«Будьте готовы к новшествам»(L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Собеседование, как эффективная форма приема на работу, в настоящее время поставлена под сомнение, потому что зачастую не решает истинных целей, поставленных как работодателем, так и соискателем на должность. Исследования психологов в области HR-процесса позволили получить ряд интересных фактов, не только кардинально меняющих понимание и определения самого процесса собеседования, его содержания и структуры, но и позволяющих сделать важные выводы о нем и предложить рекомендации по решению проблемы. Одной из серьезных проблем в области HR-процесса стала проблема психологической субъективности участников системы «HR-специалист-соискатель». Например.
Первый факт. При собеседовании активизируются участки мозга, отвечающие за эмоциональное мышление, одновременно понижающих работу рационального мышления.
1.Работа восприятия при собеседовании. Задача восприятия любого человека (вне зависимости от ситуации) проста: определить уровень опасности для человека, рождающее доверие/недоверие к ситуации или к человеку. Восприятие включает свои критерии оценивания-эти критерии всегда носят субъективные оценки. Критерии оценивания -это субъективные и бессознательные установки человека, которые включаются автоматически.
У HR-специалиста Восприятие HR-специалиста останавливается на трех внешних позициях соискателя: рост, голос и внешняя привлекательность. Восприятие HR-специалиста автоматически соотносит три позиции соискателя (рост, голос, внешняя привлекательность) с уровнем доверия, который он вызывает у специалиста, с определенными личностными качествами соискателя и уровнем его профессионализма, вплоть до того, что HR-специалист начинает бессознательно приписывать соискателю то, что у последнего, вполне возможно, нет. Следовательно, при собеседовании, на уровне бессознательно, HR-специалист искажают процедуру оценивания реальных способностей соискателя, что влияет на его выбор и принятие промежуточного и итогового решения. Например.
а) Восприятие роста соискателя. HR-специалист бессознательно соотносит рост соискателя с собственным субъективным ощущением наличия у него лидерства, например:
*Соискателей -мужчин высокого роста HR-специалист бессознательно воспринимает, как потенциальных лидеров, как специалистов с лидерскими качествами.
*Соискателей -мужчин среднего или невысокого роста HR-специалист бессознательно воспринимает, как потенциально слабых специалистов с пассивными личностными качествами, в ряде случае, как воспринимают, как неудачников.
*Соискателей -женщин высокого роста HR-специалист бессознательно воспринимает, как носителей лидерских качеств, но решение в их пользу принимает в 73 раза меньше, чем у мужчин.
*Соискателей -женщин среднего или невысокого роста HR-специалист бессознательно не воспринимает как лидера, или воспринимает достаточно редко.
б) Восприятие голоса соискателя. HR-специалист бессознательно соотносит голос соискателя с собственным субъективным чувства доверия, например:
*Соискателей и соискательниц, говорящих глубоким или низким голосом, HR-специалист бессознательно оценивает, как сильную и цельную личность, заслуживающую доверия.
*Соискателей и соискательниц с высоким голосом, HR-специалист бессознательно оценивает, как обманщиков и лгунов, от которых стоит побыстрей избавиться.
в) Восприятие внешней привлекательности соискателя. HR-специалист бессознательно оценивает и соотносит внешнюю привлекательность соискателя с уровнем его профессионализма, например:
*Внешне привлекательные соискатели воспринимаются HR-специалистом, как высокомпетентными, умными, интересными и высоквалифицированными специалистами.
*Внешне не привлекательные соискатели воспринимаются HR-специалистом, как малокомпетентные или малоквалифицированные специалисты, даже несмотря на то, что они объективно лучше своих конкурентов.
Анализ корреляционной зависимости уровня заработной платы от внешней привлекательности, от роста и голоса человека, определяя и подтвержден результатами научных исследований, проведенных за последние десять лет: соискателей с большей (для HR-специалиста) внешней привлекательности, высоко роста и с глубоким голосом, принимаются на работу в 40 раз чаще, они имеют высокий уровень заработной платы и, зачастую, им предлагается более высокая должность и они имеют хороший карьерный старт. «Меня обманывать не надо, я сам обманываться рад» (А. Пушкин).
У соискателя. Восприятие соискателя, в условиях собеседования (ограниченного временем деловой встречи) играет с соискателем «слушаю шутку». Восприятие активизирует работу эмоционального мышления, включает в работу симпатическую систему, отвечающую за появление у соискателя негативные эмоции (страх, тревога, волнение) и практически блокирует рациональное мышление. По сути, воображение соискателя формирует у него, уже на старте собеседования, страх неудачи или страх провала, что отражается на понижении качества ответов, самооценки и поведения соискателя. Например.
а) Восприятие собеседования. Соискатель бессознательно начинает воспринимать процесс собеседования, как серьезную стрессовую ситуацию, например, как:
*Экзамен, благодаря форме собеседования «вопрос-ответ».
*Опасность, благодаря активизацией симпатической системой у соискателя негативных эмоций (тревогу, трепет, волнение и страх)
То есть соискатель начинает воспринимать собеседование, не как доброжелательную деловую беседу двух равноправных специалистов (коей собеседование является по своей сути).
б) Восприятие своего профессионализма. Включение симпатической системы, формирует у соискателя весь спектр негативных эмоций (тревога, волнение, страх), способствующих:
*Значительному понижению качества ответов соискателя на вопросы HR-специалиста. В условиях стресса (собеседования) мозг тормозит или блокирует извлечение из памяти полезной и важной профессиональной информации, необходимой «сегодня и сейчас» потому что замедляют скорость мыслительной активности и понижают (или блокируют) работу памяти (в том числе и профессиональной): соискатель может начать оценивать собственную память, как проблемную.
*Деформации самоощущения и самовосприятия. Соискатель бессознательно начинает воспринимать себя, как «слабого, неуверенного и не подготовленного к экзамену студента или школьника», который может «завалить экзамен», а HR-специалиста, как строгого и неподкупного экзаменатора (как царя или Бога), знающего все правильные ответы на все вопросы, и от которого напрямую зависит прием соискателя на работу.
*Утрате доверия соискателя самому себе. Утрата доверия соискателя к самому себе, зачастую приводит к изменениям в привычном поведении соискателя на собеседовании, например, поведение может стать или суетливым, или медлительным, или флегматичным.
То есть мозг соискателя, пытаясь справиться с негативными эмоциями в стрессе (на собеседовании), отключает рациональное мышление, отвечающего, в том числе, за работу памяти (в том числе и за профессиональные знания и опыт), что приводит соискателя к совершению наивных, простых и достаточно глупых ошибок, которых он бы никогда не допустил в своей реальной профессиональной или личной жизни.
Статьи по теме:
Собеседование: выбор цели (часть 1)
Собеседование: внешняя готовность
Собеседование: профессиональная готовность (часть 5)
Собеседование: проблемы HR-процесса. Быть готовым к новшествам (часть 8)
Собеседование: проблемы HR-процесса. Быть готовым к новшествам (часть 9)
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.