Вы—родители заметили у своего ребенка стойкие и системные нарушения пищевого поведения. Эти нарушения пищевого поведения ребенка, вызывают у родителей естественные тревогу, беспокойство и страх за здоровье и жизнь ребенка.
Зачастую нарушения пищевого поведения, исключив физиологические их первопричины, являются одной из основных личностных проблем детей подросткового и юношеского возраста (8 —19 лет).
Учитывая, что для всех родителей, дети, вне зависимости от возраста, всегда остаются детьми, в этом цикле статьей дети школьного, подросткового и юношеского возраста будут объединены в одно слово «ребенок».
Родительская помощь ребенку при нарушении пищевого поведения классифицируется на три основных модели (L.Ageeva): нейтрально—безразличная, деструктивно—эгоистичная и конструктивно—оптимальная, каждая из которых состоит из пяти взаимосвязанных и взаимозависимых частей:
*эмоциональное реагирование родителей на возникшую проблему ребенка,
*цель решения проблемы ребенка,
*качество родительской помощи,
*готовность родителей к выходу из «зоны комфорта» или готовность родителей к самоизменениям,
*ориентированность родителей на результат.
Модель «нейтрально—безразличная родительская помощь».
Эта модель характеризуется низким и безответственным уровнем отношением родителей к своим родительским обязанностям. Для нейтрально —безразличной модели родительской помощи свойственны:
*Низкий уровень эмоционального реагирования родителей на возникшую проблему ребенка, преобладает безразличие, или отсутствие каких—либо эмоций не возникает, в ряде случаев возникает досада, злорадство и недоумение («разве это проблема»).
*Отсутствие цели —решение проблемы ребенка. Родители ориентированы на решение собственных бытовых и текущих проблем и задач.
*Отсутствие у родителей позывов или желания оказания помощи ребенку. Качество родительской помощи может присутствовать на низком и формальном уровне (по типу: я предлагала, я ругала, он— ребенок, отказался и др.).
*Категоричный отказ и полное отсутствие у родителей готовности к выходу из «зоны комфорта» (отсутствие готовности родителей к самоизменениям), в виду того, что родители не считают проблему ребенка серьезной, или не видят в ней проблемы, либо не замечают её.
*Игнорирование проблемы ребенка, приводящее родителей к отсутствию
ориентированности на результат.
Модель «Деструктивно—эгоистическая родительская помощь».
Эта модель характеризуется высоким уровнем фиксации родителей на собственных переживаниях, связанных/или вызванных проблемой ребенка, формальным уровнем отношения родителей к своим родительским обязанностям. Для деструктивно—эгоистичной модели родительской помощи свойственны:
*Не оправдано высокий уровень эмоционального реагирования родителей
на проблему ребенка, который может выражаться в виде паники (волнения, тревоги, опасения) или повышения имеющейся
родительской неврозности, вызванные, в том числе, бессознательным
родительским инстинктом или иными личностными, или бытовыми страхами/неврозами/проблемами.
*Ориентация в цели на себя, на снятие собственного негативного психоэмоционального напряжения, возникшего в ответ на появления
проблемы у ребенка. Решение проблемы ребенка рассматривается родителями, как средство самоуспокоения.
*Значительное снижение качества родительской помощи: использование
деструктивных методов воздействия на ребенка (запреты на голодание или на переедание; ругань и запугивание ребенка негативными последствиями
нарушения пищевого поведения и др; игнорирование желаний и
потребностей ребенка, в том числе и на добровольное посещение врача —психиатра, привод ребенка на прием насильно или хитростью и т.д.
*Категоричный отказ родителей от выхода из «зоны комфорта» (отсутствие готовности родителей к самоизменениям), в виду того, что родители рассматривают себя и ребенка с проблемой вне контекста собственных
родительских ошибок, абстрагирования себя от ребенка с проблемой, или миксирования своих проблем с проблемой ребенка, отсюда наиболее частые тезис: «лечить» нужно ребенка, а не родителя, с которым, по его мнению,
все в порядке.
*Ориентированность на быстрый результат с помощью врача —психотерапевта (психиатра), без активного участия родителей, для снятия собственного негативного психоэмоционального напряжения, возникшего в ответ на появления проблемы у ребенка.
Модель «Конструктивно—оптимальная родительская помощь».
Эта модель характеризуется оптимальным уровнем фиксации родителей на внутренних переживаниях и проблемах ребенка, выраженных в проблеме нарушения пищевого поведения; адекватным уровнем отношения родителей к своим родительским обязанностям. Для конструктивно—оптимальной модели родительской помощи свойственны:
*Самоконтроль родителей с помощью выдержки, терпения и самообладания над собственным эмоциональным реагированием, значительно снижающих уровень родительской тревожности и страхов, что позволяет родителям понимать внутренние переживания ребенка, сопереживать ребенку (а не топить в болоте родительской жалости), предпринимать грамотные и эффективные шаги по корректному решению проблемы ребенка.
*Полная ориентация родителей на решение проблемы ребенка: взвешено, системно и последовательно, за счет понимания всей сложности решения проблемы ребенка.
*Значительное повышение качества родительской помощи: использование конструктивных методов взаимодействия на ребенка: убеждения, личный пример, доступные для понимания ребенка аргументов и фактов, снятие запретов, отсутствие запугиваний и наказаний; ориентируются желания и потребности ребенка, в том числе и посещение врача —психиатра, и, при отказе ребенка, родители формируют мотивацию к этому посещению и к последующему лечению.
*Полная готовность родителей к выходу из собственной «зоны комфорта» к личностным изменениям и готовности к саморазвитию, ориентированных на создание необходимых условий для эффективного мотивирования и лечения ребенка.
*Всесторонняя ориентированность родителей на возвращение ребенка к принятым нормам питания, повышающих самооценку ребенка, формирования у него бережного отношения к себе и к образу своего тела и т.д.
Родителям, столкнувшимся с нарушением пищевого поведения ребенка не поддаваться эмоциям, торопиться в решении проблемы, паниковать, запрещать, ругать и уговаривать ребенка отказаться от изменений в пищевом поведении или обратиться к врачам все это не принесет Вам ожидаемого успеха, только ухудшит отношения с ребенком, который он не осознает свою проблему, он «одержим» своей идеей, он не хочет и не готов лечиться, и принимать помощь как родителей, так и врача—психиатра.
Любящим родителям важно осознать всю сложность появившейся у ребенка проблемы и её особенности; понимать причины появления проблемы и важность создания собственной эффективной стратегии помощи ребенку, в этот сложный, и не простой, для него, период, и, которая определит системную и последовательную тактику родительских мероприятий, приводящих к ожидаемому результату.
В основе грамотной стратегия родительской помощи ребенку при нарушениях пищевого лежит модель «конструктивно—оптимальной родительской помощи», способствующей полному выздоровлению ребенка.
Основные шаги грамотной и эффективной стратегии родительской помощи ребенку при нарушениях пищевого поведения будут раскрыты в следующих статьях.
Статьи по теме:
Стратегия коррекции пищевого поведения ребенка. Часть 1.
Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: первый шаг (часть 2)
Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: второй шаг (часть 3)
Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: третий шаг (часть 4)
Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: четвертый шаг (часть 5)
Лечение нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: пятый шаг (часть 6)
Психотерапия нарушения пищевого поведения. Семейная системная психотерапия (часть 7)
Психотерапия нарушений пищевого поведения. Диалектическая поведенческая психотерапия (DBT) (часть 8)
Психотерапия нарушений пищевого поведения. Когнитивно—поведенческая психотерапия (CBT)(часть 9)
Психотерапия нарушений пищевого поведения. Интерперсональная психотерапия (IPT)(часть 10)
Психотерапия нарушений пищевого поведения. Психотерапия искусством (часть 11)
Психотерапия нарушений пищевого поведения. Психотерапия искусством (часть 12)
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.