Сохранение семейных и любовных отношений напрямую зависит от желания любящих людей сделать это. Техники семейных разговоров важны для сохранение семейных и любовных отношений: они останавливают рост проблемы, определяют оптимальные пути её решения.
Одной их основных причин разрушения семейных и любовных отношений является не умение партнеров обсуждать появившиеся проблемы, что приводит к появлению «тайн» и «секретов, к психоэмоциональному напряжению, к созданию в отношениях негативного психологического фона, к отказу от общения и от секса, к дистанцированию друг от друга, отчужденности и распаду пары
Анатомия и механизм разрушения семейных и любовных отношений
Открытое и понимающее обсуждение появляющихся или уже появившихся проблем позволит любящим людям стать еще ближе и роднее. Процесс обсуждения проблем любимыми людьми -это открытый, понимающий семейный разговор (теплый, доброжелательный, серьезный), позволяющий остановить развитие проблемы, определить оптимальные пути и компромиссные варианты её решения.
Основной целью открытого, теплого, доброжелательного и понимающего семейного разговора является перевод любящих людей от противостояния, противоборства (от конфронтации) к сотрудничеству.
Техник открытого, теплого, доброжелательного и понимающего семейного разговора между любящими людьми, много (авторы В. Сатир, В. Черников и др). Для освоения и применения в своей семейной жизни техник семейных разговоров, любящим людям стоит проанализировать имеющиеся у них модели поведения и методы взаимодействия в решении проблем, в спорных, в критических, в конфликтных и в острых ситуациях. Традиционно, это бессознательные модели и методы взаимодействия, автоматически включающиеся при стандартных ситуациях-триггерах (конфликтах, спорах, проблемах и др). К сожалению, зачастую они имеют деформированные формы и несут деструктивных характер. Например: Возникла проблема, требующая обсуждения. Вместо её конструктивного обсуждения, партнер может мгновенно переключится на привычные поведенческие шаблоны ( крик, истерика, оскорбления, обвинения, унижения, закрытие и т.д) с дальнейшим бойкотированием общения, отказа в сексуальных контактах, или применения психологического или физического насилия.
Определив собственные привычные и автоматические модели, методы взаимодействия и проблемные зоны в них, любящие люди выбирают одно из решений: их устранение, их коррекция или их замена на новые.
Освоение новых техник семейных разговоров позволит любящим людям освоить, выработать, закрепить и автоматизировать новые формы общения друг с другом в решении возникающих жизненных проблем -это новый этап совместного саморазвития, это перевод семейных и любовных отношений на качественно-новый уровень, это новое повышение межличностной коммуникации любящих людей, повышающей уровень взаимопонимания, доверия и открытости, например, в ежедневном выражении собственных чувств и желаний по отношению друг к другу.
Одними из самых продвинутых и успешных техник семейных разговоров по праву считаются техники семейных разговоров, предложенные основателем мировой семейной психотерапии Вирджинией Сатир. Внедрять техники семейных разговоров В. Сатир стоит постепенно, частичное применяя в обсуждении семейных проблем, какие -то элементы или приемы, которые, вполне возможно, лягут в основу новой модели семейных разговоров, принадлежащей только этой, конкретно взятой семье, конкретным любящим людям.
Техника «Полноценное слушание»
Одной из ошибок, возникающих при обсуждении проблемы, является неверное понимание смысла информации и восприятие её. Для устранения этой ошибки направлена техника семейных разговоров «Полноценное слушание» (В. Сатир). Использование этой техники позволяет любящим людям учиться слышать и слушать собеседника, максимально точного воспринимать смысл передаваемой и получаемой информации (а не домысливать её), создавать эмпатийную атмосферу общения при обмене информацией о проблеме, которую раньше стеснялись или боялись спросить.
Подготовка к разговору. Заранее договоритесь друг с другом: о времени проведения разговора, о теме обсуждения, о сигнале, по которому разговор можно остановить, об очередности быть «слушателем» и «говорителем», о правилах для этих ролей:
1.«Слушателю» нужно постараться: а) максимально сосредоточиться на говорящем; б)попробовать отказаться от привычного: *внутреннего сопротивления приему информации, которое включается автоматически, если информация идет в разрез с мнением «слушателя»; *негатива, который может возникать к говорящему из -за особенностей подачи им информации о проблеме; *оценочного суждения, и чужих оценок по отношению к говорящему; в)постараться задавать любые уточняющие вопросы, не смотря на служение или стеснительность; г)использовать пантомимику для демонстрации говорящему о том, что смысл информации понятен
2. «Говорителю» нужно постараться: а) обдумать информацию, которую он хочет донести слушателю; б) оформить информацию в основные «топики» в три -четыре предложения; г) передавать информаццию спокойно.
Садитесь друг напротив друга. Начинайте разговаривать.
Длительность разговора не должна превышать 15-20 минут. Более длительный разговор вызовет усталость и раздражение.
Если один из любящих людей не готов к разговору этому разговору иди хочет отказаться от него, ему стоит честно и открыто сказать: «Прости, но я не готов (а) к разговору. Я не смогу правильно понять смысловую нагрузку твоих слов. Давай проведем этот разговор позже. Спасибо за понимание».
Если любящие люди готовы к разговору, то они должны сесть друг напротив друга, улыбнуться друг другу и начать беседу. Не расстраивайте, если что -то пойдет не так, ведь Вы же всего лишь ученики-Вы всего лишь учитесь говорить правильно, поэтому смело и от души импровизируйте!
Техника «Три положительных ответа»
Еще одной техникой семейных разговоров, направленной на понимание точного смысла информации и восприятие её является техника «Три положительных ответа» (В. Сатир). Использование этой техники позволяет любящим людям учиться не только слышать и слушать собеседника, максимально точно воспринимать смысл передаваемой и получаемой информации, улучшению межличностной коммуникаций, возрастанию доверия, но и воочию убедиться в том, насколько легко и быстро они могут проявляться негативных эмоции и чувства по отношению к любимому человеку и как сложно и трудно открыто признавать достоинства любимого человека, если информация не по душе или не совпадает с собственным мнением.
Подготовка к разговору. Заранее, как и в первом случае, договоритесь друг с другом: о времени проведения разговора, о теме обсуждения, о сигнале, по которому разговор можно остановить, об очередности быть «слушателем» и «говорителем», о правилах для этих ролей.
Если любящие люди готовы к разговору, то садитесь напротив друг друга, улыбнитесь друг другу и начинайте беседу:
*«Говоритель» представляет свое первое утверждение, которое по его мнению, верное.
*Слушатель» должен произносить уточняющую фразу: «Ты имеешь в виду, что…?» и другие уточняющие вопросы, демонстрирующие его реакцию на высказанное утверждение и понимание её сути. «Слушатель» должен три раза получить положительные ответы, которые будут говорить о том, что «слушатель» правильно понял смысл утверждения.
*«Говоритель» объясняет точный и конкретный смысл своего утверждения, если увидит, что «слушатель» неправильно трактует утверждение. Например, «Говоритель» утверждает: «Я чувствую себя одиноко…» (или «Ты мне не доверяешь…» или иное). «Слушатель уточняет: «Ты имеешь в виду, что…?»
Длительность разговора не должна превышать 20 минут. Более длительный разговор вызовет усталость и раздражение.
Если один из любящих людей не готов к разговору этому разговору иди хочет отказаться от него, ему стоит честно и открыто сказать: «Прости, но я не готов (а) к разговору. Я не смогу правильно понять смысловую нагрузку твоих слов. Давай проведем этот разговор позже. Спасибо за понимание».
Если любящие люди готовы к разговору, то они должны сесть друг напротив друга, улыбнуться друг другу и начинать беседу. Не расстраивайте, если что -то пойдет не так, ведь Вы же всего лишь ученики-Вы всего лишь учитесь говорить правильно, поэтому смело и от души импровизируйте!
Статьи по теме:
Семейные разговоры: условия проведения
Техники семейных разговоров (часть 3)
Клиентская история Ирины и Николая. Семейные разговоры
Техники семейных разговоров: спор по правилам
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.