Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Психотерапия искусством (часть 12)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 03.11.2019

Арт-психотерапия является  одним из видов психотерапии искусством, относящегося к числу методов психотерапевтического лечения нарушений пищевого поведения. В основе использования этого метода психотерапии лежат убеждения:

1.Результат  изобразительной деятельности,  созданный пациентом отражает и выражает картину его внутренних переживаний, его внутреннего психоэмоционального состояния и его персональных представлений о себе, о мире и себя в этом мире.

2.Результат  изобразительной деятельности пациента позволяет психотерапевту поставить диагноз, и определить адекватную ему психотерапию (назначить адекватное лечение).

3.Коммуникация и отношения между людьми улучшаются в процессе совместного создания предмета искусства (через рисование/графику, скульптуру/лепку, моделирования, аппликации/мозаики), меняют картину внутренних переживаний пациента, его внутреннее психоэмоциональное состояние и его персональные  представления о себе, о мире и себя в этом мир.

4. Адаптивные и когнитивные функции пациента значительно улучшаются в процессе получения пациентом позитивных  эмоций (удовольствие, радость, удовлетворение и наслаждение), глубокого осознания самого себя (своих чувств, эмоций, ощущений), окружающего мира и себя в нем, с одновременным освобождением от негативных эмоций .

5.При арт -психотерапии не играют никакой роли творческие способности, поэтому совсем не важно есть они или нет, потому что на эффективность лечения они не влияет и не оказывают никакой роли. В арт психотерапии важные иные  показали творческого процесса и его результата. Поэтому не стоит отказываться от арт-терапии из-за страха не справиться с заданиями.

На первом этапе Арт- психотерапии, психотерапевт:

*диагностирует у ребенка психоэмоциональное состояние;

*устанавливает с ребенком психотерапевтический контакт;

*определяет уровень самоконтроля, самооценки;

*определяет уровень психологического дисстресса ребенка;

*предлагает ребенку для выбора, наиболее интересный для него вид деятельности (рисование/графика, скульптура/лепка, моделирование, аппликация/мозаика).

Основные методы психотерапиипсихотерапевтические диагностические беседы, методики исследования самооценки, проективное рисование (3 рисунка), тест «Дом-Дерево-Человек», «Нарисуй дорогу», методика МАРИ (Mandala Assessment Research instrument).

На втором  этапе Арт- психотерапии, психотерапевт:

*освобождает ребенка от негативных и скрытых эмоций;

*устраняет у ребенка негативные внутренние переживания;

*стабилизует  у ребенка его внутреннее психоэмоциональное состояние;

*обучает ребенка самовыражение средствами изобразительного искусства;

*формирует или развивает у ребенка чувства самоконтроля;

*повышает у ребенка самооценку;

*улучшает у ребенка навыки коммуникации и отношения с окружающими;

*акцентирует внимание ребенка на альтернативных способах эмоциональной саморегуляции, не фиксированные на еде и обучает ребенка их использованию;

*улучшает у ребенка адаптивные и когнитивные функции.

Основные методы психотерапиипсихотерапевтические беседы, процесс изобразительной деятельности, управляемая визуализация.

На третьем этапе Арт- психотерапии, психотерапевт:

*рефлексирует у ребенка выраженное улучшение психоэмоционального состояния;

*закрепляет у ребенка новое позитивное самоотношение: адекватную самооценку и чувство самоконтроля;

*фиксирует у ребенка новые, положительные и позитивные, навыки коммуникации, новые модели поведения и новые методы взаимодействия с окружающими;

*закрепляет у ребенка навыки альтернативных способах эмоциональной саморегуляции, не фиксированные на еде.

Основные методы психотерапиипсихотерапевтические диагностические беседы, методики исследования самооценки, проективное рисование (3 рисунка), тест «Дом-Дерево-Человек», «Нарисуй дорогу»,методика МАРИ (Mandala Assessment Research instrument).

Родителям стоит понимать, в арт-психотерапии для психотерапевта важность представляют две основные позиции:

*сам процесс работы ребенка над своим продуктом изобразительной деятельности;

*бессознательное реагирование ребенка (например, пантомимика), чувства и эмоции в процессе изобразительной деятельности;

*рисунок ребенка, как продукт его изобразительной деятельности, являющийся для психотерапевта рабочим инструментом (постановка диагноза, коррекция и др).

Психотерапевту абсолютно не важно КАК технически творит ребенок. Психотерапевту крайне важно ЧТО происходит с ребенком в процессе изобразительного творчества.

По завершению курса арт-психотерапии, ребенку предоставляется выбор:

*Либо ребенок может  самостоятельно уничтожить свои творческие результаты, чтоб не было никаких воспоминаний о проблеме.

*Либо ребенок может сохранить свои творческие результаты, использовав как работу над ошибками,  как подсказку-напоминание о совершенной ошибке и как опыт её решения.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: