Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Интерперсональная психотерапия (IPT)(часть 10)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 31.10.2019

Одним  из методов психотерапии, применяемой при лечении нарушении пищевого поведения является интерперсональная психотерапия (IPT)-это краткосрочная,  достаточно  хорошо структурированная и сфокусированная психотерапия, решающая  текущие проблемы (здесь и сейчас) межличностных взаимоотношений людей, имеющих психические расстройства по основным составляющим:
*Симптоматика: симптомы нарушения пищевого поведения ребенка.
*Социальное и межличностное взаимодействие ребенка со значимыми, для него, людьми (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.).
*Личностные особенности-это устойчивые паттерны жизненного функционирования ребенка.

На первом этапе интерперсональной психотерапии (IPT), психотерапевт:
*определяет уровень психологического дисстресса ребенка;
*выявляет ситуации межличностных ролевых конфликтов на основе разницы ожиданий от взаимодействия ребенком и значимыми для него людьми;
*находит нецелесообразные мысли и поведение во межличностных отношениях;
*анализирует все сферы жизни ребенка, требующие изменений (личностные качества и черты ребенка не анализируются);
*определяет реальные жизненные ситуации, требующих адаптации ребенка (или ожидаемые ситуации);
*определяет качество и насыщенность межличностного дефицита.
Основные методы психотерапиипсихотерапевтические диагностические беседы, опросники (симптоматических, личностных и межличностных отношений), методики (стадий психотерапевтических изменений, исследования самооценки)

На втором этапе интерперсональной психотерапии (IPT), психотерапевт:
*корректирует и формирует у ребенка навыки самопонимания (когнитивный аспект);
*корректирует и формирует у ребенка навыки саморегуляции (поведенческий аспект);
*раскрывает роль ребенка в создании конфликта, механизм возникновения конфликта, структуру  повторения и продолжения конфликтных ситуаций ребенка с помощью его поведением и эмоциональным реагированием;
*показывает ребенку варианты и возможности предотвращения и профилактирования межличностных конфликтов;
*учит ребенка грамотному и открытому выражению собственных чувств, связанных с важными для ребенка темами (авторитетами, зависимостью, поисками поддержки, недостаточной самостоятельностью и ответственностью, неуверенностью и др);
*обучает ребенка и формирует у него  адекватные формы поведения;
*корректирует у ребенка его неадекватные реакции и формы поведения, используя различные вспомогательные приемы и техники;
*активизирует механизм трансформации норм взаимодействия в новых условиях;
*обучает анализу собственных ожиданий, собственного поведения и собственных эмоций.
Основные методы психотерапиипсихотерапевтические беседы, поведенческие техник,  специальных упражнений (вербальных и невербальных),  специальные технические приемы и упражнения, дискуссии (на темы: «доверие – недоверие»,  «симпатии — антипатии», «ожидания-реальность», «представления о потребностях и представлениях себя и других людей), поведенческий тренинг «моя роль».

На третьем этапе интерперсональной психотерапии (IPT), психотерапевт:
*рефлексирует у ребенка выраженное улучшение (по шкалам «Соматизация», «Депрессия», «Тревожность», «Межличностная тревожность», «Фобии», «Общего симптоматического индекса», «Индекс проявлений симптоматики», «Индекс выраженности дистресса»);
*минимизирует у ребенка расхождение образов « Я-реальный» -«Я-идеальный»;
*закрепляет у ребенка новое позитивное самоотношение;
*фиксирует у ребенка снижение фрустрированности (из-за недовольства собой) и, как результат, улучшения социальной адаптивности;
*формируется более позитивное самоотношение, снижается уровень фрустрированности, обусловленный постоянным недовольством собой, повышается психологическая адаптация.

Основные методы психотерапии: психотерапевтические беседы, поведенческий самоанализ нарушения пищевого поведениятехники и поведенческие тренинги (типа, «Межличностное общение»,  «Эмоциональная саморегуляция»), диагностические сравнительные опросники (симптоматический, личностный и межличностных отношений), методики (стадий изменений, исследования самооценки и др)

Интерперсональная психотерапия (IPT) позволяет постепенно перевести ребенка со стадии предразмышления о своем нарушении пищевого поведения (отсутствие понимания ребенком психологических причин своего состояния, активное сопротивление решению имеющихся проблем) на стадию размышления (появление устойчивой мотивации к саморазвитию, смене своего поведения, и как следствие решение имеющихся проблем) на стадию действия (реализации нового поведения в решении проблем), то есть ребенок начинает преодолевать дефицит межличностных отношений (например, утерянных), старается увеличить их количество и перевести на качественно-новый, для него, уровень.

Статьи по теме:

Стратегия коррекции пищевого поведения ребенка. Часть 1.

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: классификация родительской помощи  (часть 1)

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: первый шаг (часть 2)

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: второй шаг (часть 3)

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: третий шаг (часть 4)

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: четвертый шаг (часть 5)

Лечение нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: пятый шаг (часть 6)

Психотерапия нарушения пищевого поведения. Семейная системная психотерапия (часть 7)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Диалектическая поведенческая психотерапия  (DBT) (часть 8)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Когнитивно—поведенческая психотерапия (CBT)(часть 9)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Интерперсональная психотерапия (IPT)(часть 10)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Психотерапия искусством (часть 11)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Психотерапия искусством (часть 12)

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

 

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: