«Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам» (Стив Джобс)
Одним из острых и спорных вопросов в системе «специалист-клиент» является вопрос оплаты психотерапевтической и психологической помощи.
Проблема оплаты встает в полный рост, когда специалист требует оплаты за не оказанную услугу или отказывается возвращать клиенту деньги за оказание некачественной услугу.
Как самый, наиболее распространённый, пример. Клиент, по каким-либо причинам не смог или не стал заранее предупреждать специалиста об отмене своего визита к нему. Специалист требует клиента оплатить это пропущенное время, аппелируя двумя аргументами, считая оплату клиента в этом случае:
*ответственностью клиента за психотерапевтический процесс или психологическое консультирование;
*возмещением упущенной выгоды специалистом (по типу, «я бы смог заработать, если бы на это время принял другого клиента).
Клиент, опираясь на внутреннее чувство, справедливости оплачивает несостоявшуюся встречу (кто -то споря со специалистом, кто -то недовольно промолчав, кто-то молча-непонимающе проглотив обиду), сделав при этом свои, традиционно, негативные выводы: специалисту важны деньги, а личность клиента не представляет ценности. В ряде случае, клиент не оплачивает несостоявшуюся встречу, рассорившись навсегда со специалистом.
Психологическая и психотерапевтическая помощь всегда была, есть и будет платной услугой: в некоторых случаях её оплачивает государство (например, пациенту, находящемуся на лечении в стационаре), но практически всегда она оплачивается клиентом самостоятельно, из собственных средств.
Деньги в системе взаимоотношений «специалист -клиент» изначально определяют их рыночные отношения. Следовательно, оказание специалистом психологической и психотерапевтической помощи (услуга в виде товара) и получение её клиентом (покупка и оплата услуги-товара) регулируются и будут регулироваться внутренними законами и правилами рынка, основной их которых: «нет услуги-нет оплаты». Как пример. Клиент не оплачивает забронированное время к дантисту или к парикмахеру, если он не пришел на прием и не получил услугу. При аналогичном случае с психологом или с психотерапевтом, у клиента возникает справедливый вопрос «Почему и за что я должен платить?»
Вопрос оплаты не состоявшейся встречи клиента со специалистам, на взгляд, автора статьи, лежит, прежде всего, в плоскости морали. Высвободившееся время специалист может занять другой работой, например, написанием плана психотерапии или статей или книг, или подготовкой к встрече с другим клиентом, или подсчетом результатов диагностических тестов клиентов и др., то есть использовать высвободившееся время с профессиональной пользой для себя. Требование специалиста оплатить пропущенную встречу, как упущенную финансовую выгоду, по законам рынка является не правомочным.
Для избежания недоразумений и обид в системе взаимоотношений «специалист-клиент» вопрос оплаты психологической и психотерапевтической помощи, в том числе и оплаты несостоявшихся встреч, должен быть поднят, обсужден и зафиксирован в письменной форме на первой встречи клиента со специалистом: «Договор на оказание психологических услуг», или «Контракт на оказание психотерапевтической помощь»
Психотерапевтическая или психологическая помощь, оказываемая человеку за денежное вознаграждение и в любой форме (психотерапия, психологическое консультирование, тренинги и др) — это услуга- товар, предлагаемый и оказываемый специалистами (психотерапевтами и психологами) по персональному запросу клиента. Только сам клиент решает нужны ли ему психотерапевтические или психологические услуги, и только сам клиент определяет необходимость их покупки.
Психотерапевтические или психологические (консультирование, коррекция и др) услуги различаются по своей категории. Например.
*Психотерапия относится к осязаемым услугам, направленным на лечении человека, в том числе на уровне подсознания и бессознательного.
*Психологическая работа (консультирование, коррекция и др) относится к неосязаемым услугам и направлена на сознание человека.
По факту: психотерапия или психологическая работа (консультирование, коррекция и др), как любая другая услуга или товар должны быть оплачены, точно так же, как, например, услуги парикмахера, или стоматолога и др.
Оплата труда психотерапевта и психолога во многом зависит от формы его занятости:
*Если специалист принимает в государственном или частном учреждении, следовательно, он является наемным работником, зарплату ему назначает и выплачивает работодатель. Оплата услуг может быть как бесплатной для клиента (оплачивается государством или спонсорами), или частично оплачиваемой (часть оплачиваете Вы, а часть оплачивает Ваша страховка или государство, или спонсор) или является дополнительной платной услугой, цена которой устанавливается администрацией учреждения, исходя из общих положений оплаты труда действующего законодательства (Трудовой Кодекс).
*Если специалист ведет частную практику и принимает в частном кабинете (в том числе и виртуальном), значит, это самозанятый специалист, имеющий официальное разрешение на работу, стоящий на учете в налоговой службе, следовательно, и цену на свои услуги он назначает самостоятельно, опираясь на собственные представления об оплате своего труда.
Основные критерии для начисления оплаты труда психотерапевта и психолога(заложенные в действующем законодательстве, в Трудовом Кодексе, к ним относятся:
*образование (специальность, специализация, сертификация),
*стаж (опыт работы),
*квалификация (подтвержденная специальными аттестационными и иными комиссиями),
*качество (стабильный позитивный результат),
*реально отработанное время (длительность психотерапевтической сессии, психологической консультации),
*сложность условий выполняемой работы, например, за отклонения от нормальных условий работы, таких как круглосуточное сопровождение, за работу в ночное время и др.
Клиенту важно понимать и помнить: оплата труда психотерапевта (психолога):
*это одна из регулирующих сторон взаимоотношений в системе «специалист – клиент»;
*это одно из важных средств юридической защиты и специалиста, и клиента, в случае спорной ситуации или подозрения на оказания недоброкачественной услуги.
Позволю себе поделиться собственным профессиональным опытом оплаты клиентами моих психотерапевтических и психологических услуг.
Оплата психотерапевтических сессий и психологических консультаций. Первая сессия (60 минут-1 час) оплачивается заранее в полном объеме невозвратным диапозитивом. Каждая последующая сессия оплачиваются по своему завершению, строго по реально затраченному времени. Завершающие сессии оплачиваются так же, как и все остальные- строго по реально затраченному времени.
Не оплачиваются психотерапевтические сессии и психологические консультации случае, если Клиент по каким -либо причинам не может посетить сессию и не имеет возможности предупредить об её отмене.
Внезапно высвободившееся время я (психолог-психотерапевт) трачу с пользой для своего профессионального роста (написанию статей или книг, деловой переписке с университетами, изучению результатов международных научных исследований, заполнению документации или написанию «Плана психотерапии (психологического консультирования), составлению сценариев тренингов и др.)
Способы оплаты. Клиент оплачивает психотерапевтические сессии и психологические консультации любыми удобными ему способами: банковским переводом, или любыми электронными деньгами, через любые электронные системы с указанием назначения платежа. Оплата поступает, в основном, тремя способами-через проверенные международные платежные системы (PayPal, ePayments и банковские счета). При оплате наличными средствами выписывается квитанция, подтверждающая оплату за услугу.
Для клиента, решившего, через несколько месяцев после завершения действующей психотерапии, обратиться вновь, стоимость приема равна действующим на момент обращения расценкам.
Статьи по теме:
Золотые стандарты психотерапии: проблемы современной психотерапии (часть 1)
Золотые стандарты психотерапии: «магистральные пути» развития (часть 2)
Золотой стандарт психотерапии: основные компоненты краткосрочной психотерапии (часть 3)
Золотой стандарт психотерапии: статус краткосрочных методов (часть 4)
Золотой стандарт психотерапии: отличия краткосрочной психотерапии от других (часть 5)
Золотой стандарт психотерапии: краткосрочные методы психотерапии (часть 6)
Психологический анамнез клиента: о чем рассказать специалисту
Психотерапия проблемы: какой психотерапией «лечиться» моя проблема
Часто задаваемые вопросы психологу, психотерапевту
Клиентские проблемы и методы их психотерапии
Психотерапия: этапы и структура
План психотерапии клиента: значение, принципы и структура (часть 2)
Проблема: психологическая или психическая
Доверие к психотерапевту, психологу: показатели доверия
Что рассказать психотерапевту/психологу: психологический анамнез
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.