Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Психотерапия нарушения пищевого поведения. Семейная системная психотерапия (часть 7)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 29.10.2019

Одной из основных  первопричин нарушения пищевого поведения ребенка являются его отношения с членами семьи или отношения членов семьи между собой. Внутрисемейные отношения зачастую являются негативными и провоцирующими факторами, нарушающими питание или ресурсом для коррекции, но, как показывает опыт психотерапии, оба эти фактора, традиционно бываютсовмещены.

Системная семейная психотерапия считается одной из самых эффективных психотерапий нарушений пищевых расстройств. Нарушение пищевого поведения одного ребенка является системным семейным симптомом, потому что ребенок растет и развивается в условиях своей семьи, он тесно и неразрывно связан со всеми членами семейной системы и с психоэмоциональным фоном, царящим в семьеСемьяэто, по сутиотдельный организм, существующий по единым законам действующих систем, которые, прежде всего, направлены на  сохранение и поддержание собственной внутренней динамической устойчивости с помощью различных средств саморегуляции и скоординированных реакций, в том числе и с помощью деструктивных симптомов, например, нарушение пищевого поведения. Как показывает опыт психотерапии, зачастую семейная система не только сама провоцирует появление симптома, но и поддерживает и сохраняет его. По сутисимптом «нарушение пищевого поведения» у ребенка является для него необходимой вторичной выгодой, сохраняющей саму семейную систему и саму семьи. Причем, для семейной системы и для собственная значимость значительнее и важнее, чем ущерб, переживаемый её отдельным членомребенком.

Системная семейная психотерапия всегда вовлекает в свой процесс всех членов семьи.
На первом этапе системной семейной психотерапиипсихотерапевт:
*определяет симптом (нарушения пищевого поведения ребенка) с точки зрения всех членов семьи;
*выявляет истинную цель, на которую ориентирован имеющийся симптом (нарушение пищевого поведения ребенка);
*анализирует систему взаимодействия и общения всех членов семьи, в том числе и историю семьи;
*анализ генограмм членов семьи (схема, отражающая события в семье и взаимоотношения между ее членами, например: любовь, зависимость, разрыв), позволяющий найти в семейной истории истинную первопричину, определяющая поведение членов семьи.
Основные методы психотерапии на этом этапе: диагностические психотерапевтические беседы, интервью, составление членами семьи генограмм, специально подготовленные  ролевые игры.

На втором этапе системной семейной психотерапии психотерапевт совместно с членами семьи:
а)анализирует:
*способы психоэмоционального реагирования и привычные формы поведения всех членов семьи;
*внутрисемейные правила (например, ведения семейного бюджета);
*внутрисемейные мифы (например, миф «мыидеальная семья», миф «мыдружная семья» при которых  инакомыслящие члены семьи, автоматически переносятся основными членами семьи в разряд плохих или врагов семьи);
б)определяет варианты коррекции имеющихся или формирования новых способов взаимодействия.
Основные методы психотерапии на этом этапе: психологический анализ, психотерапевтические беседы, специально подготовленные  ролевые игры, психологическое прогнозирование, психологическое конструирование, поведенческие тренинги.

На третьем этапе системной семейной психотерапиипсихотерапевт фиксирует у членов семьи скорректированную и вновь созданную систему взаимоотношений, благодаря которой они имеют возможность изменить собственное поведение и  эмоциональное реагированиечто позволит вывести внутрисемейные отношения на качественноновый позитивный уровень, вследствие чегозначительно повышается качество функционирования семейной системы.
Основные методы психотерапии на этом этапе: психотерапевтические беседы, ролевые игры, психологическое моделирование, поведенческие тренинги.

Клиентский пример. Донна. Девочка 15 лет.
Анамнез: Диагноз «нервная анорексия», поставлен врачомпсихиатром по месту жительства, при осмотре ребенка за неделю до визита к врачупсихотерапевту. Инициатором обращения на прием к врачупсихиатру и врачупсихотерапевту являются оба родителя ребенка. Ребенок утверждал: похудение идет в течении 6 месяцев; худела «нормально» в течении 5 месяцев: ограничила порции и количество приема пищи и получила первый, на взгляд пациентки, положительный результат: при росте 160 см, вес достигал 40 кг.; около месяца назад радикально ограничила свое питание до суточного потребления пищи в виде одного яблока.
Девочка родилась и росла в полной семьи. Сверхценность в семьестройность. Примерно, около двух лет родители девочки находятся в конфликтных отношениях. Причинарезкая прибавка в весе матери (после проблем со здоровьем). Родители регулярно говорят о разводе. У каждого из них появились новые отношенияКаждый из родителей познакомил дочь со своим партнером. Родители продолжают проживать вместе, развод оформлять не собираются (развод фигурирует в намерениях). Следовательно, развод (как символ окончательного расставания  родителей) не произошел.
Девочка полюбила готовить для родителей и угощать их вкусностями (особенно отца), покупает и коллекционирует кулинарные книги (как подарок для матери), то есть девочка проявляет поведение, типичное для подростков, страдающих нервной анорексией (или иными формами пищевого расстройства).
Оба родителя любят своего ребенка, и проявили искреннюю готовность участвовать в процессе психотерапии дочери.
Выводы.
1.Семья, как система, в течении длительного времени постоянно деформируется и искажается в виду отсутствия финального преобразования родительских отношений. Причина деформации и искажений: страх и нерешительность родителей разрешении своих межличностный отношений. Незавершенность и неопределенность родительских отношенийспровоцировало появление открытой конфликтной ситуации и её сохранение на протяжении длительного времени. Нервная анорексия ребенка стала «вторичной выгодой», позволяющей (по мнению ребенка) сохранять отношения родителей, постоянно находиться рядом.
2.Незавершенность в родительском взаимодействии (утверждение супругов о готовности реализовать решение о разводе) выраженная в открытых конфликтах, ссорах и других деструкциях:
*создала ситуацию неопределенности в не осознаваемых процессов в семейной системе;
*оказала негативное влияние на наиболее чувствительного и уязвляемого члена семьиребенка;
*привела ребенка к глубоким и тяжелым бессознательным переживаниям;
*спровоцировала изменения в пищевом поведении ребенка в виде нервной анорексии, которая позволяет ребенку хоть както решить незавершенность родительских взаимоотношений: с помощью нервной анорексии, удерживает родителям рядом (но не вместе).
3.Ребенок стал носителем семейного симптома (идентифицированный пациент). Причем, этот симптом не осознается и не признается ни самим ребенком и ни его  родителями.
4.Системная семейная психотерапия может предоставить возможность всем членам семьи:
*осознать первопричину нарушения пищевого поведения ребенка;
*увидеть варианты устранения симптома;
*скорректировать или изменить систему внутрисемейного общения и взаимодействия.
Родителям важно помнить: практически все нарушения пищевого поведения становятся семейным симптомом в двух случаях, когда в семье есть сверхценность темы «стройности» и серьезный гиперконтроль (геперопека) родителейНапример, при гиперконтроле одной из форм демонстративного протестного поведения  ребенка является сознательное нарушение им нормального пищевого поведения, как единственного способа «свободы» ребенка, например:
*нервная анорексия является открытым сценарием собственной «власти» ребенка над родителямине вся власть в  ваших руках», «вы не можете меня заставить»» и др);
*нервная булимии является  открытые сценарием обретения собственного «контроля» и обмана контролирующих (родителей), например, с помощью  насильственного очищения желудка после «пищевого приступа»

Статьи по теме:

Стратегия коррекции пищевого поведения ребенка. Часть 1.

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: классификация родительской помощи  (часть 1)

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: первый шаг (часть 2)

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: второй шаг (часть 3)

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: третий шаг (часть 4)

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: четвертый шаг (часть 5)

Лечение нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: пятый шаг (часть 6)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Диалектическая поведенческая психотерапия  (DBT) (часть 8)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Когнитивно—поведенческая психотерапия (CBT)(часть 9)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Интерперсональная психотерапия (IPT)(часть 10)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Психотерапия искусством (часть 11)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Психотерапия искусством (часть 12)

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: