Кризис среднего возраста приходиться на «золотой этап» жизни личности—зрелость, во всем её наивысшем расцвете и полной реализацией в различных сферах её жизни, персональной ответственностью за качество и за содержание собственной жизни, желанием быть уверенным в себе и иметь стабильное будущее.
Зрелость и кризис среднего возраста не возникают внезапно и неожиданно—их появлению способствует вся предыдущая жизнь личности, выбранная когда—то жизненная стратегия, реализуемая в триаде «мысль—слово—действие» (L.Ageeva), в социально— значимых поступках, в незаметно подступающих физиологических изменениях и в специфическом новообразовании зрелости (по Э. Эриксону) — продуктивной деятельности: личной (любовной и сексуальной), творческой, профессиональной, семейной (детско—родительская) и др., накопление которых создает возможности для нового старта и нового витка в саморазвитии личности.
Восприятие появившихся возможностей и шансов всегда происходит сугубо индивидуально, в соответствии со своей жизненной стратегией (выбранной личностью когда—то в молодости), определяющей качество, уровень, содержание и наполненность личности (её кругозор, интеллект, нравственность и др.), ярко появляющихся в социальной и в личностной значимости. Например, этап взрослости и кризис среднего возраста кто —то воспринимает:
*или как очередную фиксацию паспортных данных, но не как возможность для саморазвития;
*или как долгожданный шанс снизить свою жизненную активность, потому что личность уже, по её мнению, завершила полную самореализацию и достигла всех поставленных когда—то целей;
*или как возможность выйти на новый этап своего саморазвития, увеличивая и расширяя собственные жизненные шансы, перспективы и возможности.
Задачи кризиса среднего возраста «золотого этапа» жизни личности легко объединяются и решаются с помощью основных стратегий.
В основе стратегий лежат общие показатели, по которым можно их сравнивать друг с другом:
Первый показатель—суть стратегии, её цель.
Второй показатель—ответственность личности за постановку и решение кризисных задач.
Третий показатель—отношение к зоне комфорта, к себе и к своему взрослению.
Четвертый показатель—объективность анализа себя и ситуаций.
Пятый показатель— средства решения кризисных целей, задач, проблем.
Шестой показатель—отношение к решению кризисных задач и проблем.
Стратегия «Перенос» («Копирование»).
1.Суть, цель стратегии— формальное решение нормативных и кризисных задач и целей.
2. Отказ личности от ответственности за самостоятельную постановку и решение кризисных задач.
3 Попытки сохранить шатающуюся зону комфорта. Безразличие к себе. Отказ признать свое взросление.
4.Отсутвие объективного анализа себя, своего состояния и ситуаций вокруг себя.
5.Применение личностью самого простого, формального средства-«переноса» («копирования») на себя чьего —то поведения, по типу: «У него получилось. Я сделаю как он и у меня получиться». При этом личность абсолютно игнорирует имеющуюся персональную реальность: собственные особенности, персональные условия, индивидуальные потребности и собственные желания.
6. Откровенный отказ личности от реального решения кризисных целей и задач.
Стратегия «Жалость».
1.Суть, цель стратегии— открытый (или скрытый, но в любом случае, категорический) отказ от самостоятельного решения нормативных и кризисных задач и целей.
2. Открый и категоричный отказ личности от ответственности за самостоятельную постановку и решение кризисных задач.
3 Активное сохранение привычной зоны комфорта. Жалость к себе. Возложение ответственность за свое взросление на других.
4.Отсутвие анализа как такового, тем более себя, своего состояния или ситуаций вокруг себя.
5.Применение личностью самого простого, формального средства, например:
*привычной и любимой манипуляции, выражаемой в запланированном бессилии и выученной беспомощности, по типу: «я не могу это делать», «у меня ничего не получиться», «у меня все плохо, хуже, чем у других», «мне должны помочь» (или «ты обязан мне помочь») и др.;
*прием аддикта и старт «во все тяжкие», выливающиеся в серьезные осложнения, типа, депрессивные состояния, алкоголизм, наркоманию, ЗППП (венерические заболевания) и др.
6. Категорично—открытый отказ личности от ответственности и от реального решения кризисных целей и задач.
Стратегия «Возврат».
1.Суть, цель стратегии— радикальное и безрассудное решение нормативных и кризисных задач и целей.
2. Принятие ответственности, необоснованной, не обдуманной и не отвечающей реальности и не соответствующей решению кризисных проблем и задач.
3 Полное, до основания, разрушение привычной зоны комфорта и полная готовность выхода из неё.
4.Отсутвие критического и объективного анализа себя, своего состояния и ситуаций вокруг себя, выражающегося, например:
*в чрезмерной самоуверенности, в переоценке собственных сил и возможностей и в недооценке состояния своего здоровья и физического потенциала;
*в отказе признавать и учитывать неумолимо наступающих возрастных изменений;
*в необоснованном желании начать «жизнь с нуля», испытать риски и опасности, включиться в авантюры и др.;
*в идеализации своего прошлого и в активном желание вернуться в него (зачастую доведенные до состояния «идеи фикс»), чтобы еще раз почувствовать и пережить яркие эмоции, чувства, состояния и ощущения, пережитые в молодости, поверить в себя, вернуть все упущенные возможности и воспользоваться утраченными шансами.
5.Применение личностью принципа «Домоклов меч» в решении любых кризисных целей, задач и проблем, например:
*в абсолютном обесценивании своих достижений и успехов;
*в полномасштабном отказе от всех материальных благ, заработанных, приобретенных и накопленных в течении всей предыдущей жизни;
*в решительном и мгновенном разрыве всех видов связей и отношений;
* в смене имени и свое жизненной истории, в желании «затеряться во вселенной» и не быть узнанным или найденным кем—то из прошлой жизни и т.д.
6. Формальная ответственность, не адекватная и не совпадающая реальному решению кризисных целей и задач.
Статьи по теме:
Кризис среднего возраста: причины (часть 1)
Кризис среднего возраста: характеристика (часть 2)
Кризис среднего возраста: основные этапы (часть 3)
Кризис среднего возраста: алгоритм выхода (часть 4)
Кризис среднего возраста: основные стратегии преодоления (часть 6)
Видео:
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.