Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Психотерапия искусством (часть 12)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 03.11.2019

Арт-психотерапия является  одним из видов психотерапии искусством, относящегося к числу методов психотерапевтического лечения нарушений пищевого поведения. В основе использования этого метода психотерапии лежат убеждения:
1.Результат  изобразительной деятельности,  созданный пациентом отражает и выражает картину его внутренних переживаний, его внутреннего психоэмоционального состояния и его персональных представлений о себе, о мире и себя в этом мире.
2.Результат  изобразительной деятельности пациента позволяет психотерапевту поставить диагноз, и определить адекватную ему психотерапию (назначить адекватное лечение).
3.Коммуникация и отношения между людьми улучшаются в процессе совместного создания предмета искусства (через рисование/графику, скульптуру/лепку, моделирования, аппликации/мозаики), меняют картину внутренних переживаний пациента, его внутреннее психоэмоциональное состояние и его персональные  представления о себе, о мире и себя в этом мир.
4. Адаптивные и когнитивные функции пациента значительно улучшаются в процессе получения им позитивных  эмоций (удовольствие, радость, удовлетворение и наслаждение), глубокого осознания самого себя (своих чувств, эмоций, ощущений), окружающего мира и себя в нем, с одновременным освобождением от негативных эмоций .
5.При арт -психотерапии не играют никакой роли творческие способности, поэтому совсем не важно есть они или нет, потому что на эффективность лечения они не влияет и не оказывают никакой роли. В арт психотерапии важные иные  показали творческого процесса и его результата. Поэтому не стоит отказываться от арт-терапии из-за страха не справиться с заданиями.

На первом этапе Арт- психотерапии, психотерапевт:
*диагностирует у ребенка психоэмоциональное состояние;
*устанавливает с ребенком психотерапевтический контакт;
*определяет уровень самоконтроля, самооценки;
*определяет уровень психологического дисстресса ребенка;
*предлагает ребенку для выбора, наиболее интересный для него вид деятельности (рисование/графика, скульптура/лепка, моделирование, аппликация/мозаика).
Основные методы психотерапиипсихотерапевтические диагностические беседы, методики исследования самооценки, проективное рисование (3 рисунка), тест «Дом-Дерево-Человек», «Нарисуй дорогу», методика МАРИ (Mandala Assessment Research instrument).

На втором  этапе Арт- психотерапии, психотерапевт:
*освобождает ребенка от негативных и скрытых эмоций;
*устраняет у ребенка негативные внутренние переживания;
*стабилизует  у ребенка его внутреннее психоэмоциональное состояние;
*обучает ребенка самовыражение средствами изобразительного искусства;
*формирует или развивает у ребенка чувства самоконтроля;
*повышает у ребенка самооценку;
*улучшает у ребенка навыки коммуникации и отношения с окружающими;
*акцентирует внимание ребенка на альтернативных способах эмоциональной саморегуляции, не фиксированные на еде и обучает ребенка их использованию;
*улучшает у ребенка адаптивные и когнитивные функции.
Основные методы психотерапиипсихотерапевтические беседы, процесс изобразительной деятельности, управляемая визуализация.

На третьем этапе Арт- психотерапии, психотерапевт:
*рефлексирует у ребенка выраженное улучшение психоэмоционального состояния;
*закрепляет у ребенка новое позитивное самоотношение: адекватную самооценку и чувство самоконтроля;
*фиксирует у ребенка новые, положительные и позитивные, навыки коммуникации, новые модели поведения и новые методы взаимодействия с окружающими;
*закрепляет у ребенка навыки альтернативных способах эмоциональной саморегуляции, не фиксированные на еде.
Основные методы психотерапиипсихотерапевтические диагностические беседы, методики исследования самооценки, проективное рисование (3 рисунка), тест «Дом-Дерево-Человек», «Нарисуй дорогу»,методика МАРИ (Mandala Assessment Research instrument).

Родителям стоит понимать, в арт-психотерапии для психотерапевта важность представляют основные позиции:
*сам процесс работы ребенка над своим продуктом изобразительной деятельности;
*бессознательное реагирование ребенка (например, пантомимика), чувства и эмоции в процессе изобразительной деятельности;
*рисунок ребенка, как продукт его изобразительной деятельности, являющийся для психотерапевта рабочим инструментом (постановка диагноза, коррекция и др).

Психотерапевту абсолютно не важно КАК технически творит ребенок. Психотерапевту крайне важно ЧТО происходит с ребенком в процессе изобразительного творчества.

По завершению курса арт-психотерапии, ребенку предоставляется выбор:
*Либо ребенок может  самостоятельно уничтожить свои творческие результаты, чтоб не было никаких воспоминаний о проблеме.
*Либо ребенок может сохранить свои творческие результаты, использовав как работу над ошибками,  как подсказку-напоминание о совершенной ошибке и как опыт её решения.

Статьи по теме:

Стратегия коррекции пищевого поведения ребенка. Часть 1.

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: классификация родительской помощи  (часть 1)

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: первый шаг (часть 2)

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: второй шаг (часть 3)

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: третий шаг (часть 4)

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: четвертый шаг (часть 5)

Лечение нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: пятый шаг (часть 6)

Психотерапия нарушения пищевого поведения. Семейная системная психотерапия (часть 7)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Диалектическая поведенческая психотерапия  (DBT) (часть 8)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Когнитивно—поведенческая психотерапия (CBT)(часть 9)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Интерперсональная психотерапия (IPT)(часть 10)

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Психотерапия искусством (часть 11)

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

Последние материалы

Архивы

error: