Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Психотерапия нарушений пищевого поведения. Когнитивно—поведенческая психотерапия (CBT)(часть 9)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 30.10.2019

Ведущим методом психотерапии нарушений пищевого поведения является когнитивной -поведенческая психотерапия (CBT), на базовой основе которой созданы множество методов психотерапии.

Когнитивно -поведенческая психотерапия (CBT) в лечении нарушения пищевого поведения ориентирована на нахождение и устранение иррациональных убеждений «пищевого невроза», выводящих  ребенка из замкнутого круга его иллюзорных идей.

На первом этапе когнитивно -поведенческой психотерапии (CBT),  психотерапевт:

*находит  причины «пищевого невроза»;

*определяет симптомы проблемного поведения-нарушения пищевого поведения;

*выявляет автоматические мысли ребенка.

Основные методы психотерапии на этом этапе: диагностические психотерапевтические беседы, тесты,  психологический анализ поведения ребенка, ситуаций, в которых он оказался и его поведение и реакции в этих ситуациях.

На втором этапе когнитивно -поведенческой психотерапии (CBT),  психотерапевт:

*корректирует у ребенка искаженный образ его тела;

*устраняет у ребенка переживания, связанные с его фигурой;

*обучает ребенка распознанию и «схватыванию» собственных негативных автоматических мыслей;

*демонстрирует взаимосвязь негативных мыслей (и их формулировок) и с деструктивными чувствами, эмоциями;

*предлагает ребенку к освоению конструктивные способы и методы замены иррациональных мыслей;

*показывает ребенку весь диапазон возможных конструктивных и позитивных моделей поведения.

Основные методы психотерапии на этом этапе: психологический анализ, психологическая иллюстрация, «эмоциональный захват», психотерапевтические беседы, ролевые игры, психологическое прогнозирование, психологическое конструирование, поведенческие тренинги.

На третьем этапе когнитивно -поведенческой психотерапии (CBT),  психотерапевт:

*закрепляет у ребенка новый образ собственного тела и новое отношение к нему;

*закрепляет у ребенка новые мысли и навык распознания и устранения негативных автоматических мыслей;

*закрепляет в поведении ребенка конструктивных и позитивных моделей.

Клиентский пример. Дженни. Девочка 14 лет.

Анамнез. Диагноз «нервная булимия», поставлен врачомпсихиатром по месту жительства, при осмотре ребенка за месяц до визита к врачупсихотерапевту. Инициатором обращения на прием к врачупсихиатру и врачупсихотерапевту является мать. 

Мать ребенка рассказала. Она одна воспитывает ребенка. В воспитании ей помогают её родители.  У девочки с рождения была диагностирована аллергия и предастматическое состояние, поэтому с самого рождения она держала ребенка на жесткой и строгой диете. В последив диагнозы не подтвердились, но мать и её родители решили не менять систему и режим питания ребенка, считая его правильным и здоровым, что он пойдет на пользу ребенку. Мать жаловалась на собственные страдания, вызванные страданиями дочери, спровоцированными приступами переедания (заканчивающиеся приступами гастрита).  Мать рассказала, что на кухонную дверь поставили замок, лишив ребенка доступа к блюдам и продуктам. 

Ребенок рассказал: Она и её здоровье и питание всегда была центром внимания в семье. Мать и бабушка с дедушкой проявляли по отношению к ребенку гиперопеку заботу, гипервнимание и жесткий контроль за рационом и питанием девочки. Первые срывы переедания случись, когда девочка стала самостоятельно ходить в школу и у неё появились карманные деньги.  Девочка покупала и объедалась шоколадом, сдобной выпечкой, картофелем фри, газировкой и др. Потом она сознательно вызывала рвоту (чтоб не болел живот), иногда это не получалось сделать. Когда девочку лишали карманных денег,  она тихонько, незаметно для взрослых и без их разрешения брала (воровала) деньги у матери или её родителей и покупала любимые продукты в магазинах.  В ряде случает ребенок проносил вкусняшки и вредняшки домой, прятала и ночью ела.  Девочка утверждала, что ничего не может поделать с собой, когда начинает кушать и не понимает, когда нужно остановиться. За воровство и переедание девочку руками и пугали, ожесточали контроль (провожали в школу и встречали после неё). 

 Выводы.

1.Выявлен «пищевой симптом» — это проблемное пищевое поведение (переедание. нервная булимии) В случае если попытки сбросить вес приводят к той или иной форме пищевого невроза, то пищевой симптом, «проблемное поведение»

2.В семье применялись и применяются:

*жесткие методы воспитания пищевого поведения (гиперконтроль, гиперопеку отека, гиперзабота,  уговоры, укоры, упреки, обвинения, завышенные требования к пищевому поведению ребенку и др), вынуждающие ребенка использовать асоциальные модели  поведения (воровство, обман и ложь);

*используются деструктивные установки, которыми руководствуются ребенок, и которые легли в основу деформированной и искаженной детской логики, по типу: Я случайно съела немного «запретного продукта», значит я не поправимо нарушила мамину диету (мамин запрет), следовательно, у меня начнет сильно болеть живот и меня снова все будут ругать»

*внушение ребенку позиции «ты-маленькая и не можешь контролировать себя», ты-маленькая, мы -взрослые лучше знаем что тебе нужно», слушай нас и выполняй-мы желаем тебе здоровья».

3. Психоэмоциональный фон семьи можно определить, как негативный и нервозный, достаточно напряженным, из -за периодических  ухода ребенка с диеты и   срывов в переедание. Мать и её родители утверждают, что беспокоиться за здоровье и фигуру ребенка. Ребенок переживает из-за чувства вины-стыда, из-за наказаний.

4. У ребенка выявлена стойко сформированная «автоматическая мысль» («Я сорвалась с диета. Мне нужно успеть покушать вкушено и вредняшек, пока диета не началась снова», «Все пропало из-за меня», «Это ужасно», «Я -плохая»), которая, при употреблении ребенком продуктов не из диеты,  вызывала у девочки состояние иррационального страха «мне будет плохо», и ребенок считал, раз последствия будут ужасными, значит можно поесть что-то вкусняшек, или вредняшек. Каждый приступ переедания девочка считала последним.

5. Когнитивно -поведенческая психотерапия (CBT) в лечении нарушения пищевого поведения девочки, может предложить:

*формирование у девочки правильной интерпретации своего негативно-актуального опыта

*исправление у ребенка дисфункциональных мыслей,  становящихся стартом приступа переедания;

*проработка (проигрывание) с ребенком всевозможных вариантов продолжения ситуации с перееданием и демонстрация ей  иных вариантов её развития и результатов;

*формирование у девочки отвественности, самоконтроля и самостоятельности за свое здоровье и питание;

*передачу матери и её родным ответственности ребенку за её питание (после проработки дисфункциональных мыслей);

*переход матери и её родителей на позитивно- конструктивные методы взаимодействия с девочкой и полный отказ от деструктивных методов воздействия на ребенка (устранение гиперопеку, гиперконтроля, не применять деструктивные методы воздействия на ребенка, не ругать за срывы, не упрекать, не укорять, не обвинять и др);

*отказаться матери и её родителям от контроля за ее питанием девочки;

*разнообразить меню для ребенка за счет полезных продуктов и блюд и многое  другое.

Лечение пищевого поведения методами когнитивно -поведенческой психотерапия (CBT) значительно сначала значительно снижает количество приступов переедания, а затем сводит их к нулю.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: