Практически с рождения малыша, родители формируют у него личные границы: детская комната, детские игрушки, детские вещи и др. Огромную и важнейшую роль в формировании личных границ ребенка принадлежит местоимениям «Я» и «МОЕ», являющихся основой ЭГО будущей личности. ЭГО -это «костяк», основа, «позвоночник» личности, позволяющей ей всегда быть не зависимой и самостоятельной т.д. ЭГО -это обозначение человек его собственных, персональных границ, выраженное в местоимениях «Я», «МОЁ» и др.
Однако, именно формирование у ребенка ЭГО, в хорошем смысле этого слова, через использование местоимений «Я» и «МОЕ», вызывает у родителей большие проблемы.
Проблема «Неправильной трактовки понятий «ЭГО «и «эгоизм» и их причинно -следственных связей. Многие родители считают ЭГО основой эгоизма, а сам эгоизм выражением чего-то плохого и не правильного, связанного с жадностью, со скупостью и жестокостью.
Важно понимать: здоровый эгоизм всегда был, есть и будет основой уверенности в себе (то есть) адекватной самооценки, важнейших сильных личностных качеств, необходимых в этой жизни (например, смелости и отваги, воли и лидерства, самостоятельности и независимости, в том числе от мнения окружающих и др), позволяющих личности сделать выбор в полезную пользу себя. Одним из таких примеров может служить отказ ребенка в самый опасный бунтарский подростковый кризис отказаться от предложения кого-либо из друзей и знакомых попробовать наркотики (препараты, алкоголь или никотин), причем, достойно отстояв свою позицию и мотировав свой отказ.
Проблема родительского управления ребенком. Ведь родителям гораздо легче управлять ребенком послушным и покорным, чем ребенком с характером. Одним из таких примеров может служить обращение родителей к семейным психотерапевтам по вопросам взаимодействия со взрослым «ребенком», сопровождая свои рассказы типичными фразами, типа, «сын в детстве был таким милым, послушным мальчиком..», «дочь в детстве была идеальным ребенком..». Одними из самыми распространённых проблем обращения родителей взрослых «детей» являются:
*первая проблема подчинения, выражающаяся в отказах: отказ взрослого «ребенка» соответствовать родительским представлениям о нем, он начинает слушать других-мужа/жену, друзей и др; отказ взрослого «ребенка» подчиняться и выполнять родительские требования и др;
*вторая проблема гиперопеки, выражающаяся в попытках решить проблемы взрослого ребенка, например, просьбы устранить у взрослого «ребенка» невротические проблемы (виде иррациональных страхов) или ,избавить его от химических или поведенческих зависимостей, или от отказа работать, инфантильности, лени и др., то есть родители и др.;
*проблема родительской ригидности, выражающаяся в категорическом отказе родителей меняться (или меняться формально), признавать взрослость, самостоятельность и независимость своего выросшего «ребенка», хотя сама по себе жизнь динамична -она меняется, меняются сами родители, меняются их вырастающие дети.
Это три тесно взаимосвязанные проблемы. Первая проблема (проблема подчинения) является причиной, скрытой в расбалансированьных целях родительского воспитания. Вторая и третья проблема (и все остальные проблемы)-это всего лишь следствие первой проблемы. Причинами проблем следствия скрыты в неадекватных методах, средствах и приемах воспитания, в закладываемых установках и моделях поведения. Следовательно, родителям стоит руководствоваться в воспитании своего ребенка не собственными сиюминутными желаниями (интересами, мечтами, страхами и др), а долгосрочными целями, которые определяют адекватность средств воспитания ребенка практические с его рождения. Все три проблемы (и другие проблемы) -это показатель наличия у ребенка проблем с ЭГО.
Первый этап. Формирование у малыша внешних границ. Родители с помощью местоимений «ТВОЙ» и «ТВОЯ» развивают у малыша осознание:
*ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЭГО (ПЕРСОНАЛЬНУЮ ТЕРРИТОРИЮ малыша), например: » Это ТВОЙ уголок», в последствии малыш скажет: «МОЙ уголок» или «Это ТВОЯ комната», в последствии малыш скажет: «Это МОЯ комната» и др.
*МАТЕРИАЛЬНОГО ЭГО (ПЕРСОНАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ВЕЩИ малыша), например: «Это ТВОЯ постель», «Это ТВОИ игрушки», «Этот ТВОЯ одежда» и др.
Родителям по сути стоит учить своего малыша говорить местоимение «Я» в соотношении с окружающими предметами, принадлежащие малышу. Например, родителям стоит вместе с малышом перебирать его игрушки и вещи и предлагать ребенку называть принадлежность вещи: «Это МОЯ игрушка», «Это МОи шорты», «Это ТВОЯ сумка» и др.
Второй этап. Формирование у малыша внутренних границ. Родители с помощью местоимений «ТВОЙ» и «ТВОЯ» развивают у малыша осознание:
*ТЕЛЕСНОГО ЭГО, то есть соотношение частей тела малыша с ним самим;
*ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЭГО, то есть соотношение ощущений, чувств и эмоций ребенка с ним самим.
Для формирования ЭГО малыша родителям стоит со своим малышом играть перед зеркалом в веселую игру «Я-ты -мы», позволяющую ребенку начать осознавать, осваивать и закреплять у себя элементарное понятие ПЕРСОНАЛЬНОГО ЭГО, элементарное понимание своих личных границ. Веселая игра «Я-ты -мы» строиться следующим образом:
1.Сначала родители предлагают малышу полюбоваться красивыми людьми в зеркале, затем показывая пальчиком говорят: «Это ТЫ, а это Я». Потом родители просят малыша повторить и показав пальчиком в зеркало: *на себя, сказав местоимение «Я» в отношении себя, например: Дотронуться до своего изображения в зеркале и сказать «Это Я» и дотронуться до себя, погладить себя, сказать «Это Я», малыш может даже поцеловать свое отражение в зеркале; *на отражение родителя и сказать местоимение «Ты», например: «Это ТЫ» и дотронуться до родителя; *на отражение свое и родителя и сказать местоимение «МЫ», например: «Это МЫ» и дотронуться до Вас обоих.
Лучше называть местоимения вразброс, так малыш их лучше запомнит.
2.Затем родителям стоит учить малыша использовать местоимение «Я» в соотношении со своим телом. Предложите ребенку показывать в зеркале части своего тела, дотрагиваясь до них, называть вместе с местоимением, например: «Это МОЙ носик», «Это МОЙ ротик», «Это МОИ щечки», «Это МОИ ручки» «Это МОИ уши», «Это МОИ глазки», «Это МОИ ручки» и др. Рже самое сделать с родителем.
3.Потом родителям нужно учить малыша использовать местоимение «Я» с глаголами. Предложите малышу совершить перед зеркалом какие -либо действия и обозначить их в связи с собой. Например: «Я прыгаю», «Я укусил», «Я рисую», «Я держу карандаш», «Я устал», «Я плачу», Я танцую», «Я лечу»
4.Далее родителям необходимо учить малыша использовать местоимение «Я» и «Мне» с собственными: *переживаниями и чувствами, например: «Я смеюсь», «Я грущю», «Я расстроен», «Мне весело», «Мне больно» и др; *с собственными желаниями и интересами, например, «Я не хочу это делать», «Я не буду это делать», «Мне не интересно» и др.
Родителям стоит следить за речевым развитием своего малыша. И, если к трем годам из речи малыша «уйдут» личностные местоимения и особенно «Я», то родителям стоит понимать, что этому есть серьезные причины. Например:
Первая причина. Проблемы родительского воспитания:
*Повседневное родительское общение, которое вполне возможно дублирует ребенок. Например, родитель в повседневной жизни с кем -либо, используют местоимение «НАШ» (наш сын, наш дом, наша машина и др) или вместо «Я» говорят «МЫ», значит ребенок стал идентифицировать себя с кем -то из значимых родителей.
*Утрата важнейшего момента в формировании личности ребенка -его познание самого себя, выраженного в запоминании личных местоимений (хотя бы «Я»-МОЙ, МОЕ»-«ТЫ»-«МЫ»), смыслов и ассоциаций, связанных с ним, и что важно в развитии самоидентификации малыша.
*Размытие личных границ малыша, вместо их выстраивания, , в кризисе самостоятельности (я-сам), именно тогда активно формируется «Я-позиция».
Вторая причина. Наличие психического расстройства. Например, подмена малышом местоимений-может быть вызвана, например, проявляющееся аутизмом. Аутизм -это серьезный психиатрический диагноз, поэтому не лишним будет показать малыша детскому врачу-психиатру. Врач, либо исключит, либо подтвердит наличие у ребенка проблемы. При подтверждении у ребенка диагноза родителям будет предложена терапия, адекватная диагнозу.
Статьи по теме:
Сон ребенка с родителями: за и против/польза или вред (часть 1)
Сон ребенка с родителями: за и против, польза или вред (часть 3)
Здоровая сепарация и её этапы (часть 1)
Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков у ребенка (шаг 1)
Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков у ребенка (шаг 1)
Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков (шаг 3)
Адаптация ребенка к детскому саду: снижение адаптационных рисков (шаг 4)
Видео:
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.