, его перекусами в течении всего дня и так далее.
Меню, рацион и режим питания детей в детском саду разрабатывается и составляется на осиное рекомендаций, разработанных учеными в области педиатрии, медицины, диетологии и др. Меню, рацион и режим питания детей в детском саду сбалансированы в соответствии возрастом ребенка, с учетом его физиологических особенностей и потребностей, необходимых малышу для гармоничного развития, роста и рассчитаны на поддержание полноценной жизненной активности ребенка в течении дня. Так
*каждый продукт рассчитан по калориям, необходимым для гармоничного роста и развития ребенка;
*каждая порция для ребенка выверена выверены до грамма;
*прием пищи происходит строго по определённому времени;
*порции определяют по объему и весу и т.д.
Ребенку, пришедшему впервые в детских сад нужно приспособиться к новым для него продуктам, блюдам и к порциям.
Рекомендации родителям по минимизации адаптационного риска. Попробуйте водить постепенно новшества в пищевой режим и в пищевое поведение ребенка. Например.
*Начните питаться в одно и тоже время: 9 утра, 12 дня, в 4 дня и в 6 вечера.
*Вводите четырех или пяти разовый режим питания (завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин).
*Вводите в семейное меню блюда, которые ребенку придется есть в детском саду. Обязательно обсуждаете его при ребенке: из каких продуктов сделано блюдо, какое оно вкусно и какой у него прекрасный запах, как красиво приготовлено и подано на стол, как его есть, как оно полезно для здоровья («сразу чувствуете силы и здоровье») и так далее. Дозируйте прием всех блюд. Помните, желудок ребенка очень маленький, не стоит его растягивать перекормом. Возрастные дозы приема пищи, согласно возраста ребенка, можно узнать в детском саду или на просторах Интернета.
Это позволит Вам сформировать у ребенка первые умения правильного питания, привыкнуть к новому режиму приема пищи, к дозированным порциям, к новым блюдам, которые ему придется есть в детском саду. Ваш ребенок не будет отказываться от незнакомых ему блюд и точно не останется голодным.
Третий риск. Смена требований к культуре поведения и к культуре взаимодействия ребенка в новой социальной среде.
Домашние требования родителей к поведению ребенка и взаимодействию его с окружающими исходит из родительской культуры поведения и имеющихся у них психологических проблем (например, страхами, завистью от мнения окружающих и др). Родительские требования зачастую имеют двойной стандарт: общение дома родители между собой и с ребенком происходит иначе, чем в публичном пространстве, к поведению ребенка с временными небольшими детскими группами и так далее. Родительская система требований к поведению ребенка зеркально отражает имеющихся в семье реальные взаимоотношения и господствующее мировоззрение, установки, морально-нравственные ценности, присущие именно этой семье.
Требованиями к поведению и взаимодействию ребенка в детском саду определяют цели и задачи воспитания культурного кода, залодженная в реализуемой в дестком саду программы дошкольного воспитания, развития и обучения ребенка, и правилами детского сада, заложенными в его документах (Уставе ДОУ, в Договоре с родителями и др.).
Система требований к поведению и взаимодействия ребенка в детском саду разработана коллективами профессионалами в области детской психологии, педагогики. Она основана на общечеловеческих, моральных и национальных ценностях и отражена в концепциях образовательных программ для ДОУ в виде целей и задач воспитания у детей культурного гуманистического кода, основанного на общечеловеческих ценностях и учитывающей особенности развития психоэмоциональных и психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения и др), возрастных особенностей детей (их возможности, способности, мотивация, интересы и потребности).
Рекомендации родителям по минимизации адаптационного риска. Попробуйте водить новизну в требования к поведению ребенка и его взаимодействию с окружающими. Например:
*проанализируйте и скорректируйте (при необходимости) собственные родительские требования к ребенку дома и вне его;
*начните предъявлять к ребенку новые единые требования к культуре поведения и культуре его взаимодействия как дома, так и в публичных местах.
Это позволит соотнести домашнюю и детсадовскую систему требований к поведению ребенку и скорректировать семейные, что позволит ребенку проявлять к окружающим вежливость и доброжелательность.
Четвертый риск. Социализация: смена общения ребенка и расширение круга взаимодействия ребенка.
Социализация ребенка у условиях дома происходит с ограниченным количеством детей или временным детских групп (посещение групп раннего развития детей) и так далее.
Социализация ребенка в детском саду. Система социализация ребенка в детском саду предполагает присвоение ими существующих правил поведения, моральных-нравственных норм и ценностей, моделей поведения и методов взаимодействия с окружающими, развитие у детей коммуникативных способностей, бесконфликтное умение играть с другими детьми, проявлять элементы культуры поведения и культуры общения, доброжелательность и миролюбие, участвовать в различных видах детской деятельности и др.
Рекомендации родителям по минимизации адаптационных рисков. Попробуйте:
*начните расширять круг общения и взаимодействия ребенка, выходя в публичные места на прогулку, например, по предварительной договоренности с руководством детского сад, приводите ребенка погулять на участок группы, которую будет посещать ребенок: Вы и воспитатель сможете помочь малышу познакомиться с детками группы, начать самому устанавливать с ними первые контакты, встретить первых друзей-приятелей, которые с удовольствием примут малыша в свои игры и поддержат его в детском саду на первом этапе адаптации;
*поощряйте проявления ребенком культуры поведения, вежливости и доброжелательности в общении с родными, с другими детьми и с окружающими людьми и т.д.;
*обучате ребенка культуре поведения и культуре взаимоотношения и др, на примере советских мудьтиков:
*формировать способность обращаться с просьбой к взрослым, выражать свои просьбы;
*скорректируйте собственные модели поведения и методы взаимодействия как дома так вне его, помятая о том, что Вы являетесь для своего ребенка идеальным примером поведения и методов взаимодействия, пример, который он впитывает с рождения и, который будет транслировать везде и всем. .
Это позволит расширить круг общения и взаимодействия ребенка, расширить его коммуникативные модели и так далее.
Статьи по теме:
Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков у ребенка (шаг 1)
Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков у ребенка (шаг 1)
Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков (шаг 3)
Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков (шаг 4)
Продолжение следует….
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.