Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: четвертый шаг (часть 5)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 26.10.2019

Четвертый основный шаг -это формирование у ребенка мотивации к осознанию проблемы и желанию вылечиться.

Родителям, заметив стойкие и системные изменения в пищевом поведении ребенка, стоит подумать о самоизменениях, требующих коррекции или смены, которые позволят спокойно, системно и последовательно решить возникшую проблему ребенка.

В основе родительской стратегии при решении проблемы ребенка необходимо положить: спокойствие, выдержались, самообладание, понимание, эмпатия и сочувствие и сопереживание ребенка, его поддержка. 

1.Родителям стоит отказаться от использования запретительных, насильственных и силовых методов воздействия на ребенка. Например:

*Не стоит ругать ребенка за то, что у него сформировалось нарушение пищевого поведения. Деструктивное воздействие на ребенка вызовет у ребенка обратную реакцию, скрытность, углубление проблемы и «уход»  ребенка в неё.

*Не стоит пугать ребенка последствиями нарушенного пищевого поведения. Угрозы сформируют у ребенка дополнительные страхи и углубит имеющиеся. Ребенок со сформированным нарушенным пищевым поведением не поймет их-его разум закрыт для аргументов. Зачастую запугивание приводит к формированию у ребенка тревожно -фобического расстройства и страха посещения врачей (или психологов) и усиления психоэмоционального напряжения.

*Не стоит оскорблять и унижать ребенка, делая акцент на его внешности (например, «посмотри на себя, на кого ты похожа- сухая как палка», «что бы жрешь, как корова-ты такая никому не нужна», «никто тебя, такую толстую, ни кто любить не будет и др), роняя самооценку ребенка еще ниже, акцентируя внимание ребенка  только на его проблеме пищевого поведения, игнорируя и обесценивания другие успехи и достижения ребенка.

*Не стоит наказывать ребенка. Наказание относиться к деструктивным и негативным методам воспитания. Наказание формирует и наращивает у ребенка негативные эмоции (обида, гнев, злость, страх, тревогу и др), которые он аккумулируют в себе. Негативные эмоции, в свою очередь, могут повлиять на гормональный фон. Ситуация длительного стресса, в процессе которого формировалось нарушение пищевого поведения, усугубляется.

*Не стоит запрещать ребенку (особенно на первом этапе) питаться по нарушенному пищевому поведению. Это деструктивный  метод воздействия на ребенка, потому что вызовет обратный эффект («запретный плод сладок») и др.

*Не стоит уговаривать ребенка обратиться к врачу и не призывать одуматься. Ребенок не услышит Ваших доводов, он будет «глух» объяснений-поучений, нравоучений и др., потому что он уверен в своей правоте (особенно, если получил первые результаты).

Любое силовое родительское воздействие  на ребенка обычно вызывает обратный эффект: ребенок упрямится, закрывается, у него включается отторжение родителей и модели запретного поведения.

2.Родителям стоит предложить ребенку вместе с Вами пройти полное клиническое обследование, согласно  «умного плана» диетологи MH.

 *Обследоваться у врача-кардиолога (электрокардиография), чтобы проверить состояние работы сердечно -сосудистой системы, и исключить серьезные проблемы.

*Обследоваться у врача -эндокринолога (тесты на гормоны), чтобы оценить уровень инсулинорезистентности и определить гормональный статус;

*Обследоваться у врача -гастроэнтолога (УЗИ органов брюшной полости);

*Обследоваться у врача — аллерголога (анализ пищевой непереносимости)

3. Признаться ребенку о своих негативных пищевых привычках (лучше это сделать с самоиронией)   и о принятом  решении отказаться от них.

4. Предложить изменить продуктовое наполнение холодильника, в том числе и блюдами (их количество стоит минимизировать, с учетом пожеланий ребенка.

5.Организовать совместную с детьми деятельность. Смещение фокусированности ребенка с пищи на общение с родителями и совместную деятельность с ними. Например.

*Включите ребенка в Ваши занятия спортом, или начните эти занятия вместе с ним. Например, поиграйте в теннис или начните три -четыре раза в неделю посещать бассейн и др. Физические нагрузки, как показывает опыт, нормализуют аппетит ребенка, помогут ему в построении образа своего тела, его фигуры и др.

*Включите ребенка в совместное приготовление блюд. Во время совместного приготовления блюд, родители смогу спокойно и с юмором рассказать о полезности того или иного блюда, его колоритности, особенностей говори (жареное, пареное и др)для пользы/вреда для  организма, о пользе продуктов для фигуры и о многом другом.

6. Говорить с детьми по душам. Родителям стоит рассказать  ребенку: 

*о их, родительском,  восприятии проблем ребенка, о своем сочувствии, переживании ребенку;

*о том, что родители понимают причину происходящего и того, что проблемы с пищевым поведением -это всего лишь следствие е основной причины, которую стоит найти и устранить, и что врачи -это делают профессионально и безболезненно;

*о том, что родители понимают и признают важность смены или изменений пищевого поведения  для ребенка и т.д;

*о своей родительской безусловной любви в ребенку, без привязки к пищевому поведению;

*о том, что родители принимают ребенка таким, какой он есть: для них главное, чтобы ребенок был жив и здоров;

*о родительской готовности всегда помочь своему ребенку  и т.д. 

Результатом этого шага станут: 

*Постепенный переход ребенка на нормативное питание.

*Постепенное формирование у ребенка нового ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

*Постепенное повышение самооценки.

*Решение ребенка отказаться от нарушенного пищевого поведения.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: