Одним из методов психотерапии, применяемой при лечении нарушении пищевого поведения является интерперсональная психотерапия (IPT)-это краткосрочная, достаточно хорошо структурированная и сфокусированная психотерапия, решающая текущие проблемы (здесь и сейчас) межличностных взаимоотношений людей, имеющих психические расстройства по основным составляющим:
*Симптоматика: симптомы нарушения пищевого поведения ребенка.
*Социальное и межличностное взаимодействие ребенка со значимыми, для него, людьми (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.).
*Личностные особенности-это устойчивые паттерны жизненного функционирования ребенка.
На первом этапе интерперсональной психотерапии (IPT), психотерапевт:
*определяет уровень психологического дисстресса ребенка;
*выявляет ситуации межличностных ролевых конфликтов на основе разницы ожиданий от взаимодействия ребенком и значимыми для него людьми;
*находит нецелесообразные мысли и поведение во межличностных отношениях;
*анализирует все сферы жизни ребенка, требующие изменений (личностные качества и черты ребенка не анализируются);
*определяет реальные жизненные ситуации, требующих адаптации ребенка (или ожидаемые ситуации);
*определяет качество и насыщенность межличностного дефицита.
Основные методы психотерапии: психотерапевтические диагностические беседы, опросники (симптоматических, личностных и межличностных отношений), методики (стадий психотерапевтических изменений, исследования самооценки)
На втором этапе интерперсональной психотерапии (IPT), психотерапевт:
*корректирует и формирует у ребенка навыки самопонимания (когнитивный аспект);
*корректирует и формирует у ребенка навыки саморегуляции (поведенческий аспект);
*раскрывает роль ребенка в создании конфликта, механизм возникновения конфликта, структуру повторения и продолжения конфликтных ситуаций ребенка с помощью его поведением и эмоциональным реагированием;
*показывает ребенку варианты и возможности предотвращения и профилактирования межличностных конфликтов;
*учит ребенка грамотному и открытому выражению собственных чувств, связанных с важными для ребенка темами (авторитетами, зависимостью, поисками поддержки, недостаточной самостоятельностью и ответственностью, неуверенностью и др);
*обучает ребенка и формирует у него адекватные формы поведения;
*корректирует у ребенка его неадекватные реакции и формы поведения, используя различные вспомогательные приемы и техники;
*активизирует механизм трансформации норм взаимодействия в новых условиях;
*обучает анализу собственных ожиданий, собственного поведения и собственных эмоций.
Основные методы психотерапии: психотерапевтические беседы, поведенческие техник, специальных упражнений (вербальных и невербальных), специальные технические приемы и упражнения, дискуссии (на темы: «доверие – недоверие», «симпатии — антипатии», «ожидания-реальность», «представления о потребностях и представлениях себя и других людей), поведенческий тренинг «моя роль».
На третьем этапе интерперсональной психотерапии (IPT), психотерапевт:
*рефлексирует у ребенка выраженное улучшение (по шкалам «Соматизация», «Депрессия», «Тревожность», «Межличностная тревожность», «Фобии», «Общего симптоматического индекса», «Индекс проявлений симптоматики», «Индекс выраженности дистресса»);
*минимизирует у ребенка расхождение образов « Я-реальный» -«Я-идеальный»;
*закрепляет у ребенка новое позитивное самоотношение;
*фиксирует у ребенка снижение фрустрированности (из-за недовольства собой) и, как результат, улучшения социальной адаптивности.
формируется более позитивное самоотношение, снижается уровень фрустрированности, обусловленный постоянным недовольством собой, повышается психологическая адаптация.
Основные методы психотерапии: психотерапевтические беседы, поведенческий самоанализ нарушения пищевого поведения, техники и поведенческие тренинги (типа, «Межличностное общение», «Эмоциональная саморегуляция»), диагностические сравнительные опросники (симптоматический, личностный и межличностных отношений), методики (стадий изменений, исследования самооценки и др)
Интерперсональная психотерапия (IPT) позволяет постепенно перевести ребенка со стадии предразмышления о своем нарушении пищевого поведения (отсутствие понимания ребенком психологических причин своего состояния, активное сопротивление решению имеющихся проблем) на стадию размышления (появление устойчивой мотивации к саморазвитию, смене своего поведения, и как следствие решение имеющихся проблем) на стадию действия (реализации нового поведения в решении проблем), то есть ребенок начинает преодолевать дефицит межличностных отношений (например, утерянных), старается увеличить их количество и перевести на качественно-новый, для него, уровень.
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.