Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Идеальность: идеальные образы и реальность

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 12.01.2021

Идеальность в современном мире стало разменной монетой оценивания успешности личности. Многие наши современники либо страстно мечтают стать идеальным во всем («Я-идеальный»), либо не менее страстно желают встретить идеального партнера или хотят создать вокруг себя идеальное окружение  («Ты-идеальный»). Эти желания  проявляются в запросах при обращении за профессиональной помощью: «Я хочу стать идеальной женой», «Я хочу встретить идеальную женщину (идеального мужчину)», «Я хочу стать идеальной матерью (идеальным отцом)» или «Я хочу быть идеальным ребенком», «Я хочу стать идеальным руководителем» или «Я хочу стать идеальным человеком» и т.д.

Идеальность, опираясь  её сущность, -это категория недостижимая, относительная и абстрактная. Недостижимость идеальности определена тремя факторами:

*отсутствием единых представлений и пониманий об эталонности и стандартов во времени (эпоха) и в пространстве (разные страны);

*наличием мощнейшего влияния на идеальность и её стандарты уникального народного кода, выраженного в культурно-национальных традициях и  религиозных требованиях;

*невозможностью личности абсолютно полно и точно соответствовать идеальности, например, предлагаемым ею образам, целям, нормам и др.

Идеальность, по своей сути, имеет дуальный характер: одной стороны — это общемировое уникальное ценностное явление, с другой стороны-это персональное повседневное событие. Множество психологов или тренеров-менторов по личностному росту предлагают людям стать идеальными сразу, здесь и сейчас. Однако, попытки «гуру» объединить дуальность идеальности в одну,  в виде цели и мотива деятельности саморазвития, традиционно заканчивается крахом. Причина краха проста. Обещающие психологи или тренеры-менторы, не учитывают  ни врожденную и приобретенную уникальность каждого человека   (и внешнюю и психологическую) и ни имеющиеся у него  персональные представления об идеальности и систему её измерения, по которым человек либо измеряет себя, либо измеряет других людей («равняет по себе»).

Идеальность может быть применена человеком только по отношению к себе, и ни к кому более. Человеку, стремящегося стать идеальным во всем и для всех, важно не перейти ту тонкую грань, которая отделяет норму от патологии (невротического расстройства, например, перфекционизма).

Существует три психологические аксиомы, которые напрямую относятся к пониманию  «идеальности» человека.

Первая аксиома. Идеальных людей нет в априори. Идеальность предполагает отсутствия в деятельности и жизни человека каких-либо ошибок: «идеальный человек никогда и ни в чем не ошибается», он все делает исключительно идеально. Кажды человек имеет право на ошибку. Ошибки (случайные, систематические, невольные заблуждения и иное), совершаемые человеком в своей повседневной жизни являются одним из основных путей приобретения им необходимого и важного жизненного опыта («и опыт, друг ошибок трудных» А. Пушкин) и жизненной мудрости. Совершение ошибок  на протяжение всего жизненного пути человека— это норма, которая никогда не позволит человеку стать или быть «идеальным».

Вторая аксиома. Идеальным насильно не стать. Идеальность требует внесение изменений в личности: внешних или внутренних. Для этих изменений нужна сформированная осознанная психологическая готовность  к принятию принятию твердого решения меняться и вносить структурные изменения в персональное  внутреннее или внешнее «Я». Психологическая готовность к изменениям -это выражение персонального желания человека  меняться и демонстрация им осознанности желаемых изменений. Психологическая готовность к изменениям формируется на основе осознания человеком своих проблем и  достаточно длительное время. Принятие реального решения меняться-это уже результат сформированной психологической готовности.  Психологическая готовность является мощным мотивом в процессе предстоящих изменений. Если у человека нет психологической готовности к изменениям -это говорит только об одном: в априори, не возможно изменить человека без наличия у него психологической готовности к изменениям. Человек может дать формальное согласие на изменения извне и будет пассивным манекеном, на котором другой человек производит свои эксперименты по внесению своих стандартов «идеальности», но они оканчивается громким провалом. Это по факту.

Как показывает практика психотерапии, вступая во взаимодействие с «идеальным» или «не идеальным» партнером, человеком начинает его менять (или корректировать) под свои персональные стандарты идеальности. «Идеальный»/«не идеальный» партнер, традиционно не бывает психологически готов к внешнему воздействию, поэтому в нем включаются мощные внутренние защитные механизмы сопротивления. Печальным следствием внешнего вмешательства в чужую личность, является возникновение чувства глубокого разочарования в партнере и распад партнёрства (отношений, брака и др.).  Ярким примером является стандартная ситуация в молодых парах. Попытки женщин изменить мужчину под свой стандарт «идеальности», например, «мотивировать» (манипуляция с целью заставить) его зарабатывать больше, или подняться по карьерной лестнице и др., обычно оборачивается активным сопротивлением мужчины или крахом отношений. Попытки мужчин изменить женщину под свой стандарт «идеальности», традиционно не встречают активного сопротивления женщины, но отношения все равно заканчивается крахом. Все попытки мужчины создать «свою идеальную Галатею» и все попытки женщины «стать женой богатого мужа и др», увы,  заканчивается фиаско. Причина фиаско проста: проявление реального, истинного Я.  Не идеальные, нормальные люди — это норма человеческой жизни и отношений. Легко  считать  «идеальным» человека, который красив, статусен, молод, здоров, богат и щедр. Этого идеального человека легко принимать и любить. Сложнее считать «идеальным» человека «не идеального»-обычного, молодого человека, чья внешность, статус и «кошелек» не соответствует господствующим стандартам внутренней и внешней «идеальности».  Этого простого,  «не идеального», обычного человека принять и полюбить сложнее.

Насильственная идеализация человека без его истинного решения носит сугубо персонализированный характер; принятие человека на основе статуса «идеальный»/ «не идеальный»-это не норма, а проявление внутренних деформаций, выраженных в стремлении изменить партнера под свои стандарты идеальности; внешнее вмешательство в уникальность человека-в его истинное Я, не рекомендовано.

Третья аксиома. Идеальность -это саморазвитие. Идеальность может стать генеральной (высшей) целью саморазвития. В этом случае, человек сам определяет для образец личной идеальности (имиджи и образы, личные качества, способности и т.д.). Для кого -то идеальность основана морально-нравственных, этических и гуманистических принципах. Для кого -то идеальность основана на прагматичных, товарно-денежных принципах. Стремление человека к персональной идеальности в процессе саморазвитии относится к норме в случае, если человек трансформировал свою относительную «идеальность» в реальную «не идеальность», ранжировав её в виде практических задач-это позволяет делать запланированную «идеальность» реалистичной и достаточно достижимой, на сколько это возможно. . Следовательно, идеальность может служить мотивацией к саморазвитию, становясь его ведущей целью. Как пример. Клиент Ник. 32 года.  Общая схема его плана саморазвития для достижения уникальной идеальности.

 

 

 

 

 

Идеальность в саморазвитии личности освящена в этих статьях:

Эффективное саморазвитие: образ идеального «Я»

Саморазвитие: диалектика и смыслы личностного кризиса 

Эффективное саморазвития: принятие решения

Эффективное саморазвитие. Постановка цели.

Эффективное саморазвитие: шаг второй — постановка цели.

Психологические механизмы саморазвития

Стратегии саморазвития личности

Эффективное саморазвитие: новый имидж (часть 4)

Идеальный партнер: портрет

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: