Многие наши современники или страстно мечтают стать идеальным во всем («Я-идеальный»), или не менее страстно желают встретить идеального партнера, или хотят создать вокруг себя идеальное окружение («Ты-идеальный»). Эти желания проявляются в запросах при обращении за профессиональной помощью: «Я хочу стать идеальной женой», «Я хочу встретить идеальную женщину (идеального мужчину)», «Я хочу стать идеальной матерью (идеальным отцом)» или «Я хочу быть идеальным ребенком», «Я хочу стать идеальным руководителем» или «Я хочу стать идеальным человеком» и т.д.
Недостижимость идеальности определена тремя факторами:
*отсутствием единых социальных представлений и пониманий об идеальности, эталонности и стандартов во времени (эпоха) и в пространстве (разные страны);
*наличием мощнейшего влияния на идеальность и её стандарты уникального народного кода, выраженного в культурно-национальных традициях и религиозных требованиях;
*невозможностью личности абсолютно полно и точно соответствовать идеальности, например, предлагаемым ею образам (моде), целям, нормам и др.
Идеальность, по своей сути, имеет дуальный характер. С одной стороны — это общемировое уникальное ценностное явление. С другой стороны-это персональное повседневное событие. Множество психологов, тренеров-менторов по личностному росту и другие около психологические «гуру», далекие от психологии, предлагают юным и молодым людям стать идеальными сразу, здесь и сейчас. Однако, попытки «гуру» объединить дуальность идеальности в одну, в виде цели и мотива деятельности саморазвития, традиционно заканчивается крахом. Причина краха проста. Обещающие психологи, тренеры, менторы и другие около психологические «гуру» не учитывают истинные потребности, многие важнейшие индивидуальные психологические и психические факторы, необходимые для формирования человеком собственной «уникальности».
При рассмотрении вопроса идеальности человека, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос врожденной и приобретенной уникальности личности.
*Психологические и психические (врожденные) уникальные характеристики личности, которые отражают её психологическую потребность к саморазвитию, определяют уровень её психологической готовности к необходимым изменениям, к возможным рискам и др.
*Персональные уникальные представления личности об идеальности и уникальности в общем, и о своей уникальности, в частности. Представления об идеальности и уникальности происходят и базируется на основе ценностей, преобладающих у личности.
*Индивидуальную уникальную систему оценивания и измерения идеальности и уникальности. Личность, опираясь на показатели и критерии этой персональной системы, оценивает по ней себя и других людей («равняет по себе»).
Стремление быть идеальной личностью во всем и для всех, человеку важно не перейти тонкую грань, отделяющую норму от патологии: невроза, перфекционизма, компульсивного расстройства, депрессии или другого.
Идеальность реальная — это глубокая внутренняя, генетическая базовая потребность человека в новизне, потребность в саморазвитии и самоизменений, основанная на инстинкте адаптации.
Характеристика истинной идеальности:
*учет всех внутренних потребностей и ресурсов личности;
*объективного анализа личности и её психологических/и психических проблем;
*размышлений, раздумий, осмыслений и инсайтов;
*психологическую готовность-как важный элемент внутренней устойчивой мотивации, необходимой для саморазвития;
*плавную и деликатную коррекцию личности,
*учет возможных рисков и вариантов выхода из них;
*наличие возможности совершить ошибки и возможность их исправления.
Идеальность формальная, искусственно созданная -это веяние постоянно -меняющихся социальных стандартов и клише, отраженных в моде, в культуре и активно пропагандируемые СМИ и в социальных сетях. Характеристика формальной идеальности:
*игнорирование внутренних потребностей личности;
*отсутствие объективного самоанализа;
*включение эмоций, необходимых для подавления воли личности и внешнего управления человеком: быстрое и мощное внешнее психологическое воздействие и давление на личность;
*постановка личность в условия временных ограничений: отсутствие времени для размышлений, раздумий и осмыслений, создающих инсайты;
*пренебрежение возможными рисками,
*запрет на совершение ошибок, возможности их исправления не рассматриваются.
Личности, в формировании собственной уникальности, стоит опираться на существующие психологические аксиомы, позволяющих ранжировать формальную и истинную идеальность.
Каждый человек всегда состоит из достоинств и недостатков, совершает на своем жизненной пути ошибки. Исключений в этом нет ни для кого.
Истинная идеальность предполагает наличие у человека системы «достоинства-недостатки», возможность совершить ошибки, их риск и учет, и вариативные возможности для их исправления. Реальная жизнь подтверждает психологическую аксиому «идеальных людей нет». Любой человек может иметь недостатки, может совершить ошибки и быть внешне не идеальным, например, из-за проблем со здоровьем и др. Любой человек имеет право на свою внешнюю уникальность, которая не соответствует установленному социальному шаблону. Любой человек имеет право на ошибку (случайную, систематическую, невольное заблуждение и иное), совершаемую им в повседневной жизни. Ошибки-это один из основных путей приобретения им необходимого и важного жизненного опыта («и опыт, друг ошибок трудных» А. Пушкин) и жизненной мудрости.
Искусственная или формальная идеальность, требует исключение у личности системы «достоинства-недостатки» и совершению её любых ошибок. Искусственная идеальность не терпит наличия малейшего не совершенства во внешности, в деятельности и в жизни человека. Для формальной идеальности свойственно утверждение «Идеальный человек -идеален во всем, во всех своих проявлениях. Он никогда и ни в чем не ошибается». Подобное утверждение свойственно людям, с невротическим типом перфекционизма и обессивно-компульсивным расстройством.
Искусственная или формальная идеальность всегда требует ли человека жертв, в виде внесения изменений, прежде всего, внешних. Внешние изменения достигаются довольно легко. Человеку достаточно сменить рацион питания, заняться спортом, сделать пластические операции. Искусственная или формальная идеальность ориентирована на получение быстрого результата, на получение внешних эффектов.
Истинная идеальность предполагает глубинные внутренние изменения, которые происходят на основе ориентации личности на собственные потребности и на устойчивую психологическую готовность к ним. Внутренние изменения требуют серьезной и достаточно длительной работы над собой. В основе истинной идеальности лежит процесс самопознания и саморазвития, предоставляющие возможность корректировать три социо и жизненно-обеспечивающие системы: система «Я-Концепции» (установки, мировоззрение, установки), система реагировании (эмоционального, поведенческого и когнитивного) и система «думаю-говорю делаю». Истинная идеальность ориентирована -это длительный процесс, ориентированный на устойчивую эффективность и результативность. Приверженность личности к длительному процессу самосовершенствования определена сформированной психологической готовностью к изменениям. Психологическая готовность к изменениям-это важнейший базовый элемент, топливо, питающей осознанную, устойчивую, внутренней мотивации. Настоящая психологическая готовность -это достаточно длительный процесс: от полугода и более. В процессе формирования психологической готовности у человека складывается адекватное понимание осознание и признание наличия проблем, как базовой, интимной потребности в собственном обновлении и потребности в саморазвитии. Базовая коррекция личности по формированию своей истинной идеальности занимает от до одного-двух лет, но длиться будет всю жизнь.
Искусственная или формальная идеальность не предполагает качественных изменений внутри личности. Цель идеальной идеальности — внешние изменения, ориентированные прежде всего, на самолюбование и восхищенное оценивавшие извне. При внешнем изменении структура личности остается не тронутой.
Истинная идеальность предполагает и ориентирована, прежде всего, на внутренние изменения. Внешние изменения, истинная идеальность, воспроизводит опираясь на происходящие внутренние изменения. В истинной идеальности личность, руководствуюсь, своими целями, определяет для образец личной идеальности (имиджи и образы, характер, личные качества, способности и т.д.). Для кого -то цель основана морально-нравственных, этических и гуманистических принципах. Для кого -то цель основана на прагматичных, товарно-денежных принципах. Ранжирование цели в практические задачи позволяет достичь запланированную, реалистичную «идеальность». Стремление личности к собственной истинной идеальности является нормой, если человек трансформировал свою запланированную самоидеальность в реальную «не идеальность».
Идея «уникальности» стала модой. «Спрос рождает предложение» (закон рынка). Трансформация уникальности в бизнес-идею обесценила её, ибо она мгновенно утратила свое истинное предназначение: реализацию интимной потребности в собственном обновлении, потребности в саморазвитии обновление и потребности в саморазвитии. Анализ ситуации на рынке бизнес-услуг показал ряд тревожных моментов.
Первый момент. Уникальность, став бизнес-идеей, позволяет эксплуатировать её и психологам, и «гуру» от психологии (тренеры, коучи, менторы по личностному росту и др). «Успешные специалисты» обещают своим слушателям быстрое приобретение совершенства-идеальности и многое другое. Проводимые ими мероприятия (тренинги, семинары, вебинары и др.) изнурительны для слушателей. На этих мероприятиях, «профессионалы» и «гуру» от психологии, откровенно насаждают слушателям собственные представления об идеальности, зачастую используя методы НЛП и сектантские ритуалы. Участники этих мероприятиях наделяются тремя ролями: роль ученика, полностью и абсолютно подотчетного ведущему; роль обычного послушного и управляемого статиста и роль публичного примера-«манекена» для публичной иллюстрации. Исполнение предлагаемых ролей усугубляет, и без того сложное, психологическое и психическое состояние личности. Идя к своей цели -заработать, эти «специалисты» легко, без раздумий и бездушно, ломают доверчивую личность слушателя. На подобных мероприятиях «специалисты» сознательно подменяют понятия «истинная идеальность» и «фальшивая идеальность».
Из опыта психотерапии. Клиентские истории идеальности.
Клиентская история Андрея и Анны. «Столкновение идеальностей»
https://kwikhelp.ru/samorazvitie/idealnost-stolknovenie-klientskaja-istorija/
Клиентская история Евгения и Ольги. «Конфликт идеальности и реальности»
Видно по идеальности:
Статьи на тему идеальности.
Эффективное саморазвитие: образ идеального «Я»
Саморазвитие: диалектика и смыслы личностного кризиса
Эффективное саморазвития: принятие решения
Эффективное саморазвитие. Постановка цели.
Эффективное саморазвитие: шаг второй — постановка цели.
Психологические механизмы саморазвития
Стратегии саморазвития личности
Эффективное саморазвитие: новый имидж (часть 4)
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.