В современном обществе проблема зависимости приобретает катострафические маштабы. Последние статистические данные (United Nations Office on Drugs and Crime/UNODC; ВОЗ) показывают: от различных зависимостей страдают более 1,8 миллиарда человек, а созасимостью-4–5 миллиардов человек, почти половина населения планеты. Зависимость является одним из сложных заболеваний, в котором нейробиологические механизмы коры головного мозга играют ключевую роль в её формировании и поддержании. Научные исследования доказывают: понимание нейробиологии зависимости и и этапов её формирования открывает широкие возможности к выбору эффективных методов психотерапевтического лечения зависимых и к созданию эффективных стратегий помощи созависимым, помогая разорвать порочный круг зависимости-созависимости. Полная информация о нейробиологическом механизме зависимости и этапах её формирования позволяет сформировать у созависимых целостное и реалистичное представление о зависимости, найти ответы на волнующие вопросы, выявить точки эффективного вмешательства и минимизировать совершение типичных ошибок. Иной взгляд созависимых на проблему зависимости позволяет им определить свою роль в помощи зависимому и не совершать типичных ошибок.
Вентральная тегментальная область (VTA). Это начальная точка пути вознаграждения. Здесь находятся дофаминергические нейроны, которые активируются при получении удовольствия.
Прилежащее ядро (Nucleus Accumbens, NAc). Центральная часть системы вознаграждения, отвечает за мотивацию и чувство удовольствия.
Префронтальная кора (PFC). Участвует в принятии решений, контроле импульсов и планировании. При зависимости её функция часто ослаблена.
Миндалина (Amygdala). Связывает эмоциональные реакции (например, страх или удовольствие) с определенными стимулами, усиливая влечение/тягу к приему аддикта.
Гиппокамп (Hippocampus). Формирует воспоминания, связанные с зависимостью (например, ассоциацию между стимулом и удовольствием).
Гипоталамус и островковая доля (Insula): Регулируют стрессовые реакции и осознание внутренних состояний, усиливая тягу при абстиненции.
Дофамин. Главный нейротрансмиттер системы вознаграждения. Его выброс в прилежащем ядре вызывает чувство эйфории и усиливает желание повторить действие.
Глутамат.Участвует в обучении и памяти-это усиливает ассоциации между стимулом и удовольствием.
ГАМК (гамма-аминомасляная кислота). Тормозит активность нейронов. Зависимость нарушает баланс активности -торможения нейронов,усилива импульсивность.
Серотонин. Регулирует настроение.Его дисбаланс усиливает депрессию и тягу.
Эндорфины и опиоидные пептиды. Связаны с чувством удовольствия, особенно при употреблении опиоидов.
Зависимость развивается через несколько этапов, каждый из которых связан с нейробиологическими изменениями в коре головного мозга.
Первый этап формирования зависимости: Инициация/первое воздействие. Этот этап характеризуется экспериментированием с веществом или поведением, зачастую под влиянием любопытства или социальной среды. Нейробиологический механизм формирования зависимости.
*Стимул (наркотик, алкоголь, никотин, азартная игра, иное) вызывает выброс дофамина в VTA и оттуда в Nac (мотивация и чувство удовольствия).
*Человек испытывает эйфорию, что формирует положительное подкрепление.
*Гиппокамп фиксирует контекст (место, эмоции), а миндалина связывает стимул (аддикт) с удовольствием.
Второй этап: Усиление/повторное воздействие.Этот этап характеризуется регулярным потреблением аддикта. На этом этапе формируется базовая привычка: употребление аддикта становится частью повседневной жизни.
*Повторное использование аддикта приводит к сенситизации дофаминовых путей: выброс дофамина становится сильнее, чем от естественных наград (еда, секс).
*Глутамат усиливает синаптические связи, формируя «обучающий» эффект: мозг начинает ассоциировать аддикт (стимул) с наградой.
*Префронтальная кора начинает терять контроль, усиливая импульсивное поведение.
Третий этап: Привыкание/толерантность. Для этого этапа характерно снижение чувствительности дофаминовых рецепторов, повышение уровня стресса инеобходимостьувеличивать дозу и интенсивность её приема для достижения прежнего эффекта.
*Дофаминовые рецепторы (D2) в NAc снижают чувствительность из-за постоянной стимуляции, что требует увеличения дозы аддикта для достижения того же эффекта.
*Снижается базовый уровень дофамина что приводит к дисфории, то есть к болезненно-пониженному настроению, мрачной раздражительности, чувством неприязни к окружающим и негативным эмоциям без аддикта (стимула).
*Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось (HPA) активируется, усиливая стресс.
Четвертый этап: Компульсивное поведение/формирование зависимости.Для этого этапа характерно явная психологическая и/или физическая зависимость -утрата контроля над употреблением аддикта (стимула) утрачивается, несмотря на негативные последствия его приема.
*Миндалина и гиппокамп усиливают тягу через эмоциональные воспоминания и триггеры (например, запах, место).
*Префронтальная кора теряет способность тормозить импульсы, что приводит к компульсивному поиску стимула.
*Островковая доля усиливает осознание «необходимости» приема аддикта (стимула), особенно при абстиненции.
Пятый этап: Рецидивы.Для этого этапа характерно ухудшение жизненных, когнитивных, поведенческих и эмоциональных функций. Зависимость становится устойчивым, хроническим явлением, сопровождающимся периодическими или регулярными срывами, что усложняет процесс выздоровления.
*Дофаминовые пути остаются сенситизированными, что делает рецидив вероятным.
*Попытки вылечиться быстрыми методами лечения, или самостоятельного отказа от приема аддикта часто заканчиваются рецидивами-приемом аддикта .
*Даже после длительного воздержания триггеры (стресс, контекст) могут активировать миндалину и гиппокамп, вызывая сильную тягу.
Дополнительные факторы, влияющие на формирование зависимости, о которых стоит знать.
Генетика. Вариации в генах, кодирующих дофаминовые рецепторы (DRD2) или ферменты (COMT), могут увеличивать предрасположенность.
Эпигенетика.Хронический стресс или воздействие веществ изменяют экспрессию генов, усиливая зависимость.
Социальные факторы. Окружение и доступность стимула усиливают поведенческие паттерны.
Понимание нейробиологического механизма и каждого из этих этапов формирования зависимости является ключевым в психотерапии созависимости и лечения зависимостей, позволяя разрабатывать эффективные стратегии организации грамотной поддержки у условиях семьи, психотерапевтического вмешательства, лечения и профилактики.
Статьи по теме:
Созависимость-Зависимость: анализ проблемы
Созависимость-Зависимость: анализ проблемы
Созависимость: благие намерения, ведущие в ад.
Проблемы зависимости. Созависимые ошибки.
Созависимость: структура и содержание
Созависимость: парадоксы явления. Часть 1
Созависимые цели и их характеристика
Семейная психотерапия: особенности работы
Модели поведения с зависимым (наркоманом, алкоголиком)
Видео по теме: Вирджиния Сатир «Психотерапия наркомании»
Как действуют наркотики на мозг.
Пауки -наркоманы
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.