Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Интерперсональная психотерапия (IPT)(часть 10)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 31.10.2019

Одним  из методов психотерапии, применяемой при лечении нарушении пищевого поведения является интерперсональная психотерапия (IPT)-это краткосрочная,  достаточно  хорошо структурированная и сфокусированная психотерапия, решающая  текущие проблемы (здесь и сейчас) межличностных взаимоотношений людей, имеющих психические расстройства по основным составляющим:

*Симптоматика: симптомы нарушения пищевого поведения ребенка.

*Социальное и межличностное взаимодействие ребенка со значимыми, для него, людьми (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.).

*Личностные особенности-это устойчивые паттерны жизненного функционирования ребенка.

На первом этапе интерперсональной психотерапии (IPT), психотерапевт:

*определяет уровень психологического дисстресса ребенка;

*выявляет ситуации межличностных ролевых конфликтов на основе разницы ожиданий от взаимодействия ребенком и значимыми для него людьми;

*находит нецелесообразные мысли и поведение во межличностных отношениях;

*анализирует все сферы жизни ребенка, требующие изменений (личностные качества и черты ребенка не анализируются);

*определяет реальные жизненные ситуации, требующих адаптации ребенка (или ожидаемые ситуации);

*определяет качество и насыщенность межличностного дефицита.

Основные методы психотерапиипсихотерапевтические диагностические беседы, опросники (симптоматических, личностных и межличностных отношений), методики (стадий психотерапевтических изменений, исследования самооценки)

На втором этапе интерперсональной психотерапии (IPT), психотерапевт:

*корректирует и формирует у ребенка навыки самопонимания (когнитивный аспект);

*корректирует и формирует у ребенка навыки саморегуляции (поведенческий аспект);

*раскрывает роль ребенка в создании конфликта, механизм возникновения конфликта, структуру  повторения и продолжения конфликтных ситуаций ребенка с помощью его поведением и эмоциональным реагированием;

*показывает ребенку варианты и возможности предотвращения и профилактирования межличностных конфликтов;

*учит ребенка грамотному и открытому выражению собственных чувств, связанных с важными для ребенка темами (авторитетами, зависимостью, поисками поддержки, недостаточной самостоятельностью и ответственностью, неуверенностью и др);

*обучает ребенка и формирует у него  адекватные формы поведения;

*корректирует у ребенка его неадекватные реакции и формы поведения, используя различные вспомогательные приемы и техники;

*активизирует механизм трансформации норм взаимодействия в новых условиях;

*обучает анализу собственных ожиданий, собственного поведения и собственных эмоций.

Основные методы психотерапиипсихотерапевтические беседы, поведенческие техник,  специальных упражнений (вербальных и невербальных),  специальные технические приемы и упражнения, дискуссии (на темы: «доверие – недоверие»,  «симпатии — антипатии», «ожидания-реальность», «представления о потребностях и представлениях себя и других людей), поведенческий тренинг «моя роль».

На третьем этапе интерперсональной психотерапии (IPT), психотерапевт:

*рефлексирует у ребенка выраженное улучшение (по шкалам «Соматизация», «Депрессия», «Тревожность», «Межличностная тревожность», «Фобии», «Общего симптоматического индекса», «Индекс проявлений симптоматики», «Индекс выраженности дистресса»);

*минимизирует у ребенка расхождение образов « Я-реальный» -«Я-идеальный»;

*закрепляет у ребенка новое позитивное самоотношение;

*фиксирует у ребенка снижение фрустрированности (из-за недовольства собой) и, как результат, улучшения социальной адаптивности.

формируется более позитивное самоотношение, снижается уровень фрустрированности, обусловленный постоянным недовольством собой, повышается психологическая адаптация.

Основные методы психотерапии: психотерапевтические беседы, поведенческий самоанализ нарушения пищевого поведениятехники и поведенческие тренинги (типа, «Межличностное общение»,  «Эмоциональная саморегуляция»), диагностические сравнительные опросники (симптоматический, личностный и межличностных отношений), методики (стадий изменений, исследования самооценки и др)

Интерперсональная психотерапия (IPT) позволяет постепенно перевести ребенка со стадии предразмышления о своем нарушении пищевого поведения (отсутствие понимания ребенком психологических причин своего состояния, активное сопротивление решению имеющихся проблем) на стадию размышления (появление устойчивой мотивации к саморазвитию, смене своего поведения, и как следствие решение имеющихся проблем) на стадию действия (реализации нового поведения в решении проблем), то есть ребенок начинает преодолевать дефицит межличностных отношений (например, утерянных), старается увеличить их количество и перевести на качественно-новый, для него, уровень.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

 

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: