Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: первый шаг (часть 2)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 25.10.2019

При появлении нарушения пищевого поведения ребенка любящим родителям важно выработать собственную эффективную стратегию родительской помощи ребенку, в этот сложный, и не простой для него период.

Эффективная стратегия родительской помощи ребенку включает системную тактику родителей, разнообразный набор воспитательных средств и разнообразный арсенал мероприятий, приводящих к ожидаемому результату- полному  выздоровлению ребенка. Основной целью стратегии родительской помощи при изменениях в пищевом поведении ребенка является минимизация родительских ошибок при оказании эффективной помощи ребенку. Предлагаемая стратегия родительской помощи при изменениях в пищевом поведении ребенка состоит из 5 основных шагов, каждый из которых ориентирован на решение своей конкретной цели и получение определенного результата,  которые в своей сумме приводят родителей к ожидаемому результату.

Первый шаг эффективной стратегии родительской помощи ребенку при нарушениях пищевого поведения.
Цель первого шага. Определение основных условий родительской помощи ребенку, на основе понимания сути и сущности  пищевой проблемы ребенка (что называется «Врага нужно знать в лицо»).

Первое условие. Определение истинной цели родительской помощи ребенку. Понимание родителями истинной цели родительской помощи в решении проблемы ребенка-это одно из важных условий реальной помощи ему. Традиционно существует две родительские цели  помощи ребенку:
*Первая цель направлена на облегчение родителем собственного негативно-эмоционального  состояния,  вызванное проблемой ребенка, на снятие родителем собственного негативного психоэмоционального напряжения, негативных эмоций и деструктивных состояний (страх, тревога, паника, волнение опасения). Обычно  эта родительская цель подсознательна, скрыта или завуалирована благородным занавесом «безусловная родительская любовь к ребенку» (скрывающую, например, в том числе родительскую гиперопеку и др). Опасность этой цели состоит в том, что она зачастую не осознается и не признается родителями.
*Вторая цель -это реальная помощь ребенку, за счет готовности к собственным изменениям, готовности к новому, как во взаимодействии с самим ребенком, так и  в решении его проблемы. Опасность этой цели в том, что она традиционно отторгается родителями, так как требует их реальных изменений.
Понимание родителями истинной цели  родительской помощи своему ребенку-это один из ключевых моментов в помощи ребенку. Цель всегда определяет результат помощи, средства и психоэмоциональный фон его достижения.

Второе условие.  Выбор психоэмоционального семейного фона для решения проблемы ребенка. Родителям важно понимать: имеющийся в семьи психоэмоциональный фон привел их ребенка к проблеме пищевого поведения.
Родителям важно понимать значимость психоэмоционального семейного фона, в котором будем находиться ребенок на момент решения его проблемы. Семейный психоэмоциональный фон задается психоэмоциональным состоянием и реагированием самих родителей.  Например:
*Родители выбирают психоэмоциональный фон, направленный на сохранения привычного для себя психоэмоционального состояния. В этом случае, родители решают свои задачи, а не задачи ребенка, которому дискомфортно в этом фоне, и который «убегает» от него в нарушение пищевого поведения.
*Родители выбирают психоэмоциональный фон, направленный на создание у ребенка психоэмоционального благополучия. В основе этого этого фона лежит родительская выдержка, доброжелательность, выдержка, душевность,  спокойствие и понимание проблемы своего ребенка. Благоприятный психоэмоциональный фон, позволяет родителям аккуратно вывести ребенка из проблемы нарушения пищевого поведения (и не только из него, но и от других опасностей) и сформировать у него грамотное и правильное отношение к себе.

Третье условие. Принятие  решения о помощи ребенку.  Родителям важно понимать, что принятое ими решение об оказании помощи ребенку может носить различный характер: формальный или реальный, прямой или опосредованный, насильственный и добровольный. Например.
*Родители принимают решение о лечении у ребенка нарушения пищевого поведения. При этом решении родители игнорируют мнение ребенка  (она еще маленькая, она не понимает и др.) и его желание НЕ получать предлагаемое родителями и врачом -психотерапевтом лечение. Это решение родителей носит формальный и насильственный характер.
Реальная цель этого решения родителей:  устранить проблему ребенка, вызывающую негативные эмоции у родителей (тревогу, страх, волнение, опасения  и беспокойство).
Результат. Увеличение психоэмоционального напряжения всех членов семьи, непослушание ребенка, хаотичность действий помощи родителей, смена одно вида нарушения пищевого поведения на другой, например, наиболее частая смена: с нервной анероксии на нервную булимию.
*Родители принимают решение об организации помощи ребенку в корректировке не желательного пищевого поведения у него. При принятии этого решения родители ориентируются на мнение и желание самого ребенка. Это решение родителей носит реальный, опосредованный и добровольных характер.
Реальная цель родителей. Мотивировать ребенка на самостоятельный отказ от нежелательного пищевого поведения.
Результат. Создание дома  благоприятных психохоэмоциональных условий, корректировка родителями системы своего взаимодействия с ребенком, использование последовательной системы грамотных, рациональных, прагматичных и настойчивых действий, приводящих ребенка к осознанию наличия у себя проблемы и формированию у ребенка осознанного и самостоятельного отказа от нежелательного пищевого поведения.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: