Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: первый шаг (часть 2)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 25.10.2019

При появлении нарушения пищевого поведения ребенка любящим родителям важно выработать собственную эффективную стратегию родительской помощи ребенку, в этот сложный, и не простой для него период.

Эффективная стратегия родительской помощи ребенку включает системную тактику родителей, разнообразный набор воспитательных средств и разнообразный арсенал мероприятий, приводящих к ожидаемому результату- полному  выздоровлению ребенка. Основной целью стратегии родительской помощи при изменениях в пищевом поведении ребенка является минимизация родительских ошибок при оказании эффективной помощи ребенку. Предлагаемая стратегия родительской помощи при изменениях в пищевом поведении ребенка состоит из 5 основных шагов, каждый из которых ориентирован на решение своей конкретной цели и получение определенного результата,  которые в своей сумме приводят родителей к ожидаемому результату.

Первый шаг эффективной стратегии родительской помощи ребенку при нарушениях пищевого поведения.
Цель первого шага. Определение основных условий родительской помощи ребенку, на основе понимания сути и сущности  пищевой проблемы ребенка (что называется «Врага нужно знать в лицо»).

Первое условие. Определение истинной цели родительской помощи ребенку. Понимание родителями истинной цели родительской помощи в решении проблемы ребенка-это одно из важных условий реальной помощи ему. Традиционно существует две родительские цели  помощи ребенку:
*Первая цель направлена на облегчение родителем собственного негативно-эмоционального  состояния,  вызванное проблемой ребенка, на снятие родителем собственного негативного психоэмоционального напряжения, негативных эмоций и деструктивных состояний (страх, тревога, паника, волнение опасения). Обычно  эта родительская цель подсознательна, скрыта или завуалирована благородным занавесом «безусловная родительская любовь к ребенку» (скрывающую, например, в том числе родительскую гиперопеку и др). Опасность этой цели состоит в том, что она зачастую не осознается и не признается родителями.
*Вторая цель -это реальная помощь ребенку, за счет готовности к собственным изменениям, готовности к новому, как во взаимодействии с самим ребенком, так и  в решении его проблемы. Опасность этой цели в том, что она традиционно отторгается родителями, так как требует их реальных изменений.
Понимание родителями истинной цели  родительской помощи своему ребенку-это один из ключевых моментов в помощи ребенку. Цель всегда определяет результат помощи, средства и психоэмоциональный фон его достижения.

Второе условие.  Выбор психоэмоционального семейного фона для решения проблемы ребенка. Родителям важно понимать: имеющийся в семьи психоэмоциональный фон привел их ребенка к проблеме пищевого поведения.
Родителям важно понимать значимость психоэмоционального семейного фона, в котором будем находиться ребенок на момент решения его проблемы. Семейный психоэмоциональный фон задается психоэмоциональным состоянием и реагированием самих родителей.  Например:
*Родители выбирают психоэмоциональный фон, направленный на сохранения привычного для себя психоэмоционального состояния. В этом случае, родители решают свои задачи, а не задачи ребенка, которому дискомфортно в этом фоне, и который «убегает» от него в нарушение пищевого поведения.
*Родители выбирают психоэмоциональный фон, направленный на создание у ребенка психоэмоционального благополучия. В основе этого этого фона лежит родительская выдержка, доброжелательность, выдержка, душевность,  спокойствие и понимание проблемы своего ребенка. Благоприятный психоэмоциональный фон, позволяет родителям аккуратно вывести ребенка из проблемы нарушения пищевого поведения (и не только из него, но и от других опасностей) и сформировать у него грамотное и правильное отношение к себе.

Третье условие. Принятие  решения о помощи ребенку.  Родителям важно понимать, что принятое ими решение об оказании помощи ребенку может носить различный характер: формальный или реальный, прямой или опосредованный, насильственный и добровольный. Например.
*Родители принимают решение о лечении у ребенка нарушения пищевого поведения. При этом решении родители игнорируют мнение ребенка  (она еще маленькая, она не понимает и др.) и его желание НЕ получать предлагаемое родителями и врачом -психотерапевтом лечение. Это решение родителей носит формальный и насильственный характер.
Реальная цель этого решения родителей:  устранить проблему ребенка, вызывающую негативные эмоции у родителей (тревогу, страх, волнение, опасения  и беспокойство).
Результат. Увеличение психоэмоционального напряжения всех членов семьи, непослушание ребенка, хаотичность действий помощи родителей, смена одно вида нарушения пищевого поведения на другой, например, наиболее частая смена: с нервной анероксии на нервную булимию.
*Родители принимают решение об организации помощи ребенку в корректировке не желательного пищевого поведения у него. При принятии этого решения родители ориентируются на мнение и желание самого ребенка. Это решение родителей носит реальный, опосредованный и добровольных характер.
Реальная цель родителей. Мотивировать ребенка на самостоятельный отказ от нежелательного пищевого поведения.
Результат. Создание дома  благоприятных психоэмоциональных условий, корректировка родителями системы своего взаимодействия с ребенком, использование последовательной системы грамотных, рациональных, прагматичных и настойчивых действий, приводящих ребенка к осознанию наличия у себя проблемы и формированию у ребенка осознанного и самостоятельного отказа от нежелательного пищевого поведения.

Статьи по теме:

Стратегия коррекции пищевого поведения ребенка. Часть 1.

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: классификация родительской помощи  (часть 1)

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: второй шаг (часть 3)

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: третий шаг (часть 4)

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: четвертый шаг (часть 5)

Лечение нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: пятый шаг (часть 6)

Психотерапия нарушения пищевого поведения. Семейная системная психотерапия (часть 7)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Диалектическая поведенческая психотерапия  (DBT) (часть 8)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Когнитивно—поведенческая психотерапия (CBT)(часть 9)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Интерперсональная психотерапия (IPT)(часть 10)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Психотерапия искусством (часть 11)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Психотерапия искусством (часть 12)

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: