Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: классификация родительской помощи  (часть 1)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 25.10.2019

Выродители заметили у своего ребенка стойкие и системные нарушения пищевого поведения. Эти нарушения пищевого поведения ребенка, вызывают у родителей естественные тревогу, беспокойство и страх за здоровье и жизнь ребенка.
Зачастую нарушения пищевого поведения, исключив физиологические их первопричины, являются одной из основных личностных проблем детей подросткового и юношеского возраста (819 лет).
Учитывая, что для всех родителей, дети, вне зависимости от возраста, всегда остаются детьми, в этом цикле статьей дети школьногоподросткового и юношеского возраста будут объединены в одно слово «ребенок».

Родительская помощь ребенку при нарушении пищевого поведения классифицируется на три основных модели (L.Ageeva): нейтральнобезразличная, деструктивноэгоистичная и конструктивнооптимальная, каждая из которых состоит из пяти взаимосвязанных и взаимозависимых частей:
*эмоциональное реагирование родителей на возникшую проблему ребенка,
*цель решения проблемы ребенка,
*качество родительской помощи,
*готовность родителей к выходу из «зоны комфорта» или готовность родителей к самоизменениям,
*ориентированность родителей на результат.

Модель «нейтральнобезразличная родительская помощь».

Эта модель характеризуется низким и безответственным уровнем отношением родителей к своим родительским обязанностям. Для нейтральнобезразличной модели родительской помощи свойственны:
*Низкий уровень эмоционального реагирования родителей на возникшую проблему ребенка, преобладает безразличие, или отсутствие какихлибо эмоций не возникает, в ряде случаев возникает досада, злорадство и недоумениеразве это проблема»).
*Отсутствие целирешение проблемы ребенка. Родители ориентированы на решение собственных бытовых и текущих проблем и задач.
*Отсутствие у родителей позывов или желания оказания помощи ребенку. Качество родительской помощи может присутствовать на низком и формальном уровне (по типу: я предлагала, я ругала, онребенок, отказался и др.).
*Категоричный отказ и полное отсутствие у родителей готовности к выходу из «зоны комфорта» (отсутствие готовности родителей к самоизменениям), в виду того, что родители не считают проблему ребенка серьезной, или не видят в ней проблемы, либо не замечают её.
*Игнорирование проблемы ребенка, приводящее родителей к отсутствию
ориентированности на результат.

Модель «Деструктивноэгоистическая родительская помощь».

Эта модель характеризуется высоким уровнем фиксации родителей на собственных переживаниях, связанных/или вызванных проблемой ребенка, формальным уровнем отношения родителей к своим родительским обязанностям. Для деструктивноэгоистичной модели родительской помощи свойственны:
*Не оправдано высокий уровень эмоционального реагирования родителей
на проблему ребенка, который может выражаться в виде паники (волнения, тревоги, опасения) или повышения имеющейся
родительской неврозности, вызванные, в том числе, бессознательным
родительским инстинктом или иными личностными, или бытовыми страхами/неврозами/проблемами.
*Ориентация в цели на себя, на снятие собственного негативного психоэмоционального напряжения, возникшего в ответ на появления
проблемы у ребенка. Решение проблемы ребенка рассматривается родителями, как средство самоуспокоения.
*Значительное снижение качества родительской помощи: использование
деструктивных методов воздействия на ребенка (запреты на голодание или на переедание; ругань и запугивание ребенка негативными последствиями
нарушения пищевого поведения и др; игнорирование желаний и
потребностей ребенка, в том числе и на добровольное посещение врачапсихиатра, привод ребенка на прием насильно или хитростью и т.д.
*Категоричный отказ родителей от выхода из «зоны комфорта» (отсутствие готовности родителей к самоизменениям), в виду того, что родители рассматривают себя и ребенка с проблемой вне контекста собственных
родительских ошибок, абстрагирования себя от ребенка с проблемой, или миксирования своих проблем с проблемой ребенка, отсюда наиболее частые тезис: «лечить» нужно ребенка, а не родителя, с которым, по его мнению,
все в порядке.
*Ориентированность на быстрый результат с помощью врачапсихотерапевта (психиатра), без активного участия родителей, для снятия собственного негативного психоэмоционального напряжения, возникшего в ответ на появления проблемы у ребенка.

Модель «Конструктивнооптимальная родительская помощь».

Эта модель характеризуется оптимальным уровнем фиксации родителей на внутренних переживаниях и проблемах ребенка, выраженных в проблеме нарушения пищевого поведения; адекватным уровнем отношения родителей к своим родительским обязанностям. Для конструктивнооптимальной модели родительской помощи свойственны:
*Самоконтроль родителей с помощью выдержки, терпения и самообладания над собственным эмоциональным реагированием, значительно снижающих уровень родительской тревожности и страхов, что позволяет родителям понимать внутренние переживания ребенка, сопереживать ребенку (а не топить в болоте родительской жалости), предпринимать грамотные и эффективные шаги по корректному решению проблемы ребенка.
*Полная ориентация родителей на решение проблемы ребенкавзвешеносистемно и последовательно, за счет понимания всей сложности решения проблемы ребенка.
*Значительное повышение качества родительской помощи: использование конструктивных методов взаимодействия на ребенка: убеждения, личный пример, доступные для понимания ребенка аргументов и фактов, снятие запретов, отсутствие запугиваний и наказаний; ориентируются желания и потребности ребенка, в том числе и посещение врачапсихиатра, и, при отказе ребенка, родители формируют мотивацию к этому посещению и к последующему лечению.
*Полная готовность родителей к выходу из собственной «зоны комфорта» к личностным изменениям и готовности к саморазвитию, ориентированных на создание необходимых условий для эффективного мотивирования и лечения ребенка.
*Всесторонняя ориентированность родителей на возвращение ребенка к принятым нормам питания, повышающих самооценку ребенкаформирования у него бережного отношения к себе и к образу своего тела и т.д.

Родителям, столкнувшимся с нарушением пищевого поведения ребенка не поддаваться эмоциям, торопиться в решении проблемы, паниковатьзапрещать, ругать и уговаривать ребенка отказаться от изменений в пищевом поведении или обратиться к врачам все это не принесет Вам ожидаемого успеха, только ухудшит отношения с ребенком, который он не осознает свою проблему, он «одержим» своей идеей, он не хочет и не готов лечиться, и принимать помощь как родителей, так и врачапсихиатра.

Любящим родителям важно осознать всю сложность появившейся у ребенка проблемы и её особенности; понимать причины появления проблемы и важность создания собственной эффективной стратегии помощи ребенкув этот сложный, и не простой, для него, период, и, которая определит системную и последовательную тактику родительских мероприятийприводящих к ожидаемому результату.
В основе грамотной стратегия родительской помощи ребенку при нарушениях пищевого лежит модель «конструктивнооптимальной родительской помощи», способствующей полному выздоровлению ребенка.
Основные шаги грамотной и эффективной стратегии родительской помощи ребенку при нарушениях пищевого поведения будут раскрыты в следующих статьях.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: